3.3.1. Анализ потребителей рынка гостиничных услуг г. Белгорода
Понимание потребителей предоставляет предприятию следующие возможности:
Прогнозировать потребности клиентов;
Выявлять услуги, пользующиеся наибольшим спросом;
Приобретать доверие потребителей за счет понимания их запросов;
Понимать, чем руководствуется потребитель, принимая решение о приобретении услуг;
Вырабатывать соответствующую стратегию маркетинга и конкретные элементы его наиболее эффективного комплекса;
Создавать систему обратной связи с потребителями товаров и услуг.
Основным сегментом потребителей услуг гостиницы «Белгород» являются звезды современной эстрады, артисты, актеры, приезжающие на гастроли в г. Волгоград, а также деловые люди, посещающие город в целях ведения бизнеса. Как правило, данная категория потребителей размещается в номерах категории люкс и полулюкс. Это люди, которые ценят комфорт и качество предоставляемых услуг. Кроме основных услуг, они нуждаются в дополнительных услугах, неотъемлемо связанных с их привычным образом жизни. К таким услугам можно отнести услуги по проведению досуга – услуги спортивно-оздоровительного центра, бизнес-центра, конференц-зала, парикмахерской, прачечной, заказа и бронирования авиа и железнодорожных билетов, хранения вещей.
Анализ потребителей гостиницы «Белгород» был проведен посредством анкетирования клиентов, включающее в себя несколько этапов:
1 этап – на сбор информации у гостиничного персонала о предпочтениях гостей: категории номеров, цена на номер, средняя продолжительность проживания, цель поездки (конференции, деловые поездки, туризм и т.д.). На этом этапе были использованы дополнительные источники вторичной информации – журнал регистрации, в котором содержатся сведения о клиентах (фамилия, имя, адрес, дата прибытия и убытия, номера занимаемых комнат и т.д.); картотека клиентов, в которой содержатся данные о всех постояльцах гостиницы за последние 12 месяцев. В нее помимо формальных данных вносятся сведения о предпочтениях клиентов относительно категории номеров, о предпочтениях относительно предоставления дополнительных услуг, количество предыдущих посещений и подробности, связанные с пребыванием в гостинице.
2 этап – размещение в номерах гостиницы анкет. Данное мероприятие предназначено для определения степени удовлетворенности туристов и клиентов гостиницы условиями проживания и обслуживанием. Специфика подобного анкетирования заключается в том, что его результаты хотя и не несут в себе обширную и глубокую информацию, но обеспечивают базу для выявления определенных тенденций в уровне обслуживания и его соответствия требованиям потребителей.
В 2013г. сотрудниками гостиницы было опрошено 832 человека. В результате проводимого опроса были получены следующие данные, которые представлены в таблице 3.1 по таким значимым критериям, как возраст, контингент гостей, продолжительность проживания, категории номеров, в которых размещаются клиенты; предпочтения и пожелания клиентов.
Таблица 3.1
Сегментация потребителей гостиницы «Белгород»
Критерии сегментации | Количество опрошенных | Уд. вес, % |
Возраст, лет | ||
до 30 | 153 | 18,4 |
30 - 40 | 244 | 29,3 |
40 - 50 | 297 | 35,7 |
старше 50 | 138 | 16,6 |
Контингент гостей | ||
студенты | 120 | 14,4 |
деловые люди | 341 | 41,0 |
знаменитости | 259 | 31,1 |
туристы | 112 | 13,5 |
Продолжительность проживания, сутки | ||
менее 5 | 452 | 54,3 |
5 - 10 | 207 | 24,9 |
10 - 15 | 136 | 16,3 |
свыше 15 | 37 | 4,5 |
Категории номеров | ||
стандартный | 179 | 21,5 |
двухместный | 243 | 29,2 |
полулюкс | 274 | 32,9 |
люкс | 136 | 16,4 |
Предпочтения клиентов | ||
расширение ассортимента услуг | 364 | 43,8 |
повышение качества обслуживания | 273 | 32,8 |
модернизация номеров | 195 | 23,4 |
Из таблицы 3.1 видно, что основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 – 50 лет, люди с деловой целью поездки. Предпочтительные условия размещения являются номера двухместный категории и категории полулюкс. Предпочтениями и пожеланиями гостей являются: расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номеров.
Проиллюстрируем анализ потребителей на рис. 2.3
Рис. 2.3. Сегментация потребителей по критерию предпочтений и пожеланий гостей
Таким образом, по данным специалистов, работающих в службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты предпочитают номера улучшенной категории и категории полулюкс и основными предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству гостиницы «Белгород» необходимо предпринять меры по разработке стратегии, позволяющей удовлетворить пожелания клиентов, что в свою очередь повысит статус предприятия на рынке гостиничных услуг г. Белгород.
3.3.2. Сравнительный анализ конкурентов рынка гостиничных услуг г. Белгорода
Анализ конкурентов позволяет:
своевременно выявлять сильные и слабые стороны конкурентов;
вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов;
своевременно обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым мотивировать их деятельность;
повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом;
лучше защищать и расширять позиции предприятия на рынке.
Проведем анализ конкурентов гостиницы «Белгород» с целью определения положения данного предприятия на рынке гостиничных услуг г. Белгород. В настоящее время в г. Белгород насчитывается около 30 гостиничных предприятий, из которых три расположены в центральной части города: «Белгород», «Белый город», «Амакс», и одна на выезде из города «Белогорье». Необходимо отметить, что данные гостиницы имеют конкурентные преимущества относительно других гостиничных предприятий за счет выгодного расположения. Однако данный критерий не позволяет в полной мере судить о высокой степени конкурентоспособности вышеуказанных предприятий.
Для определения конкурентоспособности гостиничных предприятий необходимо указать критерии, по которым проводится оценка предприятий. Основными критериями конкурентоспособности гостиничных предприятий являются: месторасположение предприятия, ассортимент услуг, стоимость размещения, номерной фонд гостиницы.
Сравнительный анализ конкурентов гостиницы «Белгород» представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Сравнительный анализ конкурентов
Критерии конкуренто-способности | Белый город | Белогорье | Амакс | Белгород |
Местораспо-ложение | Центральная часть города | Юго-восточный район | Центральная часть города | Центральная часть города |
Номерной фонд (номера/места) | 37/80 | 180/285 | 195/296 | 100/145 |
Стоимость проживания | 2500/7500 | 2700/9400 | 2300/9800 | 2900/10900 |
Ассортимент услуг | актовый зал, гостевая комната, услуги ресторана в номер | отдел туризма, конференц-хол, баня-сауна, услуги рестора-на в номер, биз-нес-центр, услу-ги прачечной, авиакасса | парикмахерская, услуги рестора-на в номер, массажный ка-бинет, авиа-касса, почта | отдел туризма, конференц-холл, фитнес-зал, услуги рестора-на в номер, ус-луги прачечной |
Таблица 3.2 показывает, что наибольший набор дополнительных услуг предлагают гостиницы «Белогорье» и «Амакс». Это объясняется тем, что в последнее время на данных предприятиях проводились мероприятия, направленные на расширение ассортимента услуг, модернизацию номерного фонда с целью повышения статуса предприятий.
Для определения профиля гостиничных предприятий, необходимо составить рейтинг. Для этого группой специалистов, работающих в отрасли гостеприимства, были определены весомость каждого критерия конкурентоспособности и баллы по каждому из критериев по 10-ти балльной шкале. Результаты составления рейтинга гостиниц на рынке услуг г. Белгород представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Оценка конкурентоспособности гостиниц
Показатели оценки качества предлагаемых услуг | Критерии оценки / баллы | Удельный вес показателя Q | Гостиницы | |||||||||||||||
Белый город | Амакс | Белгород | Белогорье | |||||||||||||||
Б | В | Б | В | Б | В | Б | В | |||||||||||
Услуги проживания – номерной фонд | Комфорт, интерьер, эстетика. | 0,3 | 7 | 2,1 | 9 | 2,7 | 9 | 2,7 | 8 | 2,4 | ||||||||
Место расположения гостиницы в городе (удоб-ство поездок, доступность) | Пригород, окраина, средняя часть, центральная часть. | 0,1 | 10 | 1 | 10 | 1 | 10 | 1 | 9 | 0,9 | ||||||||
Услуги питания | Объекты питания, режим питания, время обслу-живания. | 0,1 | 5 | 0,5 | 10 | 1 | 9 | 0,9 | 8 | 0,8 | ||||||||
Ассортимент дополнитель-ных услуг | Экскурсии, услуги связи, транспорт, охрана здоровья | 0,3 | 6 | 1,8 | 9 | 2,7 | 10 | 3 | 8 | 2,4 | ||||||||
Имидж гостиницы | Миссия, название, логотип, фирменный стиль, постоянные клиенты, архитектура. | 0,2 | 7 | 1,4 | 10 | 2 | 10 | 2 | 9 | 1,8 | ||||||||
Сводный показатель качества предлагаемых услуг | 1 | 35 | 6,8 | 48 | 9,4 | 47 | 9,5 | 41 | 8,4 |
Таким образом, ведущие гостиницы г. Белгород согласно результатам проведенного анализа ранжируются следующим образом по рейтинговым баллам:
гостиница «Белгород» – 9,5;
гостиница «Амакс» – 9,4;
гостиница «Белогорье» – 8,4;
гостиница «Белый город» – 6,8;
Исходя из результатов проведенного анализа конкурентоспособности гостиниц и их рейтинга по качеству оказываемых услуг центральное место в гостиничной индустрии региона занимают гостиницы «Белгород» и «Амакс», что свидетельствует о частично реализуемом потенциале развития предприятий. Гостиница «Белый город» занимает последнее место в рейтинге. Это объясняется тем, что в настоящее время руководство гостиницы не акцентирует своего внимания на разработке стратегии развития предприятия. Предприятие функционирует с момента открытия и мероприятия по совершенствованию деятельности гостиницы не проводились. Самые низкие результаты соответствуют критерию услуг питания, ассортимента дополнительных услуг. Следовательно, руководству гостиницы необходимо уделить внимание данному аспекту деятельности гостиничного предприятия.
Гостиничная отрасль в Белгороде долгое время оставалась бизнесом больших ожиданий, у нас анонсируется гораздо больше проектов, чем реализуется.
По вопросу привлекательности отельного бизнеса для инвесторов: c одной стороны, строительство гостиниц влечет больше затрат, чем другие видов коммерческой недвижимости, а окупаемость составляет в среднем 10 лет.
Российские сети сами владеют отелями, которыми управляют, а на мировом гостиничном рынке операторы считают владение недвижимостью непрофильным бизнесом и предпочитают зарабатывать исключительно продажей франшиз и управленческими услугами.
На сегодняшний день на рынке недвижимости инвестирование может быть только с точки зрения непосредственной перспективы использования недвижимости, время спекулятивного инвестирования прошло. Высокий доход, в сравнении с другими возможностями не связанными с рынком недвижимости, возможно получить только в совокупности с доходом, который может генерироваться от использования недвижимости. Инвестирование в гостиничный бизнес имеет высокий потенциал, но и высокую степень риска. В создании объекта гостиничного сервиса гораздо проще ошибиться, и цена этой ошибки велика, поскольку создание объекта требует больше средств, чем создание торговой или офисной недвижимости. Однако эти ошибки можно избежать, четко понимая сегментирование рынка, концепцию создаваемого объекта и «эксклюзивность» исполнения. Привлечение внимания к региону, развитие туристского вектора, является одной из приоритетных задач региональной власти.
Выводы по главе: Регулирование гостиничной индустрии должно происходить «сверху», т.е. государством. Для этого, прежде всего, необходимо выработать единую маркетинговую концепцию развития гостиничного бизнеса в России, в которой должны быть предусмотрены решения всех проблем в комплексе. Государство должно определить туристские концепции регионов, потребности в дополнительной инфраструктуре, территориальное зонирование, план по привлечению инвесторов и многое другое. Так, гостиничный рынок в Москве и Санкт-Петербурге уже достаточно развит и стоит переориентировать денежные потоки на региональные города, важные центры торговли и промышленности. Отдельно стоит рассмотреть перспективы Золотого кольца и курортные зоны.
Значительную работу необходимо проделать в области законодательства. Процессы регистрации, оформления должны быть упрощены и понятны с целью привлечения зарубежных инвестиций в гостиничный бизнес.
Особого участия владельцев гостиниц требует проблема кадров. Многие из них могут быть решены более плотной работой с вузами, политикой компенсации и нематериальной мотивации персонала.
Таким образом, гостиничный бизнес в России сталкивается с множеством проблем и решение этих проблем должно носить комплексный характер, т.е. государство и владельцы отелей должны осуществлять совместную деятельность по планированию и реализации программ по их устранению.
Белгородскому региону нужны экономичные и качественные 4-звездочные отели. В связи с явным преобладанием в структуре гостей города бизнес-туристов, необходимы инвестиции в бизнес-центры, развлекательные и спортивные сооружения, SPA-салоны, трансферы, услуги переводчиков и т. д. Следует строить гостиницу в составе многофункционального комплекса.
- Содержание
- Глава 1. Теоретические основы управления предприятиями гостиничного бизнеса
- 1.1. Место гостиничного бизнеса в индустрии туризма.
- Туризм в экономике рф
- Доля гостиничного бизнеса в туризме России
- 1.2. Концептуальные основы управления предприятиями гостиничного бизнеса
- 1.3. Проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса в современных условиях
- Глава 2. Правовое регулирование гостиничного бизнеса
- 2.1 Международные нормативно-правовые акты гостиничного бизнеса
- 2.2 Российские нормативно-правовые акты деятельности по оказанию гостиничных услуг
- 3. Анализ рынка гостинично-туристских услуг
- 3.1. Современное состояние рынка гостиничных услуг России
- 3.2 Анализ российского рынка гостиничных услуг
- 3.3. Развитие рынка гостиничных услуг в Белгородском регионе
- 3.3.1. Анализ потребителей рынка гостиничных услуг г. Белгорода
- 4. Оценка производственного потенциала зао «отель «белгород».
- 4.1.Общая характеристика зао «Отель «Белгород»
- 4.2. Технико-экономические показатели гостиницы «Белгород»
- Глава 5. Проектирование мероприятий по совершенствованию гостиничной деятельности
- Система управления гостиницей epitomePms.