logo
Диплом

3. Место и роль Екатеринбурга в Уральском регионе

Современный Екатеринбург — это не только крупный промышленный центр Урала и России в целом, а город, в котором всегда присутствовали столичные функции. Очевидна их связь с исключительно выгодным географическим и геополитическим положением города. Карта страны формирует функции города, функции формируют карту города: планировка центра Екатеринбурга сложилась как результат выполнения столичных функций.

В массовом сознании Екатеринбург — это «промышленное сердце Урала». Многие из екатеринбургских заводов-гигантов по праву носят лестные определения «первый», «самый крупный», «единственный» в России. В 1990 г. в промышленности было занято 42% всех работающих в городе. В настоящее время этот показатель сократился до 25%, однако в Екатеринбурге насчитывается около 200 крупных и средних промышленных предприятий разных форм собственности.

В последние 10 лет город активно завоевывает столичные функции. Разработчики плана развития города так видят его будущее: трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику и создать комфортную среду для обитания его жителей.

С момента возникновения Екатеринбург был не только промышленным центром, а выполнял также и ряд неэкономических функций всеуральского и российского масштаба — столичных по своей сути. На протяжении полувека он функционировал как крепость. Крепость никогда не отражала нападений неприятеля, но служила очень важным опорным пунктом в подавлении башкирских бунтов и особенно пугачевского восстания.

Функции административного центра оказались более долговечными. Уже в августе 1723 г. (за несколько месяцев до официальной даты рождения города) сюда был переведен из Уктуса Сибирский Обер-бергамт (позже — Главное управление сибирскими горными заводами). Под управлением екатеринбургского горного начальника состояли екатеринбургские золотые промыслы и 122 завода. Однако Екатеринбург городом еще не был. Статус города он получил только в 1781 г., когда, согласно реформе Екатерины II, было учреждено Пермское наместничество с двумя областями — Пермской и Екатеринбургской.

Важным событием в жизни Екатеринбурга как административного центра было его официальное объявление «горным городом» — центром огромной горнозаводской провинции. Власть горного начальника по отношению к горным городам была такой же, какую имел губернатор над всеми другими городами, находившимися в гражданском ведомстве.

В начале XXI в. Екатеринбург был снова признан главным, столичным городом — теперь Уральского федерального округа, в состав которого вошли шесть субъектов федерации: Свердловская, Курганская, Челябинская области, а также Тюменская, включая Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. На территории округа находятся два города-миллионника: Екатеринбург и Челябинск, но предпочтение в качестве столицы было отдано Екатеринбургу. Немаловажную роль в данном случае сыграло его географическое и геополитическое положение, а также накопленный на протяжении всей истории существования города потенциал.

Потенциал «столичности» выражается, как известно, в развитии обслуживающих функций города. Функции обслуживания населения перерастают из градообслуживающих в градообразующие и становятся лицом города. Такими функциями в Екатеринбурге стали не только управленческие, но и торгово-распределительные, транспортные, образовательные, научные.

В систему торговых связей Урала Екатеринбург вписался не сразу, в частности, из-за конкуренции.

К моменту основания Екатеринбурга в Ирбите действовала зимняя ярмарка, учрежденная специальным указом царя Михаила Федоровича в 1643 г. По прибытии на Урал В.Н. Татищев посетил в 1721 г. Ирбитскую ярмарку и нашел, что она не на месте. Провоз по Соликамско-Верхотурской (Бабиновской) дороге удорожал, по его мнению, стоимость товаров на 40%.

В результате, В.Н. Татищев выдвинул и обосновал идею перенесения ярмарки в Екатеринбург. Суть его обоснования сводилась к следующему:

1) сокращение пути для русских купцов;

2) удобство водного пути по Чусовой в Россию;

3) остаточное количество домов для постоя приезжих купцов (в Ирбите проблема их недостатка существовала);

4) привлечение к торговле башкир, благодаря чему должно улучшиться отношение с ними;

5) привлечение купцов к горнозаводскому делу;

6) возможность выгодной продажи железа на месте;

7) возможность для мастеров и рабочих получать доходы от ярмарки и вследствие этого работать на заводе при более низкой заработной плате.

Свои соображения Татищев представил в Берг-Коллегию. В центре, однако, к этому отнеслись осторожно, так как Ирбитская ярмарка давала немалые доходы казне. Было решено организовать в Екатеринбурге ярмарку, не уничтожая Ирбитскую, что и было сделано в 1723 г. Но Екатеринбургская ярмарка успеха не имела.

Однако к XIX в. Екатеринбург вышел на первые роли и в уральской торговле. Дальнейшее усиление торгово-распределительных функций Екатеринбурга произошло в связи с постройкой железных дорог. Город как бы приблизился к центру страны, и сюда потекли новые товары. Торговый оборот Екатеринбурга рос год от года и к началу ХХ в. достиг 30 млн рублей, что составило 1/4 торгового оборота всей Пермской губернии.

Сдвиги в торговой сфере повлекли за собой значительные изменения в финансовой деятельности. В начале ХХ в. в Екатеринбурге действовало 7 крупных банков.

В советские годы за Свердловском сохранялась роль ведущего торгового и перевалочного пункта, но вся торговая и распределительная деятельность с 30-х годов сосредоточилась в руках государства. Все товары, предназначенные для реализации в городе и области, поступали на торговые базы. Большая часть баз сосредоточена около внутригородских железнодорожных товарных станций: Свердловск-Товарный, Сортировочная, Шарташ. Такая география торговых баз свидетельствует об исключительно большой роли железнодорожного транспорта в обслуживании торговых связей Екатеринбурга.

За советский период в Свердловске появилось огромное количество универсальных и специализированных магазинов, которые обслуживали не только жителей города, но и всей области. Строились, главным образом, крупные магазины, рассчитанные на несколько десятков и даже сотни рабочих мест (ЦУМ). В системе продовольственных магазинов, кроме крупных гастрономов (Гастроном 1, «Центральный»), в 70—80-е годы появились крупные универсамы. Городская торговля в этот период развивалась в условиях отсутствия конкуренции, что вело к снижению роли Свердловска как регионального торгового центра.

Экономические изменения, происходящие в стране с начала 90-х годов, коренным образом изменили торгово-финансовые функции. К Екатеринбургу возвратилась роль регионального торгового посредника, он превратился в один из крупнейших центров оптовой и розничной торговли страны. Об этом свидетельствует крупная торговля на оптовых рынках и базах, где мелкие и средние предприниматели со всей Свердловской области и некоторых соседних областей закупают товары. Екатеринбург сосредоточивает до 60% оптового товарооборота Уральского региона.

Объем розничного товарооборота Екатеринбурга в 2003 г. составил 82,2 млрд руб. (для сравнения: Челябинск — 43,0, Пермь — 59,7, Уфа — 51,0 млрд руб.). Возникли сети супермаркетов «Кировский», «Купец» и др. Гипермаркет «Дирижабль» является сегодня самым крупным по площади торговым предприятием Урала. Существенную роль в формировании розничного товарооборота (около 48%) играет малый бизнес, представленный почти 3400 объектами мелкорозничной сети.

В городе работает несколько крупных бирж: Европейско-Азиатская, продовольственно-сырьевая, товарно-сырьевая, Уральская региональная валютная, фондовая и др. Фондовая биржа по объему совершаемых сделок занимает третье место в стране.

В настоящее время Екатеринбург относится к числу ведущих финансовых центров России. В число наиболее крупных региональных коммерческих банков входят: Уралкомбанк, Уральский банк реконструкции и развития, Уралвнешторгбанк, Уралтрансбанк, Уралпромстройбанк, Золото-платина банк, «Северная казна» и др. В 1995 г. открыто представительство германского «Дрезднер Банка».

В Екатеринбурге обосновались более 40 региональных страховых компаний и кредитных обществ, по их числу он занимает третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

В 1996 г. в Екатеринбурге было введено в эксплуатацию межрегиональное хранилище ценностей Центрального банка, в результате город приобрел еще одну важную стратегическую функцию — обеспечение Урало-Сибирской части России денежной наличностью и создание резерва ценностей.

Современный Екатеринбург — один из крупнейших транспортных узлов России. Здесь сходится семь направлений железных дорог, образующих сложную систему станций. Наиболее крупные из них — Свердловск-Пассажирский и Свердловск-Сортировочный.

С 1878 г. главными транспортными воротами Екатеринбурга стал железнодорожный вокзал.

Д.Н. Мамин-Сибиряк писал о Екатеринбургском вокзале: «Вокзал был полон народа. Само здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно сравнить московские, петербургские, нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки, массивная дубовая мебель — словом, всё на широкую ногу. Господа строители Уральской дороги, кажется, задались специальной целью поразить нас контрастом сравнительно с убожеством станционных домов блаженной памяти Сибирского тракта, вонью и грязью постоялых дворов и номеров...»

Старый вокзал существует и поныне, но уже в начале ХХ в. он стал тесен для все увеличивающегося потока пассажиров. Поэтому в 1910 г. стали строить новое здание вокзала, которое также существует, но уже в измененном виде после реконструкций 1939 г. и 1956 г. Наконец, в начале 90-х годов между двумя зданиями вокзалов было построено третье. В настоящее время услугами Екатеринбургского вокзала пользуются ежегодно до 15 млн человек.

На запад от Екатеринбурга идут две железнодорожные магистрали, которые связывают его с районами всей Европейской части России (Екатеринбург—Казань—Москва и Екатеринбург—Пермь—Киров). В восточном и юго-восточном направлениях отходят также две магистрали, обеспечивающие связи с Сибирью, Дальним Востоком и Казахстаном (Екатеринбург—Тюмень—Омск и Екатеринбург—Курган). По восточному склону Урала в южном направлении от Екатеринбурга идет магистраль Екатеринбург—Челябинск—Орск, дающая выход на Южный Урал; северный отрезок составляет линия Екатеринбург—Ивдель—Приобье, связывающая центр области с северными районами и дающая выход на Тюменский Север. Седьмое направление — на северо-восток области — до города Тавды.

Екатеринбург является крупным автотранспортным узлом. В шести направлениях от города расходятся автомагистрали и дороги с твердым покрытием: на запад — Московский тракт; на восток — Сибирский; на юг — Челябинский и Полевской; на север — Серовский; на северо-восток — Березовский (Режевской) тракт. Огромное количество срочных и скоропортящихся грузов поступает в город именно автотранспортом.

Со многими городами Свердловской и соседних областей Екатеринбург связан автобусным сообщением, которое обеспечивают два автовокзала — Северный, территориально совмещенный с железнодорожным вокзалом, и Южный. Екатеринбургские автовокзалы ежедневно обслуживают более 100 маршрутов. Автобусные маршруты связывают Екатеринбург с большинством городов и районных центров Свердловской области. Кроме того, обслуживается свыше 40 маршрутов межобластного значения: республики Татария, Башкирия, Тюменская, Курганская, Челябинская области, Пермский край.

Роль крупнейшего узла российских и международных авиалиний выполняет екатеринбургский аэропорт «Кольцово», имеющий статус международного. Его услугами пользуются не только жители Свердловской области, но и приграничных территорий соседних областей. Количество обслуживаемых пассажиров на внутрироссийских авиалиниях приближается к 1,2 млн, а на международных — к 400 тыс. Ежегодно через аэропорт «Кольцово» в столицу Урала въезжают около 150 тыс. иностранцев.

Хотя Екатеринбург остается городом промышленным и энергетическим, его организационные функции играют всё большую роль. Усиливается роль города в системе международных транспортных коридоров: Европейский транспортный коридор № 2 Берлин—Минск—Москва—Нижний Новгород продлевается до Екатеринбурга. Стратегическими направлениями транзитных перевозок, ввиду обозначившейся перспективы продления этого коридора на восток, являются Китай, страны Юго-Восточной Азии, Япония. Эти перевозки проходят по главному ходу Транссибирской магистрали через Пермь и Екатеринбург. Ввод в действие транскорейской железной дороги и ее выход на Транссиб приведет к резкому росту грузовых перевозок, осуществляемых по сухопутному пути между Европой и странами Дальнего Востока.

На территории города планируется создать мультимодальный логистический центр в районе пересечения Екатеринбургской окружной автодороги и дороги в аэропорт «Кольцово», где будут сочетаться три вида транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный). Наличие больших резервов территории позволит создать в этом районе «логистическую деревню», по примеру Берлина, включающую комплекс подъездных путей, складских терминалов, таможенных складов, других элементов необходимой инфраструктуры.

Расширению деловой активности города соответствует развитие современных средств связи: спутниковой связи, электронной почты и других видов телекоммуникации.

Таким образом, транспортные функции и функции связи давно стали для Екатеринбурга градообразующими, так как городские транспортные предприятия обеспечивают не только внутригородские потребности, но и обслуживают огромные транзитные потоки.

Екатеринбург всегда был и остается региональным центром профессионального образования, работающим не только на собственные потребности. Первые горнозаводские школы на Урале появились в начале XVIII в. По приезде на Урал В.Н. Татищев открыл заводские школы в Кунгуре и Уктусе. В 1723 г. Уктусская и Кунгурская школы были переведены в Екатеринбург. До открытия в 1773 г. Петербургской горной школы Екатеринбургская была единственным учебным заведением, где готовились кадры для заводов всей Российской империи. Из ее стен вышли такие известные новаторы техники, как И.Н. Ползунов (создатель первой в мире паровой машины), Н.Д. Фролов (создатель комплексной гидросиловой установки) и др.

В 1847 г. в Екатеринбурге было открыто Уральское горное училище, главной задачей которого было «образовать для уральских заводов сведущих уставщиков, мастеров и наставников для заводских школ, а вместе с тем детям недостаточных чиновников средства к образованию для службы горной».

Первым высшим учебным заведением Екатеринбурга стал горный институт, открытый в октябре 1917 г. В задачи этого вуза входило обеспечение инженерными кадрами, прежде всего, Урала и Сибири.

В советский период число высших учебных заведений стало быстро расти, и многие из них в названии имели слово «Уральский». Это свидетельствует о том, что они работали и работают для всего Уральского региона.

В 1921 г. был учрежден Уральский государственный университет, в 1924 г. - Уральский политехнический институт, в 1930 г. - Уральский лесотехнический и Уральский индустриально-педагогический (позже - Свердловский педагогический) институты и т.д.

В начале 90-х годов столица Урала стала третьим (после Москвы и Санкт-Петербурга) по числу вузов и студентов (190 тыс.) городом России. В настоящее время в Екатеринбурге действует 25 государственных (включая филиалы иногородних, в основном московских и петербургских) и 18 негосударственных вузов.

Одновременно шло становление города и как регионального научного центра.

Первым научным обществом Екатеринбурга было Горное общество, открытое в 1825 г. по указанию правительства. Основная задача общества состояла в распространении новых и важных открытий в горной и соляной промышленности, а деятельность его членов была направлена на развитие горных наук и улучшение горнозаводской промышленности.

Особая заслуга Горного научного общества состояла в том, что по его инициативе и при активном участии его членов в Екатеринбурге был создан горный музей. В сборе коллекции участвовали частные лица (например, Аника Рязанов подарил самородок золота весом 70 золотников 24 доли — около 300 г, а Харитонов кусок малахита весом 1 пуд 36 фунтов — более 31 кг) и промышленные предприятия — Екатеринбургская гранильная фабрика изготовила две коллекции и 464 образца.

В 1870 г. было создано Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ). Расцвет УОЛЕ связан с именем известного уральского естествоиспытателя и краеведа О.Е. Клера. Членом общества был известный писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. На заседаниях УОЛЕ выступали Д.И. Менделеев, А.П. Арпинский, А.Е. Ферсман, Д.Н. Анучин, В.А. Обручев, Ф. Нансен. УОЛЕ длительное время было краеведческим центром Урала.

В 1932 г. в Свердловске был организован Уральский филиал академии наук СССР (УФАН СССР), ныне Уральское отделение РАН. До начала 90-х годов в Екатеринбурге действовало более 100 отраслевых научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтов и организаций. Многие из них имели региональный уровень и специализировались в области черной, цветной металлургии, машиностроения и металлообработки, высоких технологий оборонного сектора.

Как элемент национальной экономики, обеспечивающий удовлетворение ключевых потребностей населения, сфера розничной торговли является объектом стратегического управления со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Выбор Свердловской области обусловлен спецификой ее евроазиатского экономико-географического положения, делающего регион центром пересечения трансконтинентальных потоков товаров, сырья, трудовых, информационных и финансовых ресурсов. На протяжении длительного периода времени Свердловская область входит в группу регионов – лидеров по показателям социально-экономического развития. В свою очередь, Екатеринбург, являясь административным центром Свердловской области и Уральского федерального округа, входит в число крупнейших городов страны, обладает высокой инвестиционной привлекательностью, в частности для крупных розничных операторов и позиционирует себя как центр торговли и услуг в макрорегиональном масштабе.

До недавнего времени на федеральном уровне основным документом, раскрывающим стратегические приоритеты развития разных сфер национальной экономики, оставалась «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Среди принципов, сформулированных в Концепции, наиболее значимыми для развития потребительского рынка являются:

  1. создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции;

  2. создание условий для развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;

  3. снижение административных барьеров и уровня коррупции;

  4. формирование условий для массового создания новых частных компаний, повышение общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;

  5. устранение избыточного государственного регулирования экономики и переход преимуществен­но к косвенным методам регулирования экономических процессов;

  6. расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти.

Однако, в 2009 году ситуация изменилась. Наряду с нормативно-правовыми актами прямого действия, регулирующими развитие потребительского рынка, стали появляться и серьезные стратегические программные документы. Так, в 2009 году была утверждена «Программа развития конкуренции в Российской Федерации», направленная на развитие конкуренции в секторах российской экономики и, в частности, в розничной торговле. В соответствии с данным документом следует создать условия для соразмерного распределения торговых площадей в жилых районах на основе установления минимальных нормативов обеспеченности населения площадями объектов розничной торговли, а также усилить антимонопольный контроль за действиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относительно создания прозрачных и не дискриминационных условий доступа на региональный розничный рынок новых участников.

В 2010 году утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», в соответствии с которой обеспечение продовольственной безопасности государства должно быть основано на развитии отечественного производства продовольственных товаров и сырья, в достаточном количестве для обеспечения независимости государства, а также достижения и поддержания доступности товаров в необходимых объемах и ассортименте. В качестве одного из факторов, определяющих состояние продовольствен­ной безопасности, является обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек.

И, наконец, в 2011 году появляется «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года» (утверждена приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422). Документ направлен на развитие торговли, как на основе экстенсивных, так и интенсивных факторов. В частности, разработчиками выделены следующие факторы: рост уровня консолидации в отрасли, увеличение количества торговых площадей современных форматов и их доли в отраслевом обороте, повышение доли дистанционной торговли, развитие конкуренции и поддержки малого бизнеса без ограничения развития сетевой торговли.

На региональном уровне стратегические аспекты развития торговли рассматриваются только в «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года». В июне 2011 года на заседании президиума Правительства Свердловской области, посвященного регулированию торговой деятельности на территории региона, были определены ее целевые ориентиры, в соответствии с которыми будут обозначены не только ключевые параметры, но и сформированы основные документы, определяющие развитие рынка на среднесрочную перспективу.

На уровне муниципального образования также пока не разработана стратегия развития торговли муниципального образования, но действует «Стратегический план развития города Екатеринбурга до 2020г.» , в котором определены направления развития локального потребительского рынка.

Региональная стратегия направлена на эффективное развитие областного потребительского рынка и закрепление устойчивого положения региона в числе ведущих субъектов Российской Федерации. При этом не указывается, что конкретно понимается под «эффективным развитием потребительского рынка» и не обозначен механизм достижения поставленной цели.

В соответствии с городской стратегией развития планируется формирование новой организации потребительского рынка, а также интеграция муниципального образования в мировую систему товародвижения и комплексного развития международных, социокультурных и бизнес - коммуникаций, что позволит удовлетворить разнообразные потребности населения в качественных товарах и услугах. Кроме того, городская стратегия ориентирована на обеспечение территориальной доступности объектов розничной торговли и развитие системы менеджмента качества, при одновременном повышении уровня продовольственной безопасности на основе усиления самообеспеченности муниципального образования продукцией местного производства и роста ее конкурентоспособности. В настоящее время, в стратегическом видении разработчиков, потребительский рынок Екатеринбурга представляется как место, где местное население, а также гости города, имеют возможность приобрести товары и услуги в комфортных условиях.

Приоритеты развития потребительского рынка на разных уровнях управления находят свое отражения в основных задачах. Результаты систематизации и сравнения этих задач представлены в таблице 1.

В первую очередь, необходимо повысить эффективность регулирования внутренней торговли, а также обеспечить условия для развития конкуренции. Не менее важно стимулировать развитие торговли в малых и отдаленных населенных пунктах. При этом решению поставленных задач будут способствовать мероприятия, нацеленные на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса. Кроме того, создание условий для развития инфраструктуры торговли, совершенствование традиционных форматов и стимулирование развития дистанционной торговли позволит вывести данный сектор экономики на качественно новый уровень.

Из вышесказанного следует, что концентрация в городе экономического, интеллектуального и культурного потенциала наряду с высоким уровнем развития инфраструктуры и выполняемыми функциями во многом определяют роль Екатеринбурга как плотного инфраструктурного ядра уральского экономического региона, способствует дальнейшему укреплению позиций и превращению Екатеринбурга в «полюс роста» региональной экономики.