2.2 Современное состояние экономики, особенности ее развития
В 2005г. продолжался экономический рост в РФ. ВВП составил 6,4%, (по прогнозу Минэкономразвития – 5,9%), но ниже результата 2004г. (7,2%).ВВП на человека – 7-8 тыс. долл., например, в ЮАР – 12 тыс. долл.
Превышение темпа роста по сравнению с прогнозом связано с растущими ценами на нефть. Замедление темпов роста ВВП в 2005г. по сравнению с 2004г. снижением темпов роста промышленной продукции. Валовая добавленная стоимость составила 3,3% против 6% в 2004г., в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства уменьшилось до 1,1% с 2,9% в 2004г. (за счет животноводства); в отрасли транспорта и связи увеличение на 6.1% против 10,56% 2004г. Бурный рост осуществляется за счет телефонии.
Локомотивом является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспорта, бытовой техники и предметов личного пользования 12,3% против 11,2%. В составе ВВП 39,4% против 35,5%, но это не такой уж успех, т.к. увеличилось количество оптовиков, а отсюда добавочная стоимость. Бурно развивалось строительство: на 11% против 10,1% в 2004г.
Сдерживающее влияние на экономику роста в 2005г. оказывало снижение темпов экспорта товаров и услуг – 5,6% против 11,9% в 2004г.
Структура экспорта
Статьи | 2005 (%) | 2004 (%) |
Товарно-энергетические товары Металлы и изделия из них Изделия химической промышленности, каучук Машины и оборудование, транспортные средства Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Другие | 56,7
14,6
6
5,4
3,5
6,7 | 63,8
16,7
6,5
7,4
3,9
7,8 |
За 2005 г. темп роста физического объема импорта услуг составил 15,5% против 24,6% в 2004 г. Замедление роста произошло за счет насыщения спроса россиян на поездки за границу (платежеспособных), замедлился и рост импорта товаров.
Товарная структура импорта
Статьи | 2005 (%) | 2004 (%) |
Машины, оборудование, транспортные средства Продтовары и сельскохозяйственное сырье Продукция химической промышленности, каучук Металл и изделия из него Текстильные изделия, обувь Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Минеральные продукты Другие | 43,5
17,7
16,6
7,7
3,7
3,4
3,2 4,2 | 41
18,1
15,9
7,8
4,4
3,9
4,1 4,8 |
Реальная заработная плата увеличилась на 9,7% против 10% за 2004 г. за счет проводимой политики государства по увеличению минимального размера заработной платы с 1 января 2005 г. с 600 руб. до 720 руб., с 1 сентября 2005 г. до 800 руб. в соответствии с индексацией. Но достаточно ли это?
Имело место улучшение финансовых результатов деятельности предприятий реального сектора экономики (за счет добывающей отрасли), но темпы роста прибыли снижаются.
Банковская система характеризовалась устойчивым ростом. Так собственный капитал увеличился на 31, 2% против 16,2% в 2004 г. и достиг на 1.01.2006 г. 1241,8 млрд.
Инфляция на потребительском рынке составила 10,9% против 11,7% за 2004 г. Превышен целевой уровень, установленный законом о федеральном бюджете 8,5%. Это обусловлено:
- избыточным ростом денежного предложения в результате больших цен на нефть, несмотря на созданный стабилизационный фонд, в котором стимулируется избыточный доход;
- резким повышением тарифов ЖКХ;
- опережающий рост спроса населения на товары и услуги в связи с предложением.
В результате интервенции на валютном рынке ЦБ выпускает рубли. Часть их поступает в бюджет, а затем направляется в стабилизационный фонд. Другая часть в конечном счете увеличивает денежную базу, что в свою очередь увеличивает денежную массу.
В целом за 2005 г. Денежная масса [М2] увеличилась на 39%, а в 2004 –36%, а план составил 32%, что сохранило высокую инфляцию.
Пример: Бразилия Китай Индия
прирост денежной массы 15% 17% 15%
инфляция 6% 1 % 4 %
(за 5 лет) (норма)
Стабилизационный фонд – предназначен для снижения зависимости макроэкономики и бюджетной политики от колебаний мировых цен
Создан в РФ в 2004 г. Он воздействует на темпы прироста денежной массы, т.к. в нем абсорбируется значительная часть денежной эмиссии, связанной с притоком больших объемов иностранной валюты и ростом золотовалютных резервов ЦБ.
В 2005 г. объем средств, накопленных в стабилизационном фонде, увеличился более чем на 700 млрд. руб., за счет этого было абсорбировано около 40% ликвидности, эмитированной банком России в результате его интервенции на валютном рынке. Это оказывает влияние на динамику денежного предложения и, таким образом, на инфляцию. Но в целом бюджетная политика существенно сказывается на состоянии денежно-кредитной сферы. Как? Т.к. в бюджете профицит, то, помимо стабилизационного фонда, определенная часть средств накапливается на счетах ЦБ, что корректирует денежное предложение. В целом каждые 9 из 10 рублей совокупной абсорбции – это деньги, находящиеся на счетах правительства в ЦБ.
Темпы роста стабилизационного фонда к предыдущему году: 2006 г. – 172,2%, 2007 – 120,2%, 2008 – 118,3% (3031,7 млрд. руб. должна достигнуть к 2008 г.), но в 2005 г. 647,3 млрд. руб., или 46,5% использовали на погашение внешнего долга РФ, а экономия в 2006 г. составила 1 млрд. $, а за период 2007-2020 гг. – 4,7 млрд. $. Отсюда имеет место утрата национального дохода страны вследствие досрочного погашения долга.
Эффективность использования стабилизационного фонда определяется результатами. Так погашение (досрочное) долга принесет экономию 7%, а каждый вложенный $ (рубль) в научные исследования обеспечивает прирост ВВП на 9 $, т.е. дополнительный доход примерно равен 900%. С другой стороны, досрочное погашение внешнего долга не соответствует функции стабилизационного фонда.
Если сравнить потребности в досрочном погашении с дважды просроченной необходимостью обновления оборонной промышленности, то объективно крен в сторону использования стабилизационного фонда преимущественно для цели привлечения заемного капитала в экономику РФ. Как?
Опираясь на денежные средства стабилизационного фонда, государство берет на себя функции гаранта и предоставляет гарантии по наиболее актуальным кредитам, которые привлекаются предприятиями отраслей, функционируют как заемный капитал и погашаются затем самостоятельно без учета гаранта. Такое направление полностью соответствует функции стабилизационного фонда.
В 2003 г. задолженность по кредитам и займам суммарно составляла 3513 млрд. руб., лишь 95 млрд. руб. или 2,7% были отнесены на счет просроченных ссуд, т.е. в основном погашение своевременное, т.о. стабилизационный фонд может стать вечным двигателем экономического развития. основном погашение своевременное, т.о. ых ссуд, т.е. лизационного фонда.
ным кредитам, которые привлекаются предприятиями отра
Перспектива укрепления рубля.
Темпы экономического роста разделились в 2003 г., 2004 г. (ВВП) примерно одинаково. Темпы укрепления рубля в реальном эффективном выражении выросли в 7,6 раза (из расчета год к году). В настоящее время ЦБ проводит политику плавающего обменного курса рубля.
Сейчас приток валюты в страну создает условия для номинального укрепления рубля и снижения инфляции, поэтому ЦБ пытается достигнуть компромисса между:
- укреплением национальной валюты,
- снижением инфляции,
- поддержанием экономического роста,
для чего ЦБ обеспечивает плавную динамику валютного курса с целью предотвращения чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля, чем поддерживает:
- макроэкономическую стабильность;
- конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках.
Курсовая политика ЦБ основана на стабильности бивалютной корзины, состоящей из $ и евро в пропорциях, установленных ЦБ.
Это способствует снижению волатильности обменных соотношений рубля с иностранной валютой.
В качестве ориентира изменение реального эффективного курса рубля, его укрепление должно быть не более 9% в 2006 г. по отношению к 2005 г.
Денежная кредитная политика (ДКП).
Главная цель – поддержание устойчиво-низкой инфляции, что способствует созданию условий для:
- быстрого экономического роста;
- снижения безработицы;
- повышения уровня жизни населения.
Это является и главной целью ЦБ и правительства.
Стабильная национальная валюта – важнейшая предпосылка устойчивого развития экономики.
В 2004 г. инфляция составила 11,7%, в 2005 г. – 10,9%.
В РФ инфляция обеспечивается:
1) в значительной степени высокой концентрацией производства в ряде производственных отраслей, приводящей к монопольному или олигопольному ценообразованию на некоторых рынках. Например, рынок нефтепродуктов.
2) услуги ЖКХ.
3) комплекс факторов со стороны предложения, связанных с ограниченными производственными мощностями, их изношенностью, необходимостью большого объема инвестиций, модернизацией производства и прочее.
Большинство ЦБ проводит свою ДКП на основе регулирования процентных ставок (т.е. определения цены денег в экономике).
- 1. Предмет и метод экономики социально-культурного сервиса и туризма. Основные понятия.
- 1.1Экономика туризма.
- 1.2. Место индустрии туризма в инфраструктуре непроизводственной сферы
- 1.3. Составные части туристской индустрии. Основные понятия
- 1.4. Понятие о туристической услуге как объекте предпринимательской
- 2. Общая характеристика экономической ситуации в рф, ее влияние на развитие социально-культурного сервиса и туризма.
- 2.1 Общий экономический кризис в России в конце 80-х – начале 90-х годов. Причины и пути выхода.
- 2.2 Современное состояние экономики, особенности ее развития
- 2.3 Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения по показателям
- 3. Характеристика туристического рынка
- 3.1 Современный туристский рынок (тр).
- 3.2 Механизм функционирования тр.
- 3.3. Туристический кругооборот.
- 3.4. Внешние факторы, определяющие туристскую активность.
- 3.5. Внутренние факторы туристского рынка.
- 3.6. Сезонность функционирования тр.
- 3.7. Жизненный цикл товара (жцт) на рынке.
- 4. Понятия: «предприятие», «фирма», «организация». Цель, задачи и функции предприятия
- Функции современного предприятия.
- 4.1. Предприятие как субъект рыночной экономики.
- Основные признаки, определяющие предприятие.
- 4.2. Предприятие как открытая система. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
- 4.3. Классификация предприятий.
- 4.4. Нормативно-правовые основы туристской деятельности.
- 4.5. Организация и развитие собственного дела
- 5. Модели коммерческого и некоммерческого хозяйствования в скс.
- 5.1. Состав и основные направления деятельности некоммерческого сектора скс.
- 5.2 Классификация организаций скс.
- 5.3. Классификация гостиниц
- 5.4. Тенденции развития средств размещения.
- 5.5. Формы и методы государственного регулирования
- 6. Условия осуществления предпринимательской деятельности в скс
- 6.1. Формирование ресурсов скс
- 6.2. Производственные фонды предприятий скСиТ. Основные фонды.
- 6.3. Оборотные средства
- 7. Труд в скСиТ
- 7.1. Оплата труда в туризме.
- 7.2. Состав фонда заработной платы на туристском предприятии.
- 8 Затраты скСиТ
- 8.1. Номенклатурные статьи затрат.
- 8.2. Метод «директ-костинг».
- 9. Цена и ценообразование в туризме.
- 9.1 Особенности ценообразования в туризме
- 9.2 Ценовая политика на предприятиях скСиТ.
- 9.3. Теоретические основы расчета стоимости тура
- 10. Страхование в туризме.
- 11. Общая характеристика налогов и сборов, уплачиваемых предприятием
- 11.1 Классификация налогов
- 11.2. Налоги в скСиТ.
- 12. Особенности функционирования экономического механизма в сфере туризма
- 12.1. Общие принципы финансирования в скСиТ
- 12.2. Организация финансирования в скСиТ
- 12.3. Особенности функционирования экономического механизма в сфере туризма.
- 13. Расчетная деятельность в скСиТ.
- 13.1. Бухгалтерский учет в турфирме.
- 13.2. Экономическая эффективность туризма.
- 13.3. Финансовые показатели деятельности туристского предприятия.
- Показатели эффективности использования основных фондов и оборотных средств
- 14. Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности
- 14.1. Понятие предпринимателя (правовая база предпринимательства)
- 14.2. Создание предприятия.
- 14.3. Основы организации предпринимательской деятельности.
- 15. Организационно-правовые основы и формы предпринимательской деятельности в сфере сервиса и туризма
- 15.1. Организационно-правовые формы туристского бизнеса.
- 15.2. Предпринимательство и экономическая среда. Формы
- 16. Предпринимательский риск. Ответственность предпринимателей
- 16.1. Виды рисков.
- 16.2. Технология принятия решения.