1. Методическая часть
Познавательный туризм – основные сведения
Познавательный туризм – вид туризма связанный с информационным потреблением культурно-исторических рекреационных ресурсов.
Как правило, поездка сочетаются с отдыхом, развлечениями, шопингом и др. Не зависит от возраста и социальной группы туриста.
Культурно-исторические ресурсы – антропогенные пространства и духовные составляющие, представляющие наследие былых эпох развития общества.
Материальные культурно-исторические ресурсы – совокупность материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития.
Духовные культурно-исторические ресурсы – совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.
К ним относят:
– памятники истории (архитектурные сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, с развитием науки, техники, культуры, быта народов и пр.);
– памятники археологии (остатки древних поселений и соответствующей материальной и духовной инфраструктуры, участки исторического культурного слоя и др.);
– памятники градостроительства и архитектуры (гражданские, культовые и др. архитектурные ансамбли и комплексы и связанные с ними произведения искусства, пригородные ландшафты и садово-парковые комплексы);
– памятники искусства (произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства);
– документальные памятники (документы, сохраненные на всех типах носителей, имеющие историческую или иную ценность);
– прочие объекты. Бывают:
– движимые – могут быть перемещены с различной степенью сложности. Представлены коллекциями музеев, библиотек и архивов и др.
– недвижимые – культурно-исторические памятники, представленные самостоятельными групповыми или одиночными образованиями.
По рекреационной значимости подразделяются на:
– уникальные;
– типичные среди объектов данного вида;
– имеющие познавательное и воспитательное значение;
– имеющие внешнюю привлекательность (аттрактивность).
По степени организации объекты подразделяются на:
– специально организованные для показа;
– неорганизованные для показа.
По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на:
– интерьерные (внутренний осмотр объекта);
– экстерьерные (внешний осмотр объекта).
Всемирное наследие41 – природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым являются сохранение и популяризация в силу их особой исторической или экологической значимости.
Статус «объекта Всемирного наследия» дает определенные преимущества:
дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов;
повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений;
способствует популяризации включенных в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма);
обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия;
способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.
Экскурсия (от лат. ecscursio) – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче. Т. е. методически продуманный показ и анализ культурно-исторических объектов, а также рассказ о событиях, связанных с ними. В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение по типу имен на «ия» (экскурс + ия). Программа экскурсии строится в зависимости от тематики тура, всегда с преобладанием тематико-познавательных и культурных мероприятий (как правило, непродолжительны – от одиночной экскурсии до 5–7 дней).
Разновидности познавательных туров по способу организации:
– стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
– маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров, выстроенное в виде маршрута путешествия. Как правило, на город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от объема достопримечательностей.
Центр туризма – город, местность или объект, где на базе рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания.
Туристический центр – местность, привлекающая туристов в силу наличия специфических рекреационных ресурсов, удобного транспортно-географического положения и доступной информации о нем.
Виды познавательных туров по объекту познания:
– исторические экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные;
– знакомство с живописью (картинные галереи);
– знакомство с балетом и оперой (по оперным театрам);
– по местам действия известных литературных произведений;
– по местам жизни великих писателей;
– природоведческие туры и др.
Размещение и питание на стационарных турах – в гостиницах от 1 до 5 звезд в черте города, желательно ближе к историческому центру. На маршрутных турах – в гостиницах туристского класса. Питание на маршрутных турах – как правило, полный пансион. На стационарных турах – только завтрак.
Мировые центры познавательного туризма
1. Концентрируется преимущественно в городах с длительной и богатой историей. Лидирующие позиции – у Европы, Азии и Ближнего Востока.
2. Важное значение имеет наличие памятников культурного, природного и исторического наследия, включенных в список ЮНЕСКО (Организация по образованию, науке и культуре при ООН) – размещение см. по табл. 7.
3. Высокую привлекательность у туристов вызывают крупнейшие музейные коллекции, большая часть которых сосредоточена в странах Европы (размещение см. по табл. 8).
4. Повышенным интересом пользуются экзотические музейные коллекции (например, музей Шерлока Холмса на Бэйкер-стрит, 221-б в Лондоне, Великобритания; музей футбола в Лондоне, Великобритания; корабль-музей «Васа» в Стокгольме, Швеция; музей материнства в Афинах, Греция; музей чертей в Каунасе, Литва; музей перца в Венгрии; музей молока в Ванзее, Германия; музей сахара, Берлин, Германия; музей шоколада, Кельн, Германия; музей вина в Париже, Франция; музей саун, Муурума, Финляндия и др.).
5. Объектами внимания туристов служат уникальные сооружения, отражающие достижения научной и инженерной мысли человечества (Эйфелева башня в Париже, до 8 млн. чел. в год; Пальмовые острова, гостиница Бурдж аль-Араб (Парус), гостиница Бурдж Халиф42 в Дубае, ОАЭ; «Городской кактус», Роттердам, Нидерланды; Солнечная Башня CIS, Манчестер, Великобритания; Башня Жемчужная река – энергетический коктейль, Гуанчжоу, Китай; Всемирный торговый центр, Бахрейн и др.).
Франция, Испания, Италия, Великобритания, Германия – центры познавательного туризма в Европе. Приведем краткие сведения о важнейших центрах познавательного туризма (более подробную информацию смотрите в учебных пособиях по географии туризма: Л.М. Гайдукевич, А.А. Глушко и А.М. Сазыкин43, А.А. Романов и Р.Г. Саакянц44).
Франция45 – самая посещаемая туристами страна мира46 с богатейшей историей и культурой. Основной центр познавательного туризма – Париж и его пригороды (провинция Иль-де Франс). Основные культурно-исторических достопримечательности Франции: памятники истории культуры (собор Нот Дам, Сакре Кер, Триумфальная Арка, Дом Инвалидов с гробницей Наполеона, символ Франции – Эйфелева башня); историческое ядро Франции – провинция Иль-де-Франс с Версальским дворцом – многочисленные замки, крепости, аббатства (например, замки Луары – Шенонсо, Шамбор)47. Известнейшие музеи мира – Лувр, центр Помпиду, музей Д׳Орсе, музей Родена и многие другие). Родина Франсуа Рабле, Коко Шанель, Эмиля Золя, Жана Кокто и других известных людей.
Испания – лидер по доходам от международного туризма в Европе (в 2008г. доходы составили 61,63 млрд. долл.). Привлекает туристов богатым культурно-историческим наследием разных периодов. Многочисленные исторические здания и монументы48 в Барселоне, Мадриде49, Севилье, Гранаде, Кордове, Валенсии, Кадисе, Ла Манче, Жероне: монастырь Эскориал50, крепость Альгамбра, исторический город Толедо, шелковая биржа Лонха-де-ла-Седа и др. Музеи: Прадо, Пикассо, Дали, Эль Греко и др., творения Антонио Гауди и других модернистов в Барселоне (Собор Святого Семейства, Парк Гуэль и др.); а также уклад жизни, быт и культурные традиции испанцев, каталонцев, басков ежегодно привлекают в Испанию более 55 млн. туристов (в 2008 г. – 57, 32 млн. чел., доход – 61,63 млрд. долл.)51.
Италия. Славится своим культурно-историческим достоянием52. Особенно в стране представлена античная эпоха и Возрождение (Реннесанс). Италия богата наследием великих художников, скульпторов, поэтов, архитекторов, философов. Среди них – имена Данте, Петрарки, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело и др. Флоренция – колыбель эпохи Возрождения; Пиза; Перуджа, известная своим университетом Милан с известным оперным театром «Ла Скала». В Венеции расположена известная площадь Сан Марко и одноименный собор, Дворец дожей – шедевр итальянской архитектуры. На территории папского государства Ватикан, расположенного в Риме, находится собор Св. Петра, Сикстинская капелла, Этрусский музей и др. На территории Рима находятся Капитолийская площадь, Колизей (I–II вв. н.э.), античные дворцы, арки и др. В 2008 г. Италию посетило 42,73 млн. чел., которые принесли стране 45,73 млрд. долл дохода.
Великобритания. Важнейший туристический ресурс Великобритании – ее древняя история – дворцы, замки, крепости, аббатства, садово-парковые ансамбли53. В 2008 г. Великобританию посетило 30,14 млн. чел., которые принесли стране 36,03 млрд. долл. дохода. Один из крупнейших городов мира – Лондон имеет мировую известность – его символы: Тауэр, Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец, Здание Парламента с Биг Беном, Трафальгарская площадь, Гайд-парк, Британский музей, Музей мадам Тюссо идр.
Германия. Основу познавательного туризма в Германии составляют многочисленные памятники разных исторических эпох: разнообразные замки и города – резиденции курфюрстов и императоров54. Так, Мюнхен уже в XIII в. становится резиденцией герцогов Баварии; Дрезден – столицей Саксонии. Гамбург, Бремен, Любек, Киль, Кельн – торговые города так называемого Ганзейского союза (XIV–XVI вв.). Многие соборы Германии относятся к числу выдающихся архитектурных сооружений всех времен и народов. Лучшие и самые древние соборы страны расположены в западно-германских городах Кельне, Ахене, Трире, Ульме, Ксантене, Вормсе, Регенсбурге, Мюнхене. Ежегодно Германию посещает около 25 млн. чел (в 2008 г. ее посетило 24,89 млн. чел., которые оставили в стране 40,2 млрд. долл.).
Греция – важный центр международного туризма Юго-Восточной Европы. Здесь тесно переплелись античность (с XIV–XIII вв. до н. э.) и Средневековье, эпоха турецкого владычества и современность55. Столица Греции – Афины – центр мирового туризма. «Золотой век» Афин связан с именем Перикла (V в. до н.э.), при котором строится Парфенон. Эсхил, Софокл и Пристофан пишут свои комедии и трагедии, выстраивает свою философию Сократ. С вершины Акрополя видны два античных театра – Одеон и театр Диониса, старейший в Европе. Ежегодно Грецию посещает более 17 млн. чел (в 2008 г. доход от международного туризма составил 17,11 млрд. евро).
В последнее десятилетие активно на рынке познавательного международного туризма продвигаются направления Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Китай56 в качестве объекта познавательного туризма привлекает 50–55 млн. чел. ежегодно, стремясь к 2020 г. занять лидирующее направление в мире. Активно развивается туризм в Таиланде (Храм Изумрудного Будды и др.), Камбодже (архитектурный комплекс Ангкор Ват), Малайзии, Японии и др.
- Часть 2. География видов туризма
- Введение
- Тема 1. География туризма с целью отдыха и развлечений
- 1. Методическая часть
- Туризм с целью посещения спортивных соревнований (фан-туры, спортивно-событийные туры)
- Посещение фестивалей (фестивальный туризм)
- Посещение парков развлечений
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 3. Вопросы для собеседования
- 4. Работа с картой
- 5. Работа в учебной тетради
- 6. Контроль знаний
- Тема 2. География пляжно-купального14 туризма
- 1. Методическая часть
- Основные генерирующие регионы и страны в пляжно-купальном
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 3. Вопросы для собеседования
- 4. Работа с картой
- 5. Работа в учебной тетради
- Туристско-географическая характеристика важнейших районов, специализирующихся на развитии пляжно-купального туризма
- 6. Контроль знаний
- Тема 3. География лечебно-оздоровительного туризма
- 1. Методическая часть
- Особенности лечебно-оздоровительного туризма
- Центрально-Восточная Европа
- Западная Европа
- Северная Европа
- Южная Европа
- Восточное Средиземноморье
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 3. Вопросы для собеседования
- 4. Работа с картой
- 5. Работа в учебной тетради
- 6. Контроль знаний
- Тема 4. География познавательного туризма
- 1. Методическая часть
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 6. Контроль знаний
- Тема 5. География религиозного и паломнического туризма
- 1. Методическая часть
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 3. Вопросы для собеседования
- 4. Работа с картой
- 5. Работа в учебной тетради
- Важнейшие центры паломничества в мире
- 6. Контроль знаний
- Тема 6. География делового туризма
- 1. Методическая часть
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 3. Вопросы для собеседования
- 4. Работа с картой
- 5. Работа в учебной тетради
- География и сроки проведения важнейших туристических выставок
- Сезонность конгрессно-выставочного туризма в Европе
- 6. Контроль знаний
- Тема 7. География экологического туризма
- 1. Методические указания
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 3. Вопросы для собеседования
- 4. Работа с картой
- 5. Работа в учебной тетради
- Мировые регионы и центры экологического туризма
- Страны – лидеры по развитию внутреннего экологического туризма
- Сравнительная характеристика оопт (вариант 1)
- Сравнительная характеристика оопт (вариант 2)
- 6. Контроль знаний
- Тема 8. География активного туризма
- 1. Методическая часть
- 2. Контроль знаний по туристско-географической номенклатуре
- 3. Вопросы для собеседования
- 4. Работа с картой
- 5. Работа в учебной тетради
- Туристско-географическая характеристика важнейших районов развития горнолыжного туризма
- Туристско-географическая характеристика важнейших районов развития дайвинга
- 6. Контроль знаний
- Литература Основная
- Дополнительная
- Справочная
- Приложения
- Классификация туризма
- Классификация туризма
- Классификация спортивного туризма
- Места проведения летних Олимпийских игр
- Места проведения зимних Олимпийских игр
- Наиболее известные карнавалы и фестивали
- Наиболее известные кулинарные, пивные и винные фестивали
- Крупнейшие парки развлечений мира
- Важнейшие лечебные курорты Европы
- Краткое описание наиболее значимых памятников культуры различных эпох
- Наиболее известные музеи мира
- Важнейшие центры паломничества в мире
- Крупнейшие центры конгрессно-выставочного туризма в Европе
- График-календарь проведения важнейших Международных выставок по туризму и mice
- Календарь и характеристика крупнейших международных и региональных туристических выставок на 2010 г.114
- Регионы и страны, специализирующиеся на международном экологическом туризме
- Регионы, специализирующиеся на внутреннем экологическом туризме
- Важнейшие районы и центры развития горнолыжного туризма
- Наиболее известные районы и центры развития дайвинга
- Глоссарий важнейших туристических объектов
- Предметный указатель географических объектов
- Содержание