Введение
Спортивная физиология - это вторая часть курса физиологии, изучаемого в институтах физической культуры. Основное содержание этого курса - физиология мышечной деятельности человека, частным случаем которой является спортивная деятельность. В курсе спортивной физиологии можно выделить два-центральных вопроса - физиологическую характеристику различных видов спортивной, деятельности и физиологические механизмы адаптации организма при спортивной тренировке.
Спортивная деятельность связана, как правило, с предельным или почти предельным напряжением ведущих физиологических систем, обеспечивающих ее осуществление. Основная задача спортивной физиологии - дать количественную характеристику физиологических реакций отдельных систем и всего организма для разных видов спортивной деятельности. По существу, первую и с самого начала фундаментальную попытку систематического изложения физиологической характеристики видов спорта представляет собой учебное пособие А. Н. Крестовникова "Физиология спорта", вышедшее в 1939 г. Эта книга в значительной мере обобщила исследования по физиологии физических упражнений и спорта, которые были начаты в нашей стране и за рубежом еще в конце прошлого века (см. введение в учебнике "Физиология мышечной деятельности". М., ФиС, 1982).
Ввиду чрезвычайно большого разнообразия видов спортивной деятельности возникает необходимость в их классификации, что позволяет объединить спортивные упражнения в относительно небольшое число групп с общими физиологическими чертами (раздел I). В настоящем учебнике дается общая физиологическая характеристика основных видов спортивной деятельности,- предъявляющих высокие требования к таким физическим (двигательным) качествам, как сила, быстрота и выносливость (раздел II).
III раздел учебника ставит своей целью расширить представления о физиологических реакциях организма при спортивной деятельности, раскрыть особенности приспособления организма спортсмена к разным внешним условиям, что позволит будущему тренеру учитывать их влияние на спортивную работоспособность, планировать тренировочные нагрузки при подготовке спортсмена к соревнованиям в разных условиях с учетом характера и механизмов приспособления к ним - акклиматизации.
Другая важная задача курса спортивной физиологии дата представление о физиологической адаптации организма к физическим нагрузкам, т. е. изложить феноменологию и описать механизмы тех изменений в функциях различных органов и систем, которые-возникают в результате систематических тренировок и обеспечивают более высокие функциональные возможности организма тренирующегося Человека. Снова следует отметить, что первое обстоятельное изложение этой проблемы (главным образом в связи с центрально-нервными механизмами адаптации в процессе спортивной тренировки) было дано в книге А. Н. Крестовникова "Очерки по физиологии физических упражнений" (1951). Заметное влияние на развитие этой проблемы оказала монография В. С. Фар-феля "Физиология спорта", вышедшая в 1960 г.
В настоящем учебнике представление о специфических физиологических адаптационных изменениях, возникающих в организме в процессе спортивной тренировки, можно получить при сопоставлении физиологических показателей в условиях покоя и особенно: при стандартных и предельных физических нагрузках у спортсменов разных специализаций и неспортсменов (разделы II и III). Следует, однако, подчеркнуть, что только по результатам такого сравнения ("поперечных срезов") не удается выявить "чистые" эффекты физиологической адаптации организма при систематических занятиях физической культурой и спортом. Более полную картину должны дать длительные исследования одного и того же контингента занимающихся ("лонгитудинальные" исследования). К сожалению, пока длительность таких наблюдений редко превышает несколько недель или месяцев, что ограничивает наши представления о физиологических эффектах и особенно о физиологических механизмах спортивной тренировки.
Раздел IV посвящен физиологическим особенностям людей разного пола и возраста в связи с занятиями физической культурой и спортом. Объем учебника не позволил с достаточной полнотой раскрыть эту проблему. Согласно решению предметной комиссии по физиологии при Спорткомитете СССР физиологические вопросы этой проблемы должны быть обстоятельно изложены в специальном учебнике (учебном пособии) по физиологическим основам физического воспитания.
Глава 1. Физиологическая классификация физических упражнений
В своей повседневной деятельности - в быту, на производстве, во время занятий физической культурой и спортом - человек выполняет самые разнообразные двигательные действия: С точки зрения физиологии совокупность непрерывно связанных друг с другом двигательных действий (движений), направленных на достижение определенной цели (решение двигательной задачи), является упражнением.
В соревновательном спортивном упражнении совокупность двигательных действий (движений) направлена на достижение максимально возможного спортивного результата (примеры спортивных упражнений: прыжок в высоту, метание копья, стрельба, спортивная игра, бег или плавание на определенную дистанцию).
Огромное число физических, в том числе спортивных, упражнений обусловливает необходимость их классификации. Физиологическая классификация объединяет в группы физические упражнения со сходными функциональными характеристиками. С одной стороны, это такие упражнения, для успешного выполнения которых могут быть использованы в определенной степени сходные режимы, средства и методы физического воспитания (спор'тивной тренировки). С другой стороны, в одну группу объединяются физические упражнения, которые могут быть в равной мере использованы в системе физического воспитания (спортивной тренировки) для повышения функциональных возможностей одних и тех же физиологических органов, систем и механизмов, а следовательно, одного и того же физического качества. Так, возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в наибольшей степени определяющие уровень развития выносливости, могут успешно повышаться при использовании разных физических упражнений одной группы: длительного бега, езды на велосипеде, плавания, бега на лыжах.
- Коц я.М. - Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Оглавление
- Введение
- Общая физиологическая классификация физических упражнений
- Локальные, региональные и глобальные упражнениния
- Статические и динамические упражнения
- Силовые, cкоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость
- Энергетическая характеристика физических упражнений
- Физиологическая классификация спортивных упражнений
- Классификация циклических упражнений
- Классификация ациклических упражнений
- Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности
- Предстартовое состояние и разминка
- Предстартовое состояние
- Разминка
- Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание"
- "Мертвая точка" и "второе дыхание"
- Устойчивое состояние
- Утомление
- Локализация и механизмы утомление
- Утомленние при выполнении различных спортивных упражнений
- Восстановление
- Восстановление функций после прекращения работы
- Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма
- Активный отдых
- Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности)
- Физиологические основы мышечной силы
- Максимальная статическая сила и максимальная произвольная статическая сила мышц
- Связь произвольной силы и выносливости
- Рабочая гипертрофия мышц
- Физиологические основы скоростно-силовых качеств (мощности)
- Скоростной компонент мощности
- Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений
- Глава 4. Физиологические основы выносливости Определение понятия
- Аэробные возможности организма и выносливость
- Кислородтранспортная система и выносливость
- Система внешнего дыхания
- Система крови
- Сердечно сосудистая система (кровообращение)
- Мышечный аппарат и выносливость
- Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
- Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков
- Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка
- Двигательная память
- Автоматизация движений
- Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений
- Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике
- Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
- Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха
- Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха влажности воздуха
- Кожный кровоток и температура кожи
- Водно-солевой баланс
- Система кровообращения
- Тепловая адаптация (акклиматизация)
- Физиологические изменения и их механизмы при тепловой адаптации
- Тепловая адаптация у спортсменов
- Питьевой режим
- Потеря воды м их восполнение во время соревнования
- Потери воды и солей в процессе тренировки в жарких условиях
- Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода)
- Физиологические механизмы приспособления к холоду
- Физическая работоспособность в холодных условиях
- Акклиматизация к холоду
- Глава 7. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления (среднегорья и при смене поясно-климатических условий
- Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления
- Функция дыхания
- Функция кровообращения
- Снижение мпк
- Горная акклиматизация (адаптация к высоте)
- Изменения в системе кровообращения
- Изменение мпк
- Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря
- Спортивная работоспособность при выполнении скоростно-сиповых (анаэробных) упражнений
- Спортивная работоспособность при выполнении упражнений на выносливость
- Смена поясно-климатических условий
- Глава 8. Физиология плавания
- Механические факторы
- Максимальное потребление кислорода
- Кислород транспортная система
- Сердечно-сосудистая система
- Локальные (мышечные) факторы
- Терморегуляция
- Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин
- Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела
- Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин Мышечная сила
- Анаэробные энергетические системы у женщин
- Аэробная работоспособность (выносливость) женщин Максимальное потребление кислорода
- Максимальные возможности кислород-транспортной системы
- Субмаксимальная аэробная работоспособность
- Физиологические изменения в результате тренировки выносливости
- Менструальный цикл и физическая работоспособность
- Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
- Индивидуальное развитие и возрастная периодизация
- Возрастньш особенности физиологических функций и систем
- Высшая нервная деятельность
- Обмен веществ и энергии
- Система кроем
- Кровооброшение
- Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств
- Двигательный аппарат
- Характеристика основных движений
- Развитие двигательных качеств
- Физиологическая характеристика юных спортсменов
- Возрастные особенности спортивной работоспособности
- Спортивная ориентация и ее физиологические критерии
- Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом
- Два основных функциональных эффекта тренировки
- Пороговые тренирующие нагрузки
- Интенсивность тренировочных нагрузок
- Длительность тренировочных нагрузок
- Частота тренировочных нагрузок
- Объем тренировочных нагрузок
- Специфичность тренировочных эффектов
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении двигательного навыка (спортивной техники)
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении ведущего физического (двигательного) качества
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении состава активных мышечных групп
- Специфичность тренировочных эффектов, проявляемая при разных условиях внешней среды
- Обратимость тренировочных эффектов
- Тренируемость