Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
Рис. 53. Схема движения и величина электрической активности мышц ног при беге в темпе 200 шаг/мин (Л) и в максимальном темпе (Б) (по И. М. Козлову). Заштрихованная площадь - величины биоэлектрической активности: черные участки - преодолевающая работа, косая штриховка - уступающая, вертикальная штриховка - фиксирующая; 1-16 - последовательность изменений положения ноги с интервалом 50 мс; I - ягодичная м., II - прямая мышца бедра, III - двуглавая мышца бедра, IV - большеберцовая мышца, V - камбаловидная мышца |
Фонд различных двигательных навыков в организме состоит, с одной стороны, из врожденных движений, с другой - из двигательных актов, складывающихся в результате специального обучения на протяжении индивидуальной жизни.
Человек рождается с весьма ограниченным по числу и сложности фондом готовых проявлений двигательной деятельности (сосание, глотание, мигание, сгибание и разгибание конечностей в ответ на болевые и другие раздражители и т. д. Наряду с этим по наследству передается чрезвычайно важное свойство - пластичность нервной системы, обеспечивающая высокую степень тренируемости, т. е. способности путем обучения овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных изменившимся условиям жизнедеятельности (Л. А. Орбели). Это обеспечивает исключительно большие возможности совершенствования техники спортивных движений.
Тренируемость, передаваемая по наследству, у разных лиц выражена неодинаково. Более того, у одного и того же человека в отношении различных проявлений деятельности она также сильно варьирует. Поэтому при спортивном отборе наряду с морфологическими особенностями и состоянием вегетативных функций необходимо также учитывать специфическую тренируемость в отношении определенных двигательных координации, свойственных тому или иному виду физических упражнений.
В различные периоды жизни тренируемость выражена неодинаково. Есть возрастные периоды, когда тренируемость особенно высока и обучение, в том числе двигательным актам, происходит особенно успешно. Для различных видов умственной и мышечной деятельности эти периоды различны. Так, двигательные координации, связанные с правильным произношением иностранных слов, в детском возрасте усваиваются легко и быстро. Если новый язык начинают изучать люди среднего возраста, когда тренируемость в отношении координации деятельности речевых мышц несколько снижается, то большинству из них приходится сталкиваться с очень большими трудностями.
Новые сложные спортивные движения также осваиваются в определенные периоды жизни человека. Поэтому для эффективности обучения технике движений, важно выявить те возрастные периоды, когда тренируемость в данном виде физических упражнений является особенно высокой. Из практики спорта известно, что обучение сложным двигательным актам в фигурном катании на коньках, гимнастике, прыжках в воду и некоторых других видах физических упражнений особенно эффективно в детском возрасте.
- Коц я.М. - Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Оглавление
- Введение
- Общая физиологическая классификация физических упражнений
- Локальные, региональные и глобальные упражнениния
- Статические и динамические упражнения
- Силовые, cкоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость
- Энергетическая характеристика физических упражнений
- Физиологическая классификация спортивных упражнений
- Классификация циклических упражнений
- Классификация ациклических упражнений
- Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности
- Предстартовое состояние и разминка
- Предстартовое состояние
- Разминка
- Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание"
- "Мертвая точка" и "второе дыхание"
- Устойчивое состояние
- Утомление
- Локализация и механизмы утомление
- Утомленние при выполнении различных спортивных упражнений
- Восстановление
- Восстановление функций после прекращения работы
- Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма
- Активный отдых
- Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности)
- Физиологические основы мышечной силы
- Максимальная статическая сила и максимальная произвольная статическая сила мышц
- Связь произвольной силы и выносливости
- Рабочая гипертрофия мышц
- Физиологические основы скоростно-силовых качеств (мощности)
- Скоростной компонент мощности
- Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений
- Глава 4. Физиологические основы выносливости Определение понятия
- Аэробные возможности организма и выносливость
- Кислородтранспортная система и выносливость
- Система внешнего дыхания
- Система крови
- Сердечно сосудистая система (кровообращение)
- Мышечный аппарат и выносливость
- Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
- Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков
- Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка
- Двигательная память
- Автоматизация движений
- Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений
- Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике
- Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
- Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха
- Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха влажности воздуха
- Кожный кровоток и температура кожи
- Водно-солевой баланс
- Система кровообращения
- Тепловая адаптация (акклиматизация)
- Физиологические изменения и их механизмы при тепловой адаптации
- Тепловая адаптация у спортсменов
- Питьевой режим
- Потеря воды м их восполнение во время соревнования
- Потери воды и солей в процессе тренировки в жарких условиях
- Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода)
- Физиологические механизмы приспособления к холоду
- Физическая работоспособность в холодных условиях
- Акклиматизация к холоду
- Глава 7. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления (среднегорья и при смене поясно-климатических условий
- Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления
- Функция дыхания
- Функция кровообращения
- Снижение мпк
- Горная акклиматизация (адаптация к высоте)
- Изменения в системе кровообращения
- Изменение мпк
- Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря
- Спортивная работоспособность при выполнении скоростно-сиповых (анаэробных) упражнений
- Спортивная работоспособность при выполнении упражнений на выносливость
- Смена поясно-климатических условий
- Глава 8. Физиология плавания
- Механические факторы
- Максимальное потребление кислорода
- Кислород транспортная система
- Сердечно-сосудистая система
- Локальные (мышечные) факторы
- Терморегуляция
- Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин
- Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела
- Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин Мышечная сила
- Анаэробные энергетические системы у женщин
- Аэробная работоспособность (выносливость) женщин Максимальное потребление кислорода
- Максимальные возможности кислород-транспортной системы
- Субмаксимальная аэробная работоспособность
- Физиологические изменения в результате тренировки выносливости
- Менструальный цикл и физическая работоспособность
- Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
- Индивидуальное развитие и возрастная периодизация
- Возрастньш особенности физиологических функций и систем
- Высшая нервная деятельность
- Обмен веществ и энергии
- Система кроем
- Кровооброшение
- Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств
- Двигательный аппарат
- Характеристика основных движений
- Развитие двигательных качеств
- Физиологическая характеристика юных спортсменов
- Возрастные особенности спортивной работоспособности
- Спортивная ориентация и ее физиологические критерии
- Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом
- Два основных функциональных эффекта тренировки
- Пороговые тренирующие нагрузки
- Интенсивность тренировочных нагрузок
- Длительность тренировочных нагрузок
- Частота тренировочных нагрузок
- Объем тренировочных нагрузок
- Специфичность тренировочных эффектов
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении двигательного навыка (спортивной техники)
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении ведущего физического (двигательного) качества
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении состава активных мышечных групп
- Специфичность тренировочных эффектов, проявляемая при разных условиях внешней среды
- Обратимость тренировочных эффектов
- Тренируемость