1.1.2. Развитие российского предпринимательства
В России всегда большую роль играло государственное предпринимательство, в сфере которого не действовали рыночные отношения. Централизованное государство использовало различные способы для сдерживания предприимчивости активных людей, только формы и методы такого сдерживания менялись. На развитие предпринимательства повлияло появление под влиянием татаро-монгольского ига элементов "азиатского способа производства". В своей работе "История предпринимательства в России" С. Н. Сметанин так характеризует его: преобладала не частная, а государственная или государственно-общинная собственность на землю; государство занимало господствующее положение в экономике, значительная часть которой принадлежала государству,, а остальную часть оно регулировало через административную систему; сохранялись община и общинные традиции, поэтому интере-сы отдельной личности подавлялись общинными, коллективными интересами; господствовал восточный деспотизм - бесправие жителей страны перед лицом государства. Вплоть до революции 1917 г. в России сохранялась крестьянская община с уравнительным землепользованием, которая сдерживала развитие предпринимательства в сельском хозяйстве. Поэтому сельская буржуазия направляла свою предпринимательскую деятельность преимущественно в сферу торговли и промышленности. Так как в России централизованно регламентировалась хозяйственная жизнь, то существовало развитое государственное предпринимательство. Государство считало, что вся промышленность страны, а не только казенная, находится в его ведении, поэтому управление промышленными отраслями велось административными методами. Первыми крупными казенными предприятиями были оружейные (Пушечный двор и Оружейная палата в Москве, Оружейная слобода в Туле). Кроме них было налажено дворцовое полотняное производство, которое управлялось специальным государственным учреждением - Дворцовым приказом. Все крупные строительные работы производились под руководством Приказа каменных дел. В XVII в. для удовлетворения потребностей государственного хозяйства в России зародилось мануфактурное производство - казенные мануфактуры. Всего известно о 65 мануфактурах, занятых выплавкой железа, меди, изготовлением стекла, бумаги, ко-жевенных, суконных и других изделий. Продукция мануфактур была частью замкнутого натурального государственного хозяйства и не предназначалась для рынка, поэтому все мануфактуры были нерентабельными. Сезонность сельского хозяйства способствовала развитию ремесленных и отходных промыслов как подсобного занятия при сельскохозяйственном производстве. В конце XVI в. промыслы стали вытесняться более свободным городским ремеслом (в те времена были известны около 200 разновидностей ремесел); появились плотники и каменщики, ткачи и портные, артели и подряды, которые возглавлялись предприимчивыми людьми. К этому следует добавить влияние православного духовенства на предпринимательство и торговлю. Купцы одной категории, как правило, объединялись вокруг построенного ими патронального храма. Особой формой предпринимательства являлись монастырские хозяйства, организованные по принципу феодальной вотчины - практически все необходимое для потребления производилось на месте, в пределах этого хозяйства. Однако зачастую монастыри часть своей продукции предназначали для продажи. В XVI -XVIII вв. главным источником государственных доходов в России являлась торговля. Натуральное хозяйство не приносило денежных доходов, поэтому главным торговым предпринимателем было государство. Любой товар, торговля которым давала высокие прибыли, объявлялся царской монополией и исключался из частного коммерческого оборота. В казенной монополии находились соль, поташ, мед, пушнина, хлебное вино. Торговля некоторыми товарами отдавалась государством на откуп частным лицам, которые получали право торговать таким товаром, заплатив установленную сумму в казну. На откуп сдавалась продажа кваса, мыла, дегтя, свечей, рогож и др. Во главе банковской системы страны стоял Российский государственный банк, который занимал первое место среди центральных эмиссионных банков мира. Причем его капитал составляли не средства частных лиц и предприятий-акционеров, как в других странах (Англия, Франция), а казенный золотой фонд и средства государства. Российский государственный банк был одним из главных инструментов регулирования хозяйства. Контролируя все остальные банки страны, он мог оказывать решающее влияние на экономику. Централизованное государство сдерживало усилия предприимчивых людей. Даже после реформ 1860-х гг. политическая власть была сосредоточена в руках дворянства, сохранившего свои сословные привилегии, а экономически сильная буржуазия такой власти не имела. Государство по-прежнему занимало господствующие позиции в хозяйстве страны. В государственный сектор хозяйства входили Российский государственный банк, Уз железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60 % лесов, военная промышленность и многие промышленные предприятия в других отраслях. Министр фи-нансов С. Ю. Витте писал: "Изящные искусства, литература, промышленность - все это у нас в России состоит на государственной службе, если не целиком, то в значительной своей части". Поэтому после революции 1917 г. социалистическое предпринимательство стало прямым продолжением дореволюционного государственного управления и распространялось на все отрасли производства. Вынужденным краткосрочным компромиссом между административной и рыночной системами предпринимательства был НЭП - новая экономическая политика. В этот период допускалось несколько форм предпринимательства: государственное, кооперативное, государственно-капиталистическое и мелкое частное. На современном этапе предпринимательство в России получило хороший импульс для развития, однако часто оно сдерживается укоренившимся в течение многих веков сознанием, что главным предпринимателем является государство.
- М.: иц "Академия", 2007. - 208 с.
- Предисловие
- Глава 1. Предпринимательство и инновации
- 1.1. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности
- 1.1.1 Возникновение и сущность предпринимательства
- 1.1.2. Развитие российского предпринимательства
- 1.2. Цикличное развитие экономики. Исследования н.Д.Кондратьева, теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.1. Исследования н.Д.Кондратьева о цикличном развитии экономики
- 1.2.2. Теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.3. Технологические уклады развития
- 1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
- 1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере
- Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности
- 2.1. Содержание понятия "инновация"
- 2.2. Виды инноваций
- 2.3. Инновационные процессы
- 2.4. Жизненный цикл и функции инноваций
- 2.5. Инновационная деятельность в туризме
- Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития
- 3.1. Национальная инновационная система
- 3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
- 3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
- 3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
- 3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
- 3.4.2. Направления инновационного развития России
- 3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
- Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности
- 4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий
- 4.1.1. Государственная инновационная стратегия
- 4.1.2. Инновационная стратегия предприятий
- 4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты
- 4.2.1. Принципы планирования
- 4.2.2. Содержание инновационного проекта
- 4.2.3. Виды проектов
- 4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов
- 4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных процессах
- 4.4. Риски в инновационной деятельности
- Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании
- 5.1. Организация инновационной деятельности
- 5.1.1. Цели инновационной деятельности
- 5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса
- 5.1.3. Управление инновациями
- 5.1.4. Управление знаниями
- 5.2. Создание нововведений и их внедрение
- 5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения
- 5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
- Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных процессах
- 6.1. Человеческий фактор
- 6.2. Интеллектуальный продукт
- 6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность
- 6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
- 6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности
- 6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности
- 6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности
- Глава 7. Нормативно-правовое регулирование
- 7.1. Правовые акты Российской Федерации
- 7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий
- Глава 8. Влияние научно-технических нововведений на развитие туризма
- 8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения
- 8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта
- 8.1.2. Железнодорожный транспорт
- 8.1.3. Развитие морских круизов
- 8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы
- 8.2.1. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов
- 8.2.3. Применение информационных технологий в туризме
- 8.2.4. Глобальные распределительные системы
- 8.2.5. Электронная коммерция
- Глава 9. Инновационные процессы в туризме
- 9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма
- 9.1.1. Глобализация - путь перемен
- 9.1.2. Глобализация экономики и туризм
- 9.1.3. Деловое партнерство
- 9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 9.4. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
- 9.5. Принципы устойчивого развития туризма
- 9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) - инновация для российского туристского бизнеса
- 9.8. Практика нового туризма
- 8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе