5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
На развитие инновационной деятельности туристских компаний оказывают влияние следующие факторы: экономические и технологические (отсутствие достаточных средств для финансирования, слабость материально-технической базы, устаревшая технология); политические, правовые (политическая нестабильность, криминогенная обстановка, ограничения, вводимые законодательным путем); организационно-управленческие (излишняя централизация, ориентация на краткосрочную окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационных процессов, преобладание вертикальных потоков информации); социально-психологические и культурные (сопротивление новшествам, всему новому, что поступает извне, боязнь неопределенности). Все эти факторы зависят от состояния внешней и внутренней среды, анализ которой при организации инновационной деятельности в туристской компании должен быть постоянно в центре внимания. При анализе состояния внешней среды особое внимание следует обращать на факторы, которые непосредственно влияют на внедрение инноваций. Это: общая экономическая ситуация, под воздействием которой формируются покупательский спрос и платежеспособность населения; действия исполнительных органов власти по поддержке развития туризма, требования законодательного и регулирующего характера как общегосударственного, так и регионального значения, касающиеся туризма; интенсивность и масштаб конкуренции; состояние коммуникационных сетей (возможности использования Интернета, других альтернативных способов связи); возможность применения новых технологий при организации поездок (глобальные системы бронирования субъектами туристского рынка, число компаний, применяющих новые технологии, особенно в регионах); период времени, требующийся для продвижения новинок компьютерных технологий и новых предложений на региональных рынках. Кроме факторов внешней среды, сдерживающих инновационные процессы в развитии туристского бизнеса, многое зависит от внутренней среды. Это: политика и стратегия туристской компании; наличие в коллективе работника-инициатора; безоговорочная поддержка инновационных идей со стороны руководства; всемерное содействие экспериментам на всех уровнях и во всех подразделениях туристской компании; использование мотивационных систем, включающих различные формы поощрения творческой и инновационной деятельности; наличие специализированного подразделения по реализации новшеств; необходимый уровень финансовых возможностей; развитые коммуникационные системы; организационно-техническая готовность к реализации новшества. При разработке нового или усовершенствованного туристского продукта часто применяется SWOT-анализ, который позволяет наметить планы инноваций. В качестве примера возьмем анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) развитию туризма во Владимире, проведенный в 1999 г. фирмой Ernst & Young. Сильные стороны (Strengths) Слабые стороны (Weaknesses) Достопримечательности - Неразвитость инфраструктуры туризма. Объекты мирового наследия, внесен- Плохое качество гостинниц и низкий уро- ные в список ЮНЕСКО. вень услуг. Уникальные музеи.Владимиро-Суздальс- Недостаточная оснащенность для обслу- кий музей-заповедник в 1988 г. Удостоен живания иностранных туристов. диплома ''Особая похвала-признание'',во- Проблемы транспортного обслуживания шел в число 10 лучших музеев Европы. туристов.Отсутствие средств на реконс- Сильные музыкальные традиции,ремесла трукцию исторического ядра города. Отсутствие стратегии продвижения Вла- димира как туристского центра. . Плохое состояние дорог, улиц , парков низ- кий уровень благоустройства иторического фольклор. ядра. Золотое Кольцо -известная торговая мар- Нет туристского путеводителя по городу и ка.Поддержка со стороны администрации информационных центров. города ,крепкие международные связи. Близость к Москве,являющейся крупней- шим источником туристских потоков. Суздаль, отмеченный ЮНЕСКО как выда- ющийся туристический объект, расположен в 30 км от Владимира. Отремонтирована автомобильная дорога Москва-Владимир,пущен скоростной електропоезд. Квалифицированные кадры. Возможности (Opportunities) Опасности( Troubles) Развитие туризма во Владимире на осно- Конкуренция со стороны других городов ве исторических, религиозных и природных Центральной России. достопримечательностей является потенци- Недостаток информации о городе приво- дит к отвлечению внимания потенциаль- ально крупным источником доходов для го- ных туристов. рода и может существенно улучшить его Недостаток собственных финансовых ре- репутацию. сурсов, направляемых на ремонт досто-. Развитие туризма может инициировать примечательностей. экономическое развитие города. Разрушение исторического наследия. Проведение фестивалей, ярмарок, кон- ференций и спортивных мероприятий. . Продвижение города и привлечение городов-партнеров, расширение сотруд- ничества Владимира и соседних городов в развитии туризма. Использование природного потенциала региона. Установление контактов с туристически- ми агенствами России, СНГ и других стран. Привлечение инвестиций малого и сред- Него бизнеса в туристическую индустрию. Этот анализ способствовал разработке и утверждению муниципальной целевой программы развития туризма во Владимире на 2001-2005 гг. Одним из примеров целенаправленной инновационной деятельности может служить компания "Капитал Тур", организованная в середине 2003 г. "Капитал Тур" не занимается продажей своих туров на рынке индивидуальным клиентам. Она является туроператором, поэтому сотрудничает с розничными компаниями. "Капитал Тур" зарабатывает, создавая новые возможности для развития бизнеса своих региональных партнеров и даже конкурентов. Продвигая и популяризируя свой бренд, компания руководствуется оптимальным балансом трех показателей: цена - качество - ассортимент. Отказавшись от практики уполномоченных агентств, "Капитал Тур" открыл за пределами Москвы собственные представительства (Новосибирск, Екатеринбург, Казань и Саратов), которые обеспечивают информационную и рекламную поддержку местных агентств, консультируют их по всем вопросам продаж, организуют обучающие программы, упрощают взаиморасчеты и обмен документами между компанией и ее партнерами. Ближайшие цели компании - освоение региональных рынков высокими темпами. С учетом того, что региональные компании интересует не только широкая география поездок, но и комплектация предлагаемого продукта (одним нужны программы с вылетами из Москвы, другим - только наземное обслуживание без услуг перевозки, третьи хотят включить в пакет туристских услуг местную авиаперевозку), "Капитал Тур" активно использует раз-личные инновации. На массовых направлениях туризма с зарубежными принимающими структурами создаются совместные предприятия. В Турции создано такое предприятие с управляющей компанией по услугам онлайнового размещения Hotelbeds, которое входит в группу First Choice Holidays PLC и имеет сильные позиции на всех курортах страны. В результате "Капитал Тур" получил на рынке Турции значительные конкурентные преимущества: специальные тарифы, возможность оперативно увеличивать квоты мест, включать в предложения новые отели. В Тунисе в совместное предприятие "Капитал Тур Тунис" вошла компания Aquasun, которая имеет собственный автопарк (автобусы, микроавтобусы, легковые машины), штат русскоязычных гидов. Заключены эксклюзивные контракты с гостиничной сетью Iberostar Occidental. Кроме новых возможностей в секторе массовых поездок, "Капитал Тур" обеспечивает партнерам доступ в еще слабо освоенную в регионах нишу делового туризма. Это обеспечивается путем подключения к международной системе бронирования, осуще-ствляемой Gullivers Travel Agency по специальным тарифам, которые обычно на 30-45 % ниже тарифов, объявленных публично. Особое внимание обращает на себя совместный проект "Капитал Тур" с Транспортной клиринговой палатой (ТКП). В октябре 2004 г. "Капитал Тур" интегрировал свою базу данных в распределительную систему, через которую ТКП бронирует билеты для перевозки пассажиров на 130 авиакомпаниях России и стран СНГ. В результате все профессиональные компании, занимающиеся продажей билетов, получили доступ к продукту "Капитал Тур" в режиме реального времени. Речь идет о внедрении на российский рынок системы complete travel service, когда розничным компаниям предлагается полный спектр туристского продукта - от бронирования перевозок до продажи пакета услуг. Эта система позволяет использовать для бронирования пакетов специальный канал связи, что явится альтернативой глобальной распределительной сети в тех городах, где есть сложности с Интернетом. Стыковку ресурсов ТКП и "Капитал Тур" проводила компания "Мегатек", что позволило 5 000 аккредитованным агентам ТКП (более 11 тыс. точек продаж по России) бронировать продукты туристской компании в режиме реального времени и выдавать туристам подтверждение на бланках ТКП. Это удобно для безвизовых направлений - турист приходит в агентство только один раз, а пакет документов на поездку получает в аэропорту. Механизм реализации нововведений зависит от вида инноваций. Например, при таком нововведении в туристской фирме, как система бронирования, необходимо наличие команды (программисты, специалисты по обслуживанию системы бронирования), объединенной под единым началом. На выбор той или иной системы бронирования, а также на качество пользования, безусловно, влияет ее доступность, т.е. локализация, присутствие филиалов на национальном рынке или в регионе. Механизм реализации нововведений для фирм - разработчиков технологий предполагает наличие программы выхода инноваций на рынок, т. е. их оформление в патентной форме и получение лицензии. Для туристских фирм-пользователей экономический эффект может выражаться в следующих показателях: росте объема продаж; расширении географии туристского продукта; снижении расходов на рекламу и продвижении собственного туристского продукта; повышении его качества благодаря использованию международных стандартов; сокращении времени обслуживания и оформления документов. Для анализа эффективности внедрения инноваций в туристской фирме используются как общие методы оценки эффективности инновационных проектов, так и специфические критерии туристского бизнеса. Развитие инновационной деятельности способствует повышению экономической эффективности.
Контрольные вопросы
1. Назовите инновационные цели компании и средства их достижения. 2. Охарактеризуйте динамическое моделирование бизнеса. 3. Кто заинтересован в проведении инноваций? Дайте характеристику внешних и внутренних заинтересованных лиц. 4. Перечислите основные нелинейные механизмы, влияющие на инновационные процессы. 5. Как "петли взаимного усиления" влияют на развитие туризма? 6. Пути привлечения сотрудников компании к участию в инновационных процессах. 7. Управление знаниями как новое направление в схеме руководства компаниями. 8. Комплексный подход к планированию внедрений новшеств в компании. 9. Назовите способы создания новшеств. Использование латерального маркетинга в туристской деятельности. 10. Дайте характеристику компаний по типу инновационного поведения. 11. Какими характерными чертами отличается инновационная деятельность в туристской компании?
- М.: иц "Академия", 2007. - 208 с.
- Предисловие
- Глава 1. Предпринимательство и инновации
- 1.1. Экономическое развитие общества и предпринимательской деятельности
- 1.1.1 Возникновение и сущность предпринимательства
- 1.1.2. Развитие российского предпринимательства
- 1.2. Цикличное развитие экономики. Исследования н.Д.Кондратьева, теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.1. Исследования н.Д.Кондратьева о цикличном развитии экономики
- 1.2.2. Теория инновационных процессов й.Шумпетера
- 1.2.3. Технологические уклады развития
- 1.3. Роль предпринимателя в инновационных процессах
- 1.4. Предпринимательская деятельность в туристской сфере
- Глава 2. Сущность и функции инновационной деятельности
- 2.1. Содержание понятия "инновация"
- 2.2. Виды инноваций
- 2.3. Инновационные процессы
- 2.4. Жизненный цикл и функции инноваций
- 2.5. Инновационная деятельность в туризме
- Глава 3. Государственное регулирование инновационного развития
- 3.1. Национальная инновационная система
- 3.2. Государственная поддержка и стимулирование инновационных процессов
- 3.3. Регулирование инновационной деятельности в промышленно развитых странах
- 3.4. Система государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
- 3.4.1. Организация науки и научно-технических исследований
- 3.4.2. Направления инновационного развития России
- 3.5. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме
- Глава 4. Стратегия и планирование инновационной деятельности
- 4.1. Содержание и характеристика различных типов стратегий
- 4.1.1. Государственная инновационная стратегия
- 4.1.2. Инновационная стратегия предприятий
- 4.2. Планирование инноваций и инновационные проекты
- 4.2.1. Принципы планирования
- 4.2.2. Содержание инновационного проекта
- 4.2.3. Виды проектов
- 4.2.4. Этапы разработки инновационных проектов
- 4.3. Роль и характер инвестиций в инновационных процессах
- 4.4. Риски в инновационной деятельности
- Глава 5. Управление инновационной деятельностью в компании
- 5.1. Организация инновационной деятельности
- 5.1.1. Цели инновационной деятельности
- 5.1.2. Динамическое моделирование бизнеса
- 5.1.3. Управление инновациями
- 5.1.4. Управление знаниями
- 5.2. Создание нововведений и их внедрение
- 5.3. Классификация предприятий по типу инновационного поведения
- 5.4. Инновационная деятельность в туристских компаниях
- Глава 6. Интеллектуальная собственность в инновационных процессах
- 6.1. Человеческий фактор
- 6.2. Интеллектуальный продукт
- 6.2.1. Интеллектуальный продукт как собственность
- 6.2.2. Интеллектуальная собственность как товар
- 6.3. Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 6.4. Охрана и защита интеллектуальной собственности
- 6.4.1. Способы охраны и защиты интеллектуальной собственности
- 6.4.2. Международные соглашения об охране интеллектуальной собственности
- Глава 7. Нормативно-правовое регулирование
- 7.1. Правовые акты Российской Федерации
- 7.2. Законы, регулирующие права в области информатизации и применения новейших технологий
- Глава 8. Влияние научно-технических нововведений на развитие туризма
- 8.1. Инновационные процессы на транспорте, в средствах размещения
- 8.1.1. Тенденции развития авиационного транспорта
- 8.1.2. Железнодорожный транспорт
- 8.1.3. Развитие морских круизов
- 8.2. Развитие информационных технологий. Глобальные распределительные системы
- 8.2.1. Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 8.2.2. Способы распространения инновационных продуктов
- 8.2.3. Применение информационных технологий в туризме
- 8.2.4. Глобальные распределительные системы
- 8.2.5. Электронная коммерция
- Глава 9. Инновационные процессы в туризме
- 9.1. Глобализация экономики и ее влияние на развитие туризма
- 9.1.1. Глобализация - путь перемен
- 9.1.2. Глобализация экономики и туризм
- 9.1.3. Деловое партнерство
- 9.2. Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 9.3. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 9.4. Роль Всемирной туристской организации в стимулировании и распространении инноваций
- 9.5. Принципы устойчивого развития туризма
- 9.6. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 9.7. Применение положений Генерального соглашения по торговле услугами (гатс) - инновация для российского туристского бизнеса
- 9.8. Практика нового туризма
- 8.1.4. Инновации в гостиничном бизнесе