logo
Новиков В Инновации в туризме

6.1. Человеческий фактор

Пункт 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации устанавливает, что "...каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом". Статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации гласит: "В случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами, признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя". Под творчеством, творческим процессом понимают умственный труд, направленный на создание новых вещей, которые никогда прежде не существовали. Психологи считают, что творческой личности необходимы воображение, вдохновение, оригинальность мышления, умение напряженно работать и размышлять, аналитические способности и др. Сегодня творческий потенциал человека формируют личные способности, информатика, программно-целевые методы и инновационные технологии. В настоящее время несколько подзабыты уже упоминавшиеся исследования Й.Шумпетера о роли человеческого фактора. Он разработал сложную модель человеческого поведения и считал, что предпринимательская функция выполняется индивидами в определенном общественно-ситуативном контексте. Согласно его социологическому подходу, в рамках институционального индивидуализма человеческая деятельность частично ограничена и частично свободна. При разработке новых видов продукта и бизнеса их институциональными правами являются патенты, предоставляющие собственнику монополию на коммерциализацию определенной технологии в определенной области в течение установленного времени. Другие права на интеллектуальную собственность связаны с авторством и его разновидностями. Питер Ф.Друкер пришел к заключению: "Работники умственного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятся у них в голове. Это абсолютно "портативный" и чрезвычайно емкий вид основного капитала. Поскольку работники умственного труда владеют своими средствами производства, они очень мобильны. Фигурально выражаясь, работники физического труда больше заинтересованы в работе, чем работа в них. Возможно, не обо всех работниках умственного труда можно сказать, что они нужны работе больше, чем работа им. Но в подавляющем большинстве случаев взаимоотношения работников интеллектуального труда с организацией, обеспечивающей их работой, характеризуются тем, что они заинтересованы друг в друге в равной степени". По мнению П.Друкера, производительность работников умственного труда определяется шестью факторами: ясностью производственного задания; личной их ответственностью и независимостью; включением инновационной деятельности в умственную работу и производственное задание; постоянным приобретением знаний и обучением коллег; качеством умственного труда, а не его количеством; желанием работать на свою организацию и предпочтением этой работы всем другим. Видимо, последующее развитие цивилизации на нашей планете пойдет в интеллектуально-гуманистическом направлении. Это обусловлено ограниченностью материальных и сырьевых ресурсов Земли для удовлетворения возрастающих потребностей увеличивающегося населения в условиях экологической безопасности. Существует неразрывная связь инновационных процессов и творчества. Так как знание является основным ресурсом в конкурентной борьбе, то и обучение, поддерживающее его долгосрочную эффективность, превращается в одну из главных забот хозяйствующих субъектов. Новая модель гибкой организации, позволяющая использовать знания и уникальные возможности каждого отдельного работника, получила название "индивидуализированной корпорации". Она действует и развивается, опираясь на творчество одаренных личностей, которым создаются условия для раскрытия и повышения творческого потенциала. В таких корпорациях превалирует обстановка доверия, исключающая жесткое регламентирование, которое гасит творческие порывы. Дисциплинирующим фактором является ответственность творческой личности за свои действия. Расширение круга полномочий и увеличение степени свободы работников порой приводит к отдельным ошибкам, но считается, что издержки этих ошибок меньше просчетов, неизбежных при жестком командном управлении.