logo
Анализ комплекса маркетинга гостиничного предприятия

1.4 Характеристика мини-отелей

Во многих крупных городах мира уже давно существует такой сектор гостиничной индустрии, как мини-отели. В России же это понятие появилось не так давно - около 14 лет назад[15, с.12].

Рынок малых отелей в России, в основном, начинался как бизнес «дилетантов». Практически не было случаев, чтобы малый отель начинал создавать человек из большого гостиничного бизнеса.

Так что же такое «малый отель» и как правильно говорить: «малый отель», «мини-отель», а может и вовсе - «малая гостиница»?

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) существуют только услуги гостиниц, мотелей, общежитий и прочих мест проживания. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности к гостиничной деятельности относятся следующие виды деятельности:

- деятельность гостиниц и ресторанов;

- деятельность прочих мест для временного проживания;

- деятельность молодежных туристских лагерей и горных туристических баз;

- деятельность кемпингов;

- деятельность детских лагерей на время каникул;

- деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п.;

- сдача внаем для временного проживания меблированных комнат;

- деятельность прочих мест для временного проживания, не включенных в другие группировки [15, с.13].

Как мы видим, слово «отель» не употребляется вовсе.

На текущий момент существуют два понятия: «мини-отель» и «малый отель». Чтобы выяснить их различия, нужно смотреть со стороны гостей этих отелей.

Также надо выяснить какие есть преимущества у малых отелей перед крупными гостиницами. Надо не забывать, что малые отели не обладают той инфраструктурой и тем количество услуг, что большие.

Существует несколько причин, по которым гости отдают приоритет малым отелям. Одна из главных причин - только в малом отеле гость может почувствовать свою значимость и уникальность. Персональный подход здесь самое важное. Ощущение того, что всё внимание обращено к тебе играет немаловажную роль. И что тоже важно, все желания и потребности будут исполняться своевременно и качественно.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что соответствие таким требованиям может предоставить отель, номерной, фонд которого не превышает 50, а лучше 40 номеров. Если в гостинице больше 40 номеров, то постоялец уже не почувствует, что он «единственный» клиент, а значит, не возникнет ощущения приватности атмосферы. Между тем именно благодаря этому малые отели конкурируют с большими гостиницами, не имея, как правило, собственных ночных клубов, ресторанов, бассейнов.

Такие гостиницы профессионалы рынка и стали называть «малые отели». Что же касается мини-отеля, то в Санкт-Петербурге и Краснодарском крае - лидерах этого рынка - так называют гостиницу до 10 номеров [15, с.16].

Таким образом, различие мини-отелей и малых отелей именно в количестве номеров. К качеству, количеству услуг и уровню комфорта это не имеет никакого отношения.

Российский рынок малых отелей появился 14 лет назад, но даже сейчас этот рынок, если говорить о России в целом, находится в начале своего пути. Приятными исключениями пока являются два региона - Краснодарский край и Санкт-Петербург - безусловные лидеры в деле развития малых отелей [15, с.16].

В Санкт-Петербурге, по данным Центра развития малых отелей, на начало 2011 г. Было более 650 малых отелей. По разным оценкам, 25-30% туристов в Санкт-Петербурге принимают именно малые отели. С 1995 по 2003 г. Количество мини-отелей выросло с 3 до 25. А вот за следующие два года появилось еще около 400.

В канун 300-летия Санкт-Петербурга этот бизнес заинтересовал многих. Но так как гостиница строится не за один день, большинство их открылось не к празднику, а через год. Бум создания малых и мини-отелей не случайно наблюдается именно в Санкт-Петербурге. Появление таких гостиниц (до 30-50 номеров) характерно в первую очередь для исторических городов Европы, где возможности нового строительства в центральных районах ограничены [18, с.19].

Исторически сложилось, что в городе много не расселенных коммуналок. Их можно достаточно дешево переселять из центральных районов на окраины. В любом случае, это получается намного дешевле, чем строить отель с нуля. Тем более что, в центральной части города осталось не так много свободных территорий.

Как сообщает экономический партнер ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов» Игорь Внуков, суммарный оборот небольших гостиниц Северной столицы составляет 3,6 млрд. рублей в год, в это же время объем рынка хостелов - 880 млн. [24, с.19].

Развитие малых отелей могло бы быть более быстрым и повсеместным, если бы не одно «но». Несмотря на то, что рынок активно развивается, законы для него не предусмотрены.

Дело в том, что активное появление малых средств размещения, которых никогда раньше не было в России, опередило развитие гостиничного законодательства, которое на сегодняшний день практически не учитывает специфику этого рынка, применяя к малым отелям те же требования, что и к большим гостиницам.

В Санкт-Петербурге действует Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга, которая является некоммерческим партнерством для профессиональной поддержки и защиты интересов малых гостиниц Петербурга. Целью Ассоциации является совместное продвижение на рынке услуг малых гостиниц Петербурга [25, с.19].

НП Ассоциация малых гостиниц Петербурга объединяет предприятия и организации гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса любых организационно-правовых форм: малые отели; рестораны; кафе; бары; клубы; туристические и транспортные компании. Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга - коллективный член Российской Гостиничной Ассоциации.

Несовершенство законодательной базы мешает развитию малого бизнеса в сфере гостеприимства.

Понимая, что для решения существующих проблем, необходимы системные меры, в соответствии с поручением Правительства РФ Ростуризм приказом от 6 мая 2008 года № 51 утвердил Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации [5, с.19].

В последнее время, начиная с 2005 г., определенные шаги начинают делать как государство, так и профессиональные объединения.

Вторая приведенная в таблице проблема - отсутствие системы обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников малых средств размещения - не менее остра, чем проблема несовершенства законодательства. Во-первых, потому что качество гостиничной услуги в первую очередь зависит от персонала, а во-вторых, потому что создание и управление малым отелем требует особого мастерства, так как каждый потраченный неэффективно рубль, так же как и каждая незанятая ночь даже в одном номере, существенно ударяют по доходности отеля [15, с.19].

Все эти проблемы необходимо решить в ближайшем будущем, для того, что Российский рынок мини-отелей не отставал от мирового.

Таблица 1. Проблемы в развитии рынка малых средств размещения

Проблема

К чему приводит

Что делается

Отсутствие законодательства в области малых средств размещения. Существующее законодательство четко регулирует деятельность только гостиниц и санаториев (пансионатов)

- к ограничению роста малых средств размещения;

- к проблемам; взаимоотношений малых отелей и контролирующих государственных органов;

- к отсутствию единой системы классификации малых отелей

Ростуризм ввел в июле 2005 г. дополнительную классификацию средств размещения, имеющих до 50 номеров. Клуб отелей The Hоtels Сlub, Ассоциация малых гостиниц, ТЕСТ СПб, Комитет по туризму Ленинградской области и Российский Союз Туриндустрии подписали 1 апреля 2006 г. Соглашение о сотрудничестве по созданию законодательства на рынке малых средств размещения

Отсутствие системы обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников малых средств размещения

- к отсутствию специалистов в области управления и обслуживания малыми средствами размещения

Ряд организаций, включая TАСIS, разработали и организуют многодневные семинары для управляющих и персонала малых отелей

Отсутствие недорогой эффективной системы автоматизированного управления малыми средствами размещения

- к снижению эффективности бронирования, работы с гостями и персоналом; - к невозможности включения малых средств размещения в системе оnline бронирования; - к ограниченной доходности малых средств размещения из-за того, что они не могут координировать действия друг с другом по приему больших групп и транзитных пассажиров

Несколько компаний по разработке ПО начали работу по созданию программы, отвечающей потребностям малых средств размещения стоимостью до $1000