1.2 Гостиничная индустрия Российской Федерации
В России приказом Министерства экономического развития и торговли от 21 июня 2003 г. № 197 утверждено Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения. Этот документ устанавливает цели, организационную структуру и порядок проведения работ в системе классификации гостиниц и других средств размещения на категорию («без звезд», «одна звезда», «две звезды», «три звезды», «четыре звезды», «пять звезд»).
Система разработана на основе Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федерального закона «О техническом регулировании», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Концепции развития туризма в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 954-р.
Оценка средств размещения базируется на совокупности минимальных требований и критериев балльной оценки.
Категории средств размещения обозначаются символом « звезда ». Количество звезд увеличивается с повышением уровня и качества обслуживания. Средства размещения классифицируются по пяти категориям: высшая категория средства размещения - «пять звезд», низшая - «одна звезда». Некатегорийные средства размещения приравниваются к категории «без звезд» [1, 3].
Подобная классификация гостиниц по категориям основана на комплексе требований к:
- материально-техническому обеспечению;
- номенклатуре и качеству предлагаемых услуг;
- персоналу и его подготовке и др. [21, с.24].
В Положении применяются следующие термины и определения:
- средства размещения - предприятия различных организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, занимающиеся временным размещением туристов и имеющие не менее 5 номеров. К средствам размещения относятся гостиницы, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), дома отдыха, пансионаты, гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг;
- номер в средстве размещения - одна или несколько жилых комнат, с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного размещения туристов;
- номерной фонд - общее количество номеров (мест) средства размещения [7, с. 3].
Гостиничное хозяйство России в 2012 году насчитывало 8 тыс. рекреационных средств размещения, из них 4,512 тыс. (или около половины) составляют гостиницы, мотели и общежития для приезжих с числом мест 383,0 тыс. В 2012 году количество Российских гостиниц продолжило увеличиваться, и составило 4 512 гостиниц. Номерной фонд гостиниц составил 4 970 тыс. мест.
Рис. 1. Количество гостиничных предприятий России
Цель прибытия российских граждан в другой город - в основном деловая (64,3%) или досуговая (21,9%).
По формам собственности и организации управления гостиничные предприятия Российской Федерации подразделяются на четыре классификационные группы:
- муниципальные предприятия, являющиеся собственностью города;
- акционерные общества;
- совместные предприятия с участие иностранного капитала;
- ведомственные гостиничные предприятия [4].
Развитие предприятий сферы гостеприимства связано с такой важнейшей тенденцией развития рынка гостиничных услуг, как образование гостиничных цепей.
Гостиничная цепь - это объединение нескольких гостиничных предприятий в коллективный бизнес, осуществляемый под единым руководством, в рамках общей концепции продвижения продукта и под общей индивидуально узнаваемой торговой маркой. Предприятия гостиничной цепи характеризует строгое соблюдение фирменных ценностей и наименований услуг, высокое качество размещения и обслуживания, архитектурное единство дизайна зданий и интерьеров [21, с.25].
Существует несколько факторов, по которым гостиницы можно объединить в цепи: если они куплены гостиничной компанией; по договору франчайзинга; по контракту на управление гостиницей. В связи с этим в составе цепи есть, как и полноправные челны, так и ассоциированные, на основе договора франчайзинга. При этом цепь не имеет права на доходы и не несет потери по операциям франчайзинга, только получает причитающиеся выплаты.
У гостиничных цепей есть один важный плюс - бренд. Она распространяется на все отели цепи. Если гость был в одном из отелей цепи, то он уже знает об уровне обслуживания и качества в любом другом, принадлежащем этой же цепи. Благодаря этому можно проводить рекламу и бронирование номеров в новом отеле задолго до его открытия.
Гостиничные цепи обладают рядом преимуществ, основными среди которых являются:
- обслуживание большого количества клиентов за счет их перераспределения между гостиницами, входящими в цепь;
- использование единой централизованной системы бронирования позволяет повысить загрузку номерного фонда всех предприятий-участников цепи;
- централизованное приобретение крупных партий товаров и услуг (оборудование для номеров, белье и постельные принадлежности, предметы санитарно-гигиенического назначения и т.д.) по оптовым ценам;
- финансирование коллективного бизнеса за счет получения дополнительных инвестиций, мобилизации капитала и использования его для расширения и повышения эффективности своей деятельности;
- проведение гибкой ценовой политики при изменении рыночной конъюнктуры;
- использование централизованной системы бухгалтерского учета, проведение общих маркетинговых исследований, строительства, осуществления операций с недвижимостью существенно сокращает соответствующие расходы каждого участника цепи в отдельности за счет использования специалистов, занимающихся этими вопросами на уровне гостиничной цепи [19, с. 21].
С помощью гостиничных цепей можно эффективно экономить на обучении персонала. Когда тренинги проводятся в каком-либо одном самостоятельном предприятии, вызов специалиста обходится достаточно дорого. Но если привлекается персонал с нескольких отелей, то в совокупности получается менее затратно.
Второй пункт экономии - реклама. Затраты на этот аспект распределены между всеми отелями цепи. Каждый отель, являясь одним из представителей гостиничной цепи, рекламирует все остальные. В этом случае большую роль играет узнаваемый бренд.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Введение
- Глава 1. Анализ гостиничной индустрии
- 1.1 Характеристика гостиничной индустрии
- 1.2 Гостиничная индустрия Российской Федерации
- 1.3 Характеристика гостиничного бизнеса в Санкт-Петербурге
- 1.4 Характеристика мини-отелей
- Глава 2. Анализ текущей деятельности «Зизу отель»
- 2.1 Характеристика «Зизу отель»
- 2.2 Организационная структура «Зизу отель»
- Глава 3. Комплекс маркетинга гостиничного предприятия
- 3.1 Маркетинговый анализ рынка мини-отелей в Санкт-Петербурге
- Маркетинг гостиничных услуг.
- 1.2 Специфика и особенности маркетинга в гостиничном комплексе
- Маркетинг гостиничного сервиса
- 3.2 Рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга гостиничного предприятия оао «Гостиница «Белебей»
- Маркетинг гостиничных услуг
- Маркетинг гостиничных услуг.
- 18.Маркетинговая деятельность гостиничного предприятия: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, осуществление маркетинговых мероприятий.
- 21. Маркетинг в гостиничном бизнесе.
- Глава 3 структура и порядок разработки бизнес-плана гостиничного комплекса