Введение
Физическое воспитание и спорт являются важнейшим средством укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формирования морально-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения. Спорт сплачивает детские и юношеские коллективы, воспитывает дух товарищества, коллективизма. Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и девушками стали составной частью их всестороннего и гармонического развития, одним из важных условий духовного и физического совершенствования. Юношеский спорт в Российской Федерации становится все более важным социальным фактором обеспечения крепкого здоровья, всесторонней физической подготовленности, воспитания подрастающего поколения, эффективной подготовки спортивных резервов.
В процессе общественного развития возник ряд научных дисциплин, призванных глубоко и всесторонне отображать сущность явлений физического воспитания, раскрывать его закономерности, расширять и углублять знания об эффективных средствах, методах и формах организации воздействия на физическое развитие и физическую подготовленность человека. В последние 20 лет окончательно сформировался новый раздел теории спорта - теория и методика юношеского спорта - совокупность знаний об основном содержании, формах построения и условиях спортивной подготовки детей, подростков, юношей и девушек, о наиболее существенных и общих для различных видов спорта закономерностях данного
Проблема развития физических качеств у юных спортсменов капитально разработана в статьях В.П. Филина, В.Г. Алабина, Ф.П. Суслова, В.К. Бальсевича, Л.В. Волкова, В.С. Топчияна, Г.Н. Максименко, В.Д. Сячина и др. Проблема разработки эффективных средств и методов тренировки детей и подростков исследована в работах В.П. Филина, В.С. Топчияна, Т.А. Зельдович, Н.А. Минаевой, В.В. Ивочкина, В.Г. Никитушкина и др.
В результате исследований классифицированы средства и методы подготовки в зависимости от возраста, вида спорта и тренирующих воздействий. Вопросы влияния занятий спортом на организм юного спортсмена освещены в работах Р.Е. Мотылянской, Л.И. Стоговой, Ф.А. Иорданской. В трудах этих специалистов выявлены возрастные особенности опорно-двигательного аппарата, функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, высшей нервной деятельности.
Российские ученые первыми в мире выдвинули концепцию активного спортивного отбора и разработали методологию исследования различных аспектов этой проблемы. Широко используются результаты комплексных исследований к оценке личности спортсмена, его морфофункциональные особенности, особенности возрастного развития двигательных способностей. В.П. Филин, Н.Ж. Булгакова, В.К. Бальсевич, В.М. Волков, Л.В. Волков, С.С. Грошенков, М.С. Бриль, Т.С. Тимакова и др. внесли существенный вклад в создание единой системы отбора юных спортсменов.
Теория и методика юношеского спорта основывается на учете возрастных особенностей детей школьного возраста, раскрывает содержание, средства, методы, формы организации проведения спортивных занятий на каждом этапе многолетней подготовки. Внимание специалистов всех стран все в большей мере сосредоточивается не только на разработке методики тренировки сильнейших спортсменов, но и на дальнейшем совершенствовании системы подготовки спортивных резервов, обеспечивающей полноценное пополнение составов национальных сборных команд. В последнее десятилетие большое внимание уделялось исследованию проблемы индивидуализации тренировки юных спортсменов. Разработана методология исследования этой проблемы (В.Г. Никитушкин).
Цель работы - определение актуальных вопросов организации тренировочного процесса в легкой атлетике (на основе периодических источников)
Объект исследования: система тренировки в лёгкой атлетике.
Предмет исследования: современные методы спортивной подготовки.
В соответствии с целью, в работе были поставлены следующие задачи:
1. обобщить состояние вопроса в современной научно-методической литературе;
2. выявить сущность спортивной подготовки как учебно-воспитательного процесса;
3. определить основные актуальные вопросы организации тренировочного процесса в легкой атлетике.
Основным методом исследования в работе является метод изучения и анализа литературных источников.
- Введение
- 1. Спортивная подготовка как многолетний процесс
- 1.1 Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена
- 1.2 Структура спортивной подготовки
- 1.3 Методические принципы спортивной тренировки
- 2. Актуальные тенденции спортивной тренировки легкоатлета в прессе
- 2.1. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики
- 2.2 Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции. (по материалам статьи Шабанов И. Н. )
- Заключение