2.1. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики
Успехи в спортивной деятельности во многом обусловлены природными задатками детей, подростков, юношей и девушек и правильным выбором и распределением во времени педагогических воздействий на протяжении всей многолетней подготовки. Советскими и российскими учеными (Н.А. Бернштейн, Н.Г. Озолин, А.А. Новиков, В.В. Кузнецов, В.М. Дьячков, Л.С. Хоменков, Л.П. Матвеев, В.П. Филин, В.М. Зациорский, И.П. Ратов, М.А. Набатникова, Ю.Д. Железняк, Ю.В. Верхошанский, В.В. Петровский, Ф.П. Суслов, В.К. Бальсевич, В.Н. Платонов, М.А. Годик, Б.Н. Шустин, и др.) были разработаны фундаментальные положения многолетней спортивной подготовки и методы их реализации на практике, опирающиеся на экспериментальные данные, полученные с использованием широкого арсенала педагогических, медико-биологических, психологических и математических методов исследования (Р.Е. Мотылянская, В.С. Фарфель, Ф.З. Меерсон, Н.И. Волков, В.А. Геселевич, Г.И. Попов, М.П. Шестаков). Накопленные исследовательские данные позволили выстроить основы теоретико-методической концепции подготовки атлетов, начиная с раннего детского возраста и до завершения активных занятий спортом. На этом основательном научно-методическом фундаменте были сформулированы цели, задачи и принципиальные педагогические установки для каждого этапа многолетней спортивной подготовки. В последующие годы, благодаря серии исследований, проведенных Р.Е. Мотылянской, В.Г. Алабиным, Л.В. Волковым, Ф.П. Сусловым, В.Г. Никитушкиным и др. разработаны конкретные практические рекомендации по построению тренировочного процесса на первом и втором этапах многолетней подготовки применительно к специфике избранного вида спорта.
В то же время данные о структуре и содержании тренировочного процесса юных легкоатлетов, специализирующихся в беговых дисциплинах, на этапе углубленной тренировки представлены в значительно меньшем объеме (В.В. Балахничев, Ю.Г. Травин, В.П. Филин, Г.П. Максименко). Между тем, отсутствие такой информации затрудняет обеспечение преемственности по отношению ко второму этапу многолетней подготовки и формированию на третьем этапе готовности организма юных бегуний и бегунов к выполнению максимальных нагрузок на четвертом этапе. Назревшая потребность обеспечения педагогической практики управления тренировочным процессом юных бегунов новым научнотехнологическим знанием о содержании и структуре педагогических воздействий адекватным ритмам их возрастного развития, параметрам состояния их морфо-функциональных систем и отсутствие научно обоснованных рекомендаций решения этой организационно-педагогической задачи и составляет сущность сложившейся проблемной ситуации.
Охарактеризованные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости разработки основополагающих положений системы подготовки юных спортсменов в возрастном интервале 12-18 лет, что и предопределяет актуальность предпринятого нами исследования.
Проведенные теоретические и экспериментальные исследования с 1994 по 2002 гг. были осуществлены в четыре этапа.
На первом этапе исследовалось состояние проблемы управления многолетней подготовкой юных легкоатлетов, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики, и осуществлялись методологические изыскания адекватных подходов к ее решению.
На втором этапе изучали специфику стимулируемого развития основных морфофункциональных систем и физических качеств и степень их влияния на спортивную результативность юных спортсменов, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики.
На третьем этапе экспериментально апробировалисьсоотношения объемов различных тренировочных средств в годичном цикле углубленной подготовки занимающихся беговыми видами легкой атлетики, а также теоретически обосновывались и экспериментально апробировались педагогические алгоритмы использования данных педагогического и медико-биологического контроля эффективности тренировочных и соревновательных нагрузок, и хода восстановительных процессов у юных легкоатлетов.
Четвертый этап был посвящен выявлению и осмыслению основных закономерностей построения микроциклов тренировки, экспериментальному обоснованию эффективных схем их применения в подготовительном и соревновательном периодах подготовки спортсменов, специализирующихся в легкой атлетике.
В результате проведения теоретико-методологического исследования на первом этапе был обоснован алгоритм организационно-методических требований к управлению содержанием и структурой многолетней подготовки в беговых дисциплинах легкой атлетики в возрастном интервале 12-18 лет.
В период с 12 до 18 лет, наряду с морфологическими и функциональными системами организма, происходит развитие функции равновесия тела. Темпы становления стратегии баланса тела определяются естественными ростовыми процессами и особенностями двигательного режима. У девушек 14-15 лет и юношей 15-16 лет, занимающихся спортом, стабилометрические параметры достигают значений, свойственным взрослым. У подростков, не занимающихся спортом, нормализация функции равновесия происходит в возрасте 15-17 лет у девушек и 17-18 - у юношей.
Регистрация стабилометрических параметров, проведенная после скоростно-силовой нагрузки, выявила дестабилизацию функции равновесия у юных спортсменов и лиц, не занимающихся спортом. Отклонение стабилометрических параметров от их состояния в покое у юных спортсменов значительно меньше, чем соответствующие отклонения у не спортсменов.
В процессе роста тренированности степень дестабилизации функции равновесия в ответ на нагрузку у легкоатлетов уменьшается, в то время как у школьников, не занимающихся спортом, величина отклонений остается практически на прежнем уровне. Нами было установлено, что занятия беговыми видами легкой атлетики способствуют интенсивной нормализации процесса формирования функции равновесия тела.
Функциональное совершенствования скоростно-силового потенциала опорно-двигательного аппарата юношей и девушек 12-18 лет, занимающихся беговыми видами легкой атлетики характеризуется следующими закономерностями:.
- функциональной основой роста спортивного мастерства в беговых видах легкой атлетики является сила мышц и скорость ее нарастания;
- скорость спринтерского бега определяется начальной составляющей развития усилия на начальном этапе рабочего движения;
- на результативность в беге на средние и длинные дистанции оказывает наиболее существенное влияние скорость расслабления мышц, с повышением спортивного мастерства ее роль увеличивается.
В возрастном периоде с 12 до 18 лет значения максимальной силы у легкоатлетов имеют достоверную корреляционную связь (р < 0,05) выраженностью мышечной массы нижних конечностей спортсмена (спортсменки). Скорость нарастания силы (градиент силы), стартовая сила и скорость расслабления не имеют достоверных корреляционных связей с морфологическими показателями юных спортсменов, т. е. являются самостоятельными функциональными характеристиками развивающегося организма.
Индивидуальные программы подготовки, узконаправленные и своевременные тренирующие воздействия, минимизация малоэффективных нагрузок и других педагогических ошибок, постоянный контроль над состоянием морфофункциональных систем, сбалансированные восстановительные и превентивные профилактические и психотерапевтические мероприятия представляются возможными при реализации предлагаемых категорий управления подготовкой перспективных юных спортсменов, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики.
Учет индивидуальных особенностей занимающихся возможен на основании соматотипирования и определения индивидуальных функциональных возможностей наэтапе начальной спортивной специализации.
Специфика планирования подготовки предусматривает для спринтеров обоего пола макросоматического типа увеличение беговой нагрузки с высокой интенсивностью, увеличение объема силовых упражнений. Количество прыжковых упражнений, напротив, должно быть уменьшено, особенно в период полового созревания. У лиц микросоматического типа уменьшается объем бега с высокой интенсивностью, снижается количество силовых упражнений. Объем разного рода прыжков улиц микросоматического типа относительно больший по сравнению с представителями макросоматического типа на всех этапах тренировки. При планировании беговой нагрузки для спортсменов макросоматического типа, специализирующихся в беге на средние и длинные дистанции необходимо увеличение объема беговой нагрузки в аэробном режиме, для лиц микросоматического типа - в смешанном и анаэробном режимах. Общий объем нагрузки должен включать специальные беговые упражнения, подбирающиеся в зависимости от топографии мышечной массы и индивидуальных соматотипических и функциональных особенностей занимающихся.
Проведенные исследования позволяют нам предложить тренерам, работающим с бегунами и бегуньями, некоторые практические рекомендации, вытекающие из результатов нашей экспериментальной работы.
Так, полученные результаты исследования ударного объема крови, частоты сердечных сокращений, минутного объема крови могут быть использованы при физиологических обследованиях спортсменов для оптимизации учебно-тренировочного процесса спортсменов различного уровня подготовленности.
Теория и методика детско-юношеского спорта. При работе с бегунами на короткие, средние и длинные дистанции необходимо планировать физические упражнения, направленные на развитие выносливости на всех этапах спортивной тренировки, что позволяет поднять функциональные показатели спортсменов на должный уровень, особенно в скоростно-силовых видах.
Основываясь на наших результатах, можно рекомендовать использовать в соревновательном периоде спортивной тренировки мышечные нагрузки, направленные на развитие выносливости, особенно бегунам на короткие и средние дистанции, чтобы поддержать на достаточно высоком уровне показатели сердечного выброса.
При спортивной ориентации, а также отборе юных спортсменов-легкоатлетов, необходимо учитывать по казатели сердечного выброса.
На основании экспериментальных данных, собранных в процессе исследования можно сделать ряд практических рекомендаций для использования в ходе подготовки юных бегунов на средние и длинные дистанции.
Управление тренировочным процессом (выбор нагрузок, определение степени подготовленности, перспективности бегунов и выбор дистанции для специализации) у молодых бегунов на средние и длинные дистанции может осуществляться на основе учета соматического типа и варианта биологического развития, функциональных показателей, связанных с анаэробным порогом и ЧСС, характеристиками опорно-двигательного аппарата и особенностью проявления силы мышц как в многолетнем, так и в годичном тренировочном цикле.
Систематическая тренировка, развивающая специальную выносливость, должна предусматривать направленное повышение функциональных показателей, в частности таких, как скорость бега, соответствующая анаэробному порогу, и экономичность бега. Чем выше скорость бега на уровне анаэробного порога, тем выше уровень специальной выносливости и ее аэробного компонента.
Для повышения и сохранения достаточно высокого уровня специальной подготовленности необходимо правильное планирование и коррекция тренировочных нагрузок, особенно выполняемых в подготовительном периоде макроцикла.
Тренировочная нагрузка с интенсивностью на уровне анаэробного порога, а также околопороговая нагрузка соответствуют режиму соревновательных нагрузок, характерному для бега на длинные дистанции. Повышая уровень анаэробного порога в подготовительном периоде, спортсмен способен поддерживать более высокую скорость без закисления организма и показать высокие спортивные результаты в запланированных соревнованиях.
При планировании тренировочных нагрузок у молодых бегунов целесообразно включать 2 тренировочных занятия в недельном микроцикле с интенсивностью на уровне анаэробного порога во время втягивающего, 1-го и 2-го базовых этапов годичного цикла, а на этапах подготовки к соревнованиям - до 3 тренировочных занятий в недельном микроцикле. В круглогодичном тренировочном процессе должно осуществляться регулярное тестирование, направленное на определение скорости бега на уровне анаэробного порога и экономичности работы, и на этом основании проводиться своевременная коррекция интенсивности нагрузок в различных зонах. Основываясь на учете фаз адаптационного процесса, такое тестирование необходимо проводить каждые 5-7 недель. Исследования и опыт показывают, что повышение показателей анаэробного порога происходит в течение 2-4 недель, а затем наступает устойчивая адаптация к этой скорости, продолжительность которой целесообразно сохранять в среднем 2 недели, после этого следует проводить тестирование и корректировать скорость бега на уровне анаэробного порога, повышая или снижая ее, по результатам тестирования, на следующий 5-7-недельный этап.
В соревновательном периоде у юных бегунов определение уровня анаэробного порога лучше проводить через 5-6 дней после основных стартов, после того, как спортсмен полностью восстановится. Необходимо учитывать, что повышение спортивной подготовленности у детей и подростков сопровождается совершенствованием функций и систем организма.
Поэтому критерии функциональных возможностей могут значительно отличаться на каждом возрастном уровне. Необходимо использовать данные о сенситивных периодах для преимущественного совершенствования специальной выносливости и других физических качеств.
Независимо от возраста и подготовленности под воздействием тренировки, способствующей повышению специальной выносливости, будет повышаться скорость бега, его экономичность, уменьшаться ЧСС при стандартной нагрузке.чень важно в тренерской работе управлять состоянием спортсмена, опираясь не только на интуицию и спортивные результаты, но и использовать объективные морфологические, физиологические показатели функциональных систем организма, что всегда способствует подготовке надежного резерва в беге на короткие, средние и длинные дистанции.
- Введение
- 1. Спортивная подготовка как многолетний процесс
- 1.1 Характеристика системы спортивной подготовки спортсмена
- 1.2 Структура спортивной подготовки
- 1.3 Методические принципы спортивной тренировки
- 2. Актуальные тенденции спортивной тренировки легкоатлета в прессе
- 2.1. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики
- 2.2 Тактика применения прыжковых упражнений в специальной подготовке юных бегуний на короткие дистанции. (по материалам статьи Шабанов И. Н. )
- Заключение
- Формы организации спортивной тренировки в вузе
- 7.4 Управление процессом подготовки легкоатлетов
- 1. Основные тенденции развития системы спортивной тренировки
- Тема 3.2. Управление процессом подготовки легкоатлетов. Педагогический контроль в легкой атлетике спортивная тренировка в легкой атлетике. Основы спортивной тренировки
- 59.Методика тренировки легкоатлетов в группах спортивного совершенствования дюсш.
- 13.4. Многолетняя тренировка легкоатлета
- 2.2. История и тенденции развития методики тренировки в легкой атлетике
- Соревновательный период тренировки легкоатлетов.
- 16. Построение, содержание и планирование тренировки легкоатлетов
- 2.6. Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах