logo
Актуальные тенденции спортивной тренировки легкоатлета

1.3 Методические принципы спортивной тренировки

«Методика лишь тогда ведет кратчайшим путем к цели, когда основывается на верных принципах». (Степаненкова Э.Я., 2006)

I. Принципы сознательности и активности

Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, их активное и заинтересованное выполнение, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни.

Принципы сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

1. Формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий.

2. Стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений.

3. Воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.

«Существенную роль в развитии активности занимающихся играют систематическая оценка и поощрение достигнутых ими успехов. Речь идет не только о текущей оценке, которую дает преподаватель (тренер) по ходу занятий, но и о специальной системе оценочных нормативов и поощрительных мер, выражающих официальное одобрение каждого достижения на пути физического совершенствования». (Горбунов Г.Д., 2009)

II. Принцип наглядности

Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.

«В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач - всестороннее развитие органов чувств. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движений и неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности». (Железняк Ю.Д., Петров В.К., 2002)

III. Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же - необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей.

Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.

Суть данного принципа в области физического воспитания раскрывают следующие основные положения: (Курамшин Ю.Ф., 2003)

ь определение меры доступного;

ь методические условия доступности;

ь индивидуализация общего направления и частных путей физического воспитания.

IV. Принцип систематичности

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания:

ь непрерывность процесса спортивных тренировок и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом;

ь повторяемость и вариативность;

ь последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

IV. Принцип постепенного повышения динамичности

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе спортивных тренировок, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок:

1. необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок;

2. условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.