15.3.2. Монотонность деятельности
Источником положительных эмоций у спортсмена, как у всякого человека, является поиск новой информации, новых путей решения двигательных и тактических задач. При длительном выполнении однообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) приток информации значительно снижается, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.
Монотония — это состояние, вызываемое однообразием работы при большом количестве простых стереотипных движений. Такая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды ЭМГ работающих мышц, падение работоспособности.
Одним из механизмов возникновения состояния монотопи и является привыкание. Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т. е. утрачивается его новизна. В процессе автоматизации простых двигательных навыков эмоциональное напряжение прогрессивно уменьшается. При этом активируются неспецифические тормозные отделы ствола головного мозга, которые, при отсутствии тонизирующего сенсорного притока в мозг из окружающей среды, вызывают снижение активности высших отделов мозга. Вус-ловиях монотонной деятельности изменяется рольлевого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей отмечено снижение активности левого доминирующего полушария головного мозга и повышение роли правого неведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной. Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу.
Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью — флегматики. Обследования высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-стайеров, вел осипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.
Имеют значение личностные особенности спортсменов. Интро-вертылегче справляются с монотонной работой, чем экстраверты.
Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости перемещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают соревновательные ситуации и т. п.
- Часть II спортивная физиология
- Раздел I общая спортивная физиология
- 1. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина
- 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи
- 1.2. Кафедра физиологии спбгафк им. П. Ф. Лесгафта и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии
- 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии
- 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
- 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии
- 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам
- 2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
- 2.4. Функциональная система адаптации
- 2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация
- 3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках
- 3.1. Изменения функций различных органов и систем организма
- 3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности
- 3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности
- 3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов
- 4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
- 4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности
- 4.1.1. Значение эмоций
- 4.1.2. Психофизиологические механизмы проявления эмоций
- 4.2. Предстартовые состояния
- 4.2.1. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний
- 4.2.2. Регуляция предстартовых состояний
- 4.3. Разминка и врабатывание
- 4.3.1. Разминка
- 4.3.2. Врабатывание
- 4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях
- 4.4.1. Виды устойчивого состояния
- 4.4.2. Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях
- 4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности
- 4.5.1. Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях
- 4.5.2. Особые состояния при ситуационных упражнениях
- 5. Физическая работоспособность спортсмена
- 5.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению
- 5.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности
- 5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте
- 5.4. Резервы физической работоспособности
- 6. Физиологические основы утомления спортсменов
- 6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления
- 6.2. Факторы утомления и состояние функций организма
- 6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
- 6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление
- 7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов
- 7.1. Общая характеристика процессов восстановления
- 7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов
- 7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов
- 7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления
- Раздел II частная спортивная физиология
- 8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений
- 8.1. Различные критерии классификации упражнений
- 8.2. Современная классификация физических упражнений
- 8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок
- 8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений
- 8.4.1. Стандартные циклические движения
- 8.4.2. Стандартные ациклические движения
- 8.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений
- 9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств
- 9.1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы
- 9.1.1. Формы проявления мышечной силы
- 9.1.2. Физиологические механизмы развития силы
- 9.1.3. Функциональные резервы силы
- 9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты
- 9.2.1. Формы проявления быстроты
- 9.2.2. Физиологические механизмы развития быстроты
- 9.2.3. Физиологические резервы развития быстроты
- 9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости
- 9.3.1. Формы проявления выносливости
- 9.3.2. Физиологические механизмы развития выносливости
- 9.3.3. Физиологические резервы выносливости
- 9.4. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития
- 10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
- 10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования
- 10.1.1. Двигательные умения и навыки
- 10.1.2. Основные методы исследования
- 10.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков
- 10.2.1. Функциональная система, доминанта, двигательный динамический стереотип
- 10.2.2. Стабильность и вариативность компонентов двигательного навыка
- 10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков
- 10.3.1. Замысел и общий план действия
- 10.3.2. Стадии формирования двигательных навыков
- 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
- 10.4.1. Обратные связи
- 10.4.2. Дополнительная информация
- 10.4.3. Надежность и нарушения двигательных навыков
- 11. Физиологические основы развития тренированности
- 11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
- 11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки
- 11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности
- 11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое
- 11.2.1. Особенности функционального тестирования в спорте
- 11.2.2. Показатели функциональной подготовленности в покое
- 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках
- 11.3.1. Принципиальные особенности реакций организма спортсменов на стандартные и предельные нагрузки
- 11.3.2. Тестирование функциональной подготовленности при стандартной работе
- 11.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения
- 11.4.1. Перетренированность
- 11.4.2. Перенапряжение
- 12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления
- 12.2.1. Влияние пониженного барометрического давления
- 12.2.2. Влияние повышенного барометрического давления
- 12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий
- 12.4. Физиологические изменения в организме при плавании
- 13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин
- 13.1. Морфофункционалыные особенности женского организма
- 13.1.1. Деятельность центральной нервной системы и сенсорных систем
- 13.1.2. Двигательный аппарат и развитие физических качеств
- 13.1.3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности
- 13.1.4. Вегетативные функции
- 13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок
- 13.2.1. Изменение функциональных возможностей женского организма в процессе спортивной тренировки
- 13.2.2. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок
- 13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин
- 13.3.1. Специфический биологический цикл
- 13.3.2. Изменение спортивной работоспособности в различные фазы биологического цикла
- 13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
- 13.4.1. Индивидуальные особенности протекания биологического цикла у спортсменок
- 14. Физи0л0г0-генетические особенности спортивного отбора
- 14.1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора
- 14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека
- 14.2.1. Наследуемость морфофункциональных особенностей
- 14.2.2. Наследуемость проявления физических качеств
- 14.3. Учет физи0л0г0-генегических особенностей человека в спортивном отборе
- 14.3.1. Учет семейной наследственности в спортивном отборе
- 14.3.2. Учет тренируемости спортсменов
- 14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования
- 14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов
- 15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры
- 15.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни
- 15.1.1. Влияние современных условий жизни на организм человека
- 15.1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека
- 15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
- 15.2.1. Понятия гипокинезия и гиподинамия
- 15.2.2. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека
- 15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека
- 15.3.1. Нервно-психическое напряжение
- 15.3.2. Монотонность деятельности
- 15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма
- 15.4.1. Основные формы оздоровительной физической культуры
- 15.4.2. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека