logo
Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

15.4.1. Основные формы оздоровительной физической культуры

Использование различных форм оздоровительной физической культуры неразрывно связано с получением основного эффекта — повышения и сохранения здоровья человека. Вместе стем, ими реша­ются в обществе и многие другие задачи — общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнасти­ка), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная фи­зическая подготовка).

Физические упражнения подразделяют на гимнастику, игры, ту­ризм и спорт. Оздоровительный эффект имеют различные виды гим­настики.

Основная гимнастика обеспечивает широкую общую физичес­кую подготовку человека к различным видам двигательной деятель­ности. Гигиеническая гимнастика, вчастности утренняя зарядка, ак­тивизирует функции организма в течение дня. Утренняя зарядка снимает заторможенное состояние мозга после сна, повышая тонус центральной нервной системы афферентными импульсами от рабо­тающих мышц; стимулирует активность сенсорных систем; активи­рует работу сердечной мышцы и усиливает венозный кровоток; уве­личивает глубину дыхания; устраняет отечность тканей,усиливая лимфообращение. Водные процедуры, сопровождающие зарядку, обес­печивают закаливание, действуя на терморецепторы кожи. В недав­нее время широко развивалась производственная гимнастика, кото­рая в различных ее формах повышает производительностьумствен-ного и физического труда и снижает профзаболевания. При исполь­зовании перед работой вводной гимнастики возникает врабатывание организма, небольшие физкультминутки и физкультпаузыявляются хорошими средствами активного отдыха, а восстановительная гим-настикаулучшает процессы восстановления организма после рабо­ты. Лечебная гимнастика обеспечивает восстановление нарушенно­го здоровья человека. Она имеет узкую специфическую направлен­ность в зависимости от характера заболевания.

Игры, повышая физическую активность человека, способ­ствуют общему оздоровлению населения, а также развивают на­блюдательность, экстраполяцию, творческие возможности мозга, спо-собностькпереработкеинформациивусловияхдефицита времени. Для развития различных физических качеств и формирования двигатель­ных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеют имитационные игры. Среди взрослого населе­ния широко распространены игры каксредство активного отдыха и за­полнения досуга, улучшения психо-эмоционального состояния.

Туризм —это разнообразная естественная двигательная дея­тельность в природных условиях. Огромно его влияние на здоровье на­селения, снятие невротических состояний, вызываемых нервно-психи­ческой напряженностью бытовых и профессиональных ситуаци и, вос­питательно-образовательная роль. Различные виды туризма — прогулки, экскурсии, туристские походы позволяют человеку укреплять здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптировать­ся к различным естественным ситуациям и погодным условиям. Они служат также для приобретения новых навыков, развития умствен­ных способностей, пополняют знания об окружающем мире и его объектах.

Спорт связан с соревновательной деятельностью, что требует систематической подготовки организма к высоким спортивным достижениям. Занятия массовым спортом преследуют в значитель­ной мере оздоровительный эффект, а это, в свою очередь, может быть достигнуто лишь при рациональной организации спортивной тренировки, правильно подобранном режиме тренировочных заня­тий и отдыха, индивидуализации физических нагрузок. Особое значение в последнее время приобретают в плане оздоровления за­нятия национальными, народными видами спорта (русская лапта, городки и пр.).