13.1.2. Двигательный аппарат и развитие физических качеств
У женщин меньше, чему мужчин, длина тела — всреднем на 10 см, и его масса — на 10 кг. Меньшим размерам тела соответствуют и меньшие размеры внутренних органов и мышечной массы. Имеются отличия и в пропорциях различных частей тела: конечности у женщин короче, а туловище длиннее, поперечные размеры таза больше, а плечи уже. Эти особенности строения тела обусловливают более низкое общее положение центра масс, что способствует лучшему сохранению равновесия, например, в гребле, упражнениях на бревне и т. п. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движений при локомоциях. Благодаря хорошей подвижности позвоночника и эластичности связочного аппарата возможна значительная амплитуда движений, большая гибкость. Сравнительно легче выполняется поперечный шпагат. Красоте и эффективности движений способствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие. Леворукость встречается в 3 раза реже, чем у мужчин. Заметно преобладает по сравнению с мужчинами правосторонняя асимметрия — сочетание преимущества правой руки, ноги и глаза.
Для женского организма характерны специфические особенности проявления и более раннее развитие физических качеств в процессе индивидуального развития (онтогенеза).
Абсолютная мышечная сила у женщин меньше, чем у мужчин, так как у них тоньше мышечные волокна и меньше мышечная масса (примерно 30-35% массы тела, тогда как у мужчин — порядка 40-45%). Соотношение медленных и быстрых волокон в мышцах не зависит от пола. Несмотря на меньшие значения абсолютной силы мышц, относительная сила у женщин благодаря меньшей массе тела, почти достигает мужских показателей, адля мышцбедрадаже превосходит их. Максимальная произвольная сила более слабых мышц руки, плечевого пояса и туловища составляет у женщин 40-70% от показателей у мужчин, более сильных мышц ног — 70-80%.
В ходе индивидуального развития наибольший прирост абсолютной силы у девочек-подростков наблюдается в 12-14 лет. Это наиболее благоприятный возраст для ее развития. Максимальные показатели силы достигаются в 15-16 лет (у мужчин в 18-20 лет). Относительная сила по мере увеличения массы тела может практически не увеличиваться или даже снижаться. У юных спортсменок более быстрый рост абсолютной силы и сравнительно меньшее увеличение массы тела способствуют нарастанию относительной мышечной силы. Это особенно заметно при отставании биологического возраста от паспортного у девочек-ретарданток, занимающихся спортивной гимнастикой.
Скоростно-силовые возможности наибольшей мере совершенствуются в 10-14 лет. В этот период особенно заметно растет прыгучесть.
Женщины отличаются меньшим развитием качества быстроты по сравнению с мужчинами. Больше времени затрачивается у них на обработку поступающей в организм информации. В связи с этим и больше продолжительность зрительно-двигательной реакции. Время простой двигательной реакции руки на световые раздражения у нетренированных лиц составляет, в среднем, 190 мс, у высококвалифицированных спортсменов—120 мс, а у спортсменок— 140мс.
Время двигательной реакции резко сокращается к 10-13 годам. Этот период наиболее благоприятен для развития быстроты у девочек. Максимального значения скорость зрительно-двигательных реакций достигает у женщин в 13 лет (у мужчин — в 15 лет). Быстрота движений растет до 14 лет. У женщин, не занимающихся спортом, она затем снижается, а у спортсменок возрастает и далее. Максимальная скорость и частота движений интенсивно нарастают в период 11-16 лет. У взрослых женщин максимальная скорость движений на 10-15% ниже, чем у мужчин.
Женщины обладают хорошей выносливостью к длительной циклической работе аэробного характера. Другими словами, они имеют высокую общую выносливость. Однако при меньших размерах тела женщины имеют и меньшие размеры сердца и легких. Характерна для них также меньшая концентрация гемоглобина и кислорода в артериальной крови. Соответственно, более низкими являются аэробные возможности. Это определяет у них меньшую скорость стайерского бега по сравнению с мужчинами. Вместе с тем, большие запасы жира и способность его использования в качестве источника энергии определяют приспособленность женщин к циклической работе большой и умеренной мощности.
Менее благоприятна реакция женского организма на длительные и мощные статические нагрузки, которые вызывают в организме, в частности, в сердечно-сосудистой системе, значительные изменения из-за несовершенства моторно-висцеральных рефлексов. Такие нагрузки рекомендуется тщательно дозировать и сочетать с динамическими, особенно у девочек-подростков. Наибольшую статическую выносливость у мужчин имеют мышцы — сгибатели туловища, а у женщин — мышцы-разгибатели туловища. При локальной аэробной работе руками (на уровне 80% МГТК) мужчины и женщины с равными М ПК не различаются по выносливости. Максимальных показателей общая выносливость достигает у женщин в возрасте 18-22 лет, скоростная выносливость — к 14-15 годам, статическая выносливость — к 15-20 годам.
Уже с ранних лет для девочек характерна хорошая гибкость в суставах, обусловленная большой подвижностью позвоночника и высокой эластичностью мышц и связочного аппарата.. Наиболее благоприятным возрастом для ее развития считается период 11-14 лет. Удеву-шек, не занимающихся спортом, гибкость снижается уже с 16-17 лет, а у спортсменок она сохраняется и после 17-летнего возраста.
Проявления ловкости уже достаточно выражены в 8-11 лет, с 14-15 лет это качество постепенно снижается, если его специально не тренировать.
- Часть II спортивная физиология
- Раздел I общая спортивная физиология
- 1. Спортивная физиология - учебная и научная дисциплина
- 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи
- 1.2. Кафедра физиологии спбгафк им. П. Ф. Лесгафта и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии
- 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии
- 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма
- 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии
- 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам
- 2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам
- 2.4. Функциональная система адаптации
- 2.5. Понятие о физиологических резервах организма, их характеристика и классификация
- 3. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках
- 3.1. Изменения функций различных органов и систем организма
- 3.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности
- 3.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности
- 3.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов
- 4. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
- 4.1. Роль эмоций при спортивной деятельности
- 4.1.1. Значение эмоций
- 4.1.2. Психофизиологические механизмы проявления эмоций
- 4.2. Предстартовые состояния
- 4.2.1. Формы проявления и физиологические механизмы предстартовых состояний
- 4.2.2. Регуляция предстартовых состояний
- 4.3. Разминка и врабатывание
- 4.3.1. Разминка
- 4.3.2. Врабатывание
- 4.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях
- 4.4.1. Виды устойчивого состояния
- 4.4.2. Физиологические особенности устойчивого состояния при циклических упражнениях
- 4.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности
- 4.5.1. Особые состояния при стандартных ациклических и статических упражнениях
- 4.5.2. Особые состояния при ситуационных упражнениях
- 5. Физическая работоспособность спортсмена
- 5.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению
- 5.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности
- 5.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте
- 5.4. Резервы физической работоспособности
- 6. Физиологические основы утомления спортсменов
- 6.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления
- 6.2. Факторы утомления и состояние функций организма
- 6.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок
- 6.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление
- 7. Физиологическая характеристика восстановительных процессов
- 7.1. Общая характеристика процессов восстановления
- 7.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов
- 7.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов
- 7.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления
- Раздел II частная спортивная физиология
- 8. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений
- 8.1. Различные критерии классификации упражнений
- 8.2. Современная классификация физических упражнений
- 8.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок
- 8.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений
- 8.4.1. Стандартные циклические движения
- 8.4.2. Стандартные ациклические движения
- 8.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений
- 9. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств
- 9.1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы
- 9.1.1. Формы проявления мышечной силы
- 9.1.2. Физиологические механизмы развития силы
- 9.1.3. Функциональные резервы силы
- 9.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты
- 9.2.1. Формы проявления быстроты
- 9.2.2. Физиологические механизмы развития быстроты
- 9.2.3. Физиологические резервы развития быстроты
- 9.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости
- 9.3.1. Формы проявления выносливости
- 9.3.2. Физиологические механизмы развития выносливости
- 9.3.3. Физиологические резервы выносливости
- 9.4. Понятие о ловкости и гибкости; механизмы и закономерности их развития
- 10. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков
- 10.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования
- 10.1.1. Двигательные умения и навыки
- 10.1.2. Основные методы исследования
- 10.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков
- 10.2.1. Функциональная система, доминанта, двигательный динамический стереотип
- 10.2.2. Стабильность и вариативность компонентов двигательного навыка
- 10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков
- 10.3.1. Замысел и общий план действия
- 10.3.2. Стадии формирования двигательных навыков
- 10.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков
- 10.4.1. Обратные связи
- 10.4.2. Дополнительная информация
- 10.4.3. Надежность и нарушения двигательных навыков
- 11. Физиологические основы развития тренированности
- 11.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности
- 11.1.1. Физиологические основы процесса тренировки
- 11.1.2. Физиологические основы состояния тренированности
- 11.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое
- 11.2.1. Особенности функционального тестирования в спорте
- 11.2.2. Показатели функциональной подготовленности в покое
- 11.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках
- 11.3.1. Принципиальные особенности реакций организма спортсменов на стандартные и предельные нагрузки
- 11.3.2. Тестирование функциональной подготовленности при стандартной работе
- 11.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения
- 11.4.1. Перетренированность
- 11.4.2. Перенапряжение
- 12.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления
- 12.2.1. Влияние пониженного барометрического давления
- 12.2.2. Влияние повышенного барометрического давления
- 12.3. Спортивная работоспособность при смене поясно-климатических условий
- 12.4. Физиологические изменения в организме при плавании
- 13. Физиологические основы спортивной тренировки женщин
- 13.1. Морфофункционалыные особенности женского организма
- 13.1.1. Деятельность центральной нервной системы и сенсорных систем
- 13.1.2. Двигательный аппарат и развитие физических качеств
- 13.1.3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности
- 13.1.4. Вегетативные функции
- 13.2. Изменения функций организма в процессе тренировок
- 13.2.1. Изменение функциональных возможностей женского организма в процессе спортивной тренировки
- 13.2.2. Влияние больших нагрузок на организм спортсменок
- 13.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин
- 13.3.1. Специфический биологический цикл
- 13.3.2. Изменение спортивной работоспособности в различные фазы биологического цикла
- 13.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла
- 13.4.1. Индивидуальные особенности протекания биологического цикла у спортсменок
- 14. Физи0л0г0-генетические особенности спортивного отбора
- 14.1. Физиолого-генетический подход к вопросам спортивного отбора
- 14.2. Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека
- 14.2.1. Наследуемость морфофункциональных особенностей
- 14.2.2. Наследуемость проявления физических качеств
- 14.3. Учет физи0л0г0-генегических особенностей человека в спортивном отборе
- 14.3.1. Учет семейной наследственности в спортивном отборе
- 14.3.2. Учет тренируемости спортсменов
- 14.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования
- 14.5. Использование генетических маркеров для поиска высоко и быстро тренируемых спортсменов
- 15. Физиологические основы оздоровительной физической культуры
- 15.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни
- 15.1.1. Влияние современных условий жизни на организм человека
- 15.1.2. Роль физической культуры в жизнедеятельности современного человека
- 15.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека
- 15.2.1. Понятия гипокинезия и гиподинамия
- 15.2.2. Влияние недостаточной двигательной активности на организм человека
- 15.3. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека
- 15.3.1. Нервно-психическое напряжение
- 15.3.2. Монотонность деятельности
- 15.4. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма
- 15.4.1. Основные формы оздоровительной физической культуры
- 15.4.2. Влияние оздоровительной физической культуры на функциональное состояние и неспецифическую устойчивость организма человека