Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля
В Древней Греции происходит зарождение педагогической теории физического воспитания. В трудах древних философов и ученых – Платона, Аристотеля и др. – было высказано много ценных мыслей о физическом воспитании как составной части общего воспитания и образования.
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – представитель афинской аристократии, философ-идеалист – обосновывал теорию гармонического развития духовных и физических качеств рабовладельцев. Платон был сторонником спартанской системы воспитания со значительным расширением в ее рамках умственного образования. Большое внимание философ уделял воспитанию дошкольников, игры детей строились таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых. В соответствии с этим предписанные правила игр считались нерушимыми, исходя из того, что ребенок, который стремится к новому уже в играх, встав взрослым, не удовлетворится родительскими обычаями и законами. В своем труде “Государство” он говорит: “Хорошая гимнастика тоже будет простой, и прежде всего гимнастикой военной”.
Платон высказывал ценные мысли о последовательности государственной системы воспитания, а также о том, что умственное и физическое воспитание даст положительный эффект тогда, когда молодежь будет вести воздержанный образ жизни с соблюдением правил гигиенического характера.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) – крупнейший ученый-философ, ученик Платона и воспитатель Александра Македонского. Считал, что тело и душа человека существуют неразрывно. Трем родам души (растительной, волевой и разумной) соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Физическое воспитание предшествует умственному воспитанию. Аристотель, в отличие от Платона, порицал спартанскую систему воспитания за ее суровость и тяжелые упражнения. Он был против того, чтобы гимнастическому образованию придавали “атлетическое” направление, что, по его мнению, мешало естественному развитию детей. Аристотель справедливо считал, что “слишком усиленное и недостаточное занятие гимнастикой губит телесную силу, точно так же, как и недостаточная или излишняя пища и питье губят здоровье, в то время как пользование ими в меру рождает, сохраняет и увеличивает здоровье”.
- Часть 1. История физической культуры в зарубежных странах
- 1.1. Физическая культура в древнем мире
- Теории возникновения физической культуры
- Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя
- Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития
- Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии
- Развитие физической культуры в Древней Греции.
- Особенности спартанской и афинской систем
- Физического воспитания рабовладельцев
- В классический период
- Содержание греческой гимнастики и агонистики
- Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля
- Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития
- Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх
- Физическая подготовка в гладиаторских школах
- Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания
- 2. Физическая культура в средние века Особенности развития физической культуры в этот период
- Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры
- Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа
- Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества
- Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения
- 3. Физическая культура в новое время
- Развитие теоретических основ физического воспитания
- Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность г. Фита, и. Гутс-Мутса
- Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции
- Немецкая система гимнастики
- Шведская гимнастическая система
- Французская гимнастическая система
- Развитие спортивно-игровой системы в Англии и сша. Деятельность т. Арнольда
- 3.2. Физическая культура во второй период нового времени (1871- 1917 гг.) Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений
- Возникновение новых систем физического воспитания
- Развитие спортивного движения
- 4. Физическая культура в новейшее время
- Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами
- Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны
- Часть II. Физическая культура в россии
- Физические упражнения и игры в народном быту
- Военно-физическое воспитание господствующих классов
- Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма
- 6. Физическая культура в россии с XVIII в.
- И первой половине XIX века
- Влияние реформ начала XVIII века на развитие
- Физической культуры и спорта
- Введение физического воспитания в учебные заведения
- Военно-физическая подготовка в русской армии
- Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны
- Физическое воспитание в быту дворянства
- Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
- 7. Физическая культура в россии со второй половины XIX в. До начала XX в.
- Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания
- Деятельность п.Ф. Лесгафта и его система физического образования
- Физическое воспитание в учебных заведениях
- Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады
- 8. Физкультура и спорт в ссср
- 8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в ссср
- Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах
- Спортивно-массовая работа с населением
- 8.2. Физическая культура в годы великой отечественной войны
- Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны
- Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины
- Физкультурная работа в тылу страны
- Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии
- 8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы
- I и II Спартакиады народов ссср и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы
- Международные спортивные связи в послевоенный период
- 8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в ссср
- Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960 – 1990 гг.
- 9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в россии (1991- 2000 гг.)
- Участие российских спортсменов в международных соревнованиях
- Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе
- Часть 3. История современных
- Олимпийских игр
- Предыстория Олимпийского
- Движения Нового времени
- Период укрепления Олимпийского движения (1894 – 1918)
- Олимпийские символика и атрибутика
- Олимпийский словарик
- Вопросы для подготовки к экзамену по предмету