logo
Lektsii_po_ifk

Олимпийский словарик

АВГИЙ – царь Элиды (древнее название Греции), с его именем связан один из подвигов Геракла. Когда слава Геракла и всенародная любовь к этому герою затмила славу самого царя, Авгий решил опозорить Геракла, заставив чистить конюшни, которые не убирались много лет.

Авгий надеялся, что Геракл не справится с этим и тем самым опозорит свое имя перед согражданами. Геракл не стал чистить конюшни. Ночью он перегородил русло реки Алфей и направил воды в конюшни. К утру они были чистыми.

Геракл в знак презрения к несправедливому царю вызвал его на поединок и победил. В честь этой победы Геракл созвал своих братьев и устроил среди них соревнования в беге. Таким образом, как утверждает одна из многочисленных легенд, эти соревнования и стали предвестником Олимпиад.

АПОЛЛОН – в греческой мифологии сын бога Зевса. Покровитель искусств. Совершенные пропорции тела. Известны статуи “Аполлон, убивающий ящерицу” (скульптор Пракситель) и “Аполлон Бельведерский” (скульптор Леохар). В честь Аполлона приносились жертвоприношения на Пифийских играх в Дельфах.

АРТЕМИДА – дочь бога Зевса, покровительница плодородия и охоты. В честь богини проводились ежегодные праздники, на которых юноши демонстрировали свое умение владеть луком, проявлять смелость и ловкость, доказывать готовность к воинским делам. Все это входило в систему физического воспитания Спарты.

АФИНЫ – один из городов-полисов Древней Греции. Отличался передовыми демократическими реформами в образовании, общественной жизни. Физическое воспитание детей было частным делом родителей. Физическое воспитание мальчиков осуществлялось в палестрах. Это были частные учебные заведения, где занятия проводили педотрибы (учителя). В Афинах были и общественные заведения – гимнасии. В них юноши занимались военной подготовкой и физическими упражнениями, готовились к выступлениям на праздниках.

Девушки в Афинах в палестры и гимнасии не допускались и физическими упражнениями не занимались. До наших дней сохранились названия трех древнегреческих гимнасиев: Академия, Ликеон, Киносарг. Наибольшей популярностью в них пользовалась борьба.

ВЕНОК ИЗ ВЕТВЕЙ ОЛИВКОВОГО ДЕРЕВА – одна из наград, вручаемая олимпионику. Изготавливался из ветвей деревьев, растущих в священной роще Олимпии.

ГЕРА – царица богов, сестра и жена бога Зевса. Ее имя в олимпийской тематике связано с проведением состязаний девушек, которые проводились вблизи Олимпии. Как известно, девушки не могли участвовать в древних Олимпийских играх, однако стремление к духовному и физическому здоровью девушек было заботой государства. Этим и отличалась Спарта от других древнегреческих городов-полисов. Участницы этих состязаний назывались гереи.

ГЕРАКЛ – всеобщий любимец древних греков. Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. О силе Геракла слагались легенды, отражающие его подвиги. В мифологии известно двенадцать подвигов Геракла, среди которых освобождение Прометея, победа над Антеем, сражение с кентаврами и другие.

ГЕРОДОТ – древнегреческий историк. В 444 г. до нашей эры участник Олимпийского конкурса искусств в храме Зевса. Удостоен награды за рассказ о победе греков над персами. Впоследствии назван “отцом истории”.

ГИМНАСИЙ – древнегреческое спортивное сооружение, предназначенное для тренировок в беге. Длина крытого портика гимнасия составляла 219,5 метра, а ширина 11,3 метра.

ГОПЛИТ – тяжеловооруженный воин.

ДИАГОР – самый знаменитый кулачный боец Древней Греции. Жил на острове Родос. Олимпийский чемпион 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н.э.

Основатель целой династии олимпиоников. Три сына и два внука Диагора были чемпионами Олимпийских игр. Умер во время церемонии награждения своих сыновей лавровыми венками чемпионов.

ДРЕВНИЕ ОЛИМПИАДЫ – ПРАЗДНИКИ МИРА – Олимпийские игры Древней Греции считались национальными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. Специальные послы объезжали все города-государства Греции и объявляли о священном перемирии. Всякие войны прекращались. Существовал строгий запрет, никто не имел права применять оружие и даже вносить его на территорию Олимпии.

ЗЕВС – в греческой мифологии верховный бог. Сын титана Кроноса. После победы над отцом становится владыкой всех богов и людей. Атрибутами власти Зевса были щит, скипетр, ореол. Считалось, что жил Зевс на вершине горы Олимп. Покровительствовал Олимпийским состязаниям, проводимым в местечке Олимпия.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ – по преданию, учредителем игр был бог Посейдон. С 572 г. до н.э. эти игры становятся общегреческими. Как и Немейские, они проводились один раз в два года весной, в апреле. В программу входили музыкальные и поэтические конкурсы, состязания атлетов в беге, борьбе, кулачном бою и гонках колесниц. К участию в общеэллинских играх не допускались те, кто нарушал законы.

МИЛОН ИЗ КРОТОНА – победитель шести античных Олимпийских игр по борьбе. Один из самых знаменитых олимпиоников. Ученик Пифагора, автор книги “Физика”. О силе Милона ходили легенды. Занимал видное место в общественной жизни Кротона.

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ – празднества на северо-востоке Пелопонесса.

По преданию, их учредил Геракл в знак победы над немейским львом. Состязания проходили летом один раз в два года и пользовались большой популярностью у греков. Атлеты состязались в беге, борьбе, пятиборье и беге в полном вооружении.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНОСТИ – как грандиозные спортивные праздники и игры развивались на религиозной основе и происходили из обрядов того времени. Эти праздники возникли примерно в 1400 году до н.э. Если следовать описаниям древнегреческого историка Павсания, то Олимпийские игры, как утверждает легенда, были основаны Гераклом в честь бога Зевса в 776 г. до н.э. Другой древнегреческий историк Тимей ввел летоисчисление в Греции именно от этого 776 г. до н.э., подтвердив таким образом исторический факт проведения первых Олимпийских игр древности в этом году.

На первых Олимпийских играх был лишь один вид – бег на 1 стадию.

История донесла до нас имя первого победителя. Им стал повар из Элиды – Коройба. 1168 лет продолжались Олимпийские игры древности. В 394 г. уже нашей эры император Римской империи Феодосий запретил их как языческие. Традиции древних олимпиад настолько глубоко вошли в быт и уклад жизни древних эллинов, что их удалось сохранить и по сей день.

Этому способствовало огромное уважение и любовь греков к победителям Игр. Им устанавливали статуи, высекали их имена на каменных плитах, в город, где они жили, их вносили на руках. Победителя награждали венком из оливкового дерева, пальмовой ветвью и белой налобной повязкой и называли олимпиоником.

Наряду с Олимпийскими, в древней Греции проходили и другие игры: Пифийские, Истмийские, Немейские и др.

Если сопоставить даты и периодичность их проведения, то можно предполагать, что в Греции существовала стройная система спортивных состязаний, начиная от местных региональных игр до самого высокого ранга – Олимпийских.

Причем программа игр постоянно расширялась, включая все новые виды физических и военных упражнений. В результате такой системы на Олимпийские игры попадали сильнейшие атлеты древности. К ним в первую очередь следует отнести Леонидаса из Родоса. Этот выдающийся атлет 12 раз был победителем в беге на разные дистанции. Немало легенд ходит о другом известном олимпионике – Милоне из Кротона. Ученик Пифагора, по ряду версий, автор книги “Физика”, философ и всеобщий любимец греков, он 6 раз был победителем на Олимпийских играх по борьбе. На Пифийских играх побеждал 7 раз, на Истмийских – 10 и на Немейских – 9 раз.

ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ – введено историком Тимеем в связи с огромной популярностью Олимпийских игр. В основу хронологии положен счет времени по олимпиадам. Промежуток между двумя Олимпийскими играми состоял из 1417 дней и считался олимпиадой.

ОЛИМПИОНИК – победитель состязаний на Олимпийских играх древности. Имел высокий общественный статус, пользовался всеобщей любовью и уважением сограждан.

ОЛИМПИЯ – историческое место проведения античных Олимпийских игр, расположенное в долине двух рек – Алфей и Кладеус – в полисе Элида Древней Греции, у подножия Кроноссного холма.

Возникла во втором тысячелетии до н.э. как ритуальное место и святилище бога Зевса и богини Геры. Главными сооружениями в Олимпии были храм Зевса и спортивные сооружения: стадион, гимнасий, палестра. Вокруг храма Зевса сооружались статуи победителей Олимпийских игр.

ПАЛЕСТРА – в Олимпии палестра служила местом борьбы. Это был двор с навесом над всеми сторонами двора, где размещались классы, бани, комнаты для отдыха и другие помещения, необходимые для занятий спортом и отдыха атлетов и элланодиков.

ПЕЛОПС – древнегреческий царь Элиды, распространивший свою власть на южную часть Греции. Отсюда и пошло название полуострова Пелопоннес.

ПЕНТАТЛОН – пятиборье, состояло из метания диска, прыжков в длину с места, метания копья, бега на один стадий, борьбы. Стал проводиться с 18-х Олимпийских игр.

ПИФАГОР – знаменитый греческий философ и математик. Основатель элитной школы в Кротоне. Олимпийский чемпион в состязаниях кулачных бойцов. Учитель знаменитого олимпионика Милона Кротонского.

ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ – празднества в Дельфах. Проводились один раз в четыре года в честь бога Аполлона. По своему содержанию схожи с Олимпийскими: бег, борьба, скачки. Расцвет игр пришелся на VI в. до н.э. Славился культ красивого тела.

ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН – основатель Олимпийских игр современности. Родился 1 января 1863 года. Его далекие предки – выходцы из Италии. Наиболее известен из них Феличе, который обнаружил в своем саду знаменитую скульптурную группу “Лаокоон с сыновьями”. В 1600 г. один из Феличе – Жан Фреди – приобрел неподалеку от Версаля уютное поместье Кубертен. С этого времени появляется фамилия, которой суждено оставить след в истории. Пьер рос любознательным мальчиком. Рано научился читать и писать. Старался подражать отцу – отец его был художником. В доме, очень богатом и знатном, царила атмосфера мира и счастья.

Будущий основатель новых Олимпийских игр очень любил природу. Много лет спустя, читая Жан-Жака Руссо, Кубертен особо отметит мысль великого просветителя и педагога о том, что воспитывать ребенка надо на лоне природы. В общении с природой видел залог не только здорового организма, но и здорового образа мыслей.

От карьеры военного он наотрез отказался, несмотря на то, что в те времена она была привилегией лишь знати. Пьер поступает на философский факультет Сорбонны. Много читает книг по истории, педагогике, становится ежедневным посетителем Лувра, где коллекция античных памятников пользовалась всемирной славой. В залах Лувра Пьер все чаще задумывается над тем, как в далекие времена люди добивались такой гармонии тела.

От “Школьных годов Тома Брауна” – книги, будоражившей его юношеское воображение, – Пьер переходит к трудам известного английского педагога Томаса Арнольда, который значительное место в воспитании отводил спорту. Спорт, приходит к выводу Пьер де Кубертен, делал древних греков физически совершенными, выносливыми. Необходимо вернуть спорт в систему воспитания.

Сам же Пьер делил свои спортивные привязанности между верховой ездой и греблей, боксом и фехтованием. В это время он посещает Англию, где знакомится с системой физического и умственного воспитания. Его поражает эта система. Он еще больше верит в чудодейственную силу спорта как метода воспитания.

Кубертен с блеском заканчивает университет и отправляется в Олимпию. В первый же вечер после возвращения в Париж, Пьер сказал своим друзьям: “Сегодня мы сетуем на то, что спорт недоступен массам. А вот бы нам организовать такие соревнования, как некогда в Олимпии! Ведь это был бы прекрасный стимул для развития спорта”.

Всю свою жизнь Пьер де Кубертен стремился к тому, чтобы спорт служил высоким целям мира и дружбы между народами и способствовал воспитанию нравственности, духовной и физической красоты человека. Девизом его жизни стали его же слова: “О спорт! Ты – мир!”.

Умер Пьер Кубертен 2 сентября 1937 года в Женеве. В Олимпии, где впервые зародились Олимпийские игры, стоит стела Кубертена. Здесь захоронено его сердце.

СПАРТА – один из городов-полисов в Древней Греции. Отличался деспотическим режимом и жесткой системой физического воспитания (спартанское воспитание). В отличие от Афин в Спарте право на физическое воспитание было признано за всеми гражданами. Образец спартанского воспитания был примером для многих полисов Греции.

В Спарте больной или хилый ребенок права на жизнь не имел, его сбрасывали со скалы. Спартанская система была направлена на решение военных задач, обороны города сильными и мужественными мужчинами. Женщины в Спарте занимались физическими упражнениями для того, чтобы рожать здоровых детей. В VII веке до н.э. на Олимпийских играх спартанцы были победителями во многих видах. Однако уже в VI веке до н.э. их система физического воспитания приобрела ярко выраженный милитаристский характер, отодвинув на задний план гармоническое развитие человека.

СТАДИЙ – в Древней Греции – мера длины, размером в 600 ступней человека. В Олимпии эта мера равнялась 192 м 27 см. Как утверждает легенда, эту длину отмерил ступнями сам Геракл. (Любопытно, что пересчитав эту меру на размер обуви, можно утверждать, что Геракл носил сандалии 47 размера.) Отсюда пошло название “стадион” как место для состязания в беге.

Первоначально стадион не был похож на современные спортивные сооружения. Это была ровная площадка прямоугольной формы, посыпанная мелким песком. По обе ее стороны располагались зрители, причем специальных мест для них не было. Зрители сидели прямо на траве.

СТАТУЯ БОГА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ – одно из семи чудес света. Около 13 м высотой, была изготовлена скульптором Фидием из ценных пород дерева, покрыта золотом и слоновой костью, установлена в храме Зевса в Олимпии.

В 394 г. н.э. после запрещения Олимпийских игр императором Феодосием перевезена в Константинополь, где была уничтожена пожаром.

ЭЛЛАНОДИКИ – судьи Древней Греции. На Олимпийских играх они следили не только за правильностью и точностью выполнения атлетами условий состязаний, но и выполняли другие обязанности (например, сопровождали атлетов из городов-полисов в Олимпию). Одежда элланодиков отличалась яркостью, а на голове каждого судьи был венок из лаврового дерева. Это подчеркивало их особое положение и авторитет. Никто не мог возражать им. Их решение было окончательным и обжалованию не подлежало. В Древней Греции преднамеренные ошибки в судействе были исключены, и не только потому, что элланодики давали публичную клятву. Общественный резонанс Игр был настолько велик, что создавал вокруг них дух высокой морали и нравственности. К сожалению, это продолжалось не всегда. С завоеванием Греции Римом небезызвестный римский император Нерон пожелал сам участвовать в очередных Олимпийских играх. Однако в установленные сроки явиться в Олимпию он не смог и Игры по его указанию были перенесены на следующий год. В истории древних олимпиад это был единственный случай, когда Игры проходили не в високосном году. Нерон пожелал состязаться в гонках на колесницах. Вопреки всем правилам ему в колесницу были впряжены не 4, как у всех, а 10 лошадей. Несмотря на это, Нерону не удалось победить, так как на повороте колесница опрокинулась и незадачливый возница едва остался жив. Тем не менее судьи, нарушив все правила увенчали его лавровым венком победителя. Так впервые был нарушен священный закон Олимпийских игр, гласящий, что победа завоевывается не деньгами и знатностью, а в честной борьбе.