В классический период
Наивысшего развития физическая культура и спорт достигли в VIII – IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладельческих отношений в Греции.
В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее типичными в этом отношении были Спарта и Афины.
Физическая культура Спарты, упорно державшейся за племенные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Центральной задачей физического воспитания было формирование подрастающего поколения, способного победить в любых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчиняющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показать новорожденного ребенка совету старейшин. Растить его дальше разрешалось только в случае, если совет находил его жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье с горы Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они выросли закаленными. Систему физического воспитания Спарты освещают заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.). Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родителей и передавали в распоряжение государственных воспитателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переносить холод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общую физическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики.
Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, устраивались состязания перед открытыми могилами героев прошлого, воспитывая тем самым чувство ответственности перед свершениями предков.
Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай – криптий. Он означал испытательный год, в течение которого 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения в районе мятежных деревень. В ходе таких акций молодежь вместе с руководителем совершала ночные налеты, убивая и уводя намеченные жертвы. По истечении испытательного срока подростки попадали в группы эйренов. В основу их обучения были положены строевые занятия по овладению оружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнастика).
Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испытаниям и переводили в группу эфебов. Систематическое военное обучение длилось до 30 лет.
До достижения 20-летнего возраста девушек обучали, как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечивали порядок, а также для того, чтобы от них рождалось крепкое потомство.
По иному осуществлялось физическое воспитание в Аттике с центром в Афинах. Воспитательная и образовательная системы в Афинах в V – VI вв. до н.э. не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, как в Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афиняне считали, что гармоническое развитие человека должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдением раба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспитываться дома, а юноши до 16 лет посещали государственную или частную школу. Они проходили обучение в мусической (от слова “муза”; давала умственное, эстетическое и нравственное воспитание) и гимнастической школах (гимнос – обнаженный). В гимнастических школах – палестрах (пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет продолжали обучение в мусической школе.
С 16 – 18 лет юношей после гимнастических и мусических школ определяли в гимнасий. В Афинах было три гимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо занятий физической культурой изучались политика, философия и литература.
С 18 лет молодых людей определяли в государственную военную организацию эфебию, где они несли военную службу.
- Часть 1. История физической культуры в зарубежных странах
- 1.1. Физическая культура в древнем мире
- Теории возникновения физической культуры
- Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя
- Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития
- Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии
- Развитие физической культуры в Древней Греции.
- Особенности спартанской и афинской систем
- Физического воспитания рабовладельцев
- В классический период
- Содержание греческой гимнастики и агонистики
- Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля
- Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития
- Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх
- Физическая подготовка в гладиаторских школах
- Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания
- 2. Физическая культура в средние века Особенности развития физической культуры в этот период
- Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры
- Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа
- Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества
- Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения
- 3. Физическая культура в новое время
- Развитие теоретических основ физического воспитания
- Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность г. Фита, и. Гутс-Мутса
- Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции
- Немецкая система гимнастики
- Шведская гимнастическая система
- Французская гимнастическая система
- Развитие спортивно-игровой системы в Англии и сша. Деятельность т. Арнольда
- 3.2. Физическая культура во второй период нового времени (1871- 1917 гг.) Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений
- Возникновение новых систем физического воспитания
- Развитие спортивного движения
- 4. Физическая культура в новейшее время
- Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами
- Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны
- Часть II. Физическая культура в россии
- Физические упражнения и игры в народном быту
- Военно-физическое воспитание господствующих классов
- Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма
- 6. Физическая культура в россии с XVIII в.
- И первой половине XIX века
- Влияние реформ начала XVIII века на развитие
- Физической культуры и спорта
- Введение физического воспитания в учебные заведения
- Военно-физическая подготовка в русской армии
- Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны
- Физическое воспитание в быту дворянства
- Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
- 7. Физическая культура в россии со второй половины XIX в. До начала XX в.
- Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания
- Деятельность п.Ф. Лесгафта и его система физического образования
- Физическое воспитание в учебных заведениях
- Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады
- 8. Физкультура и спорт в ссср
- 8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в ссср
- Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах
- Спортивно-массовая работа с населением
- 8.2. Физическая культура в годы великой отечественной войны
- Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны
- Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины
- Физкультурная работа в тылу страны
- Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии
- 8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы
- I и II Спартакиады народов ссср и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы
- Международные спортивные связи в послевоенный период
- 8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в ссср
- Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960 – 1990 гг.
- 9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в россии (1991- 2000 гг.)
- Участие российских спортсменов в международных соревнованиях
- Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе
- Часть 3. История современных
- Олимпийских игр
- Предыстория Олимпийского
- Движения Нового времени
- Период укрепления Олимпийского движения (1894 – 1918)
- Олимпийские символика и атрибутика
- Олимпийский словарик
- Вопросы для подготовки к экзамену по предмету