logo search
Ответы - второй семестр

Применение технологий бесконтактной идентификации в сфере услуг: штриховое кодирование и радиочастотная идентификация (rfid-технологии). Сравнительная характеристика.

На смену штрихкодированию приходит новая технология бесконтактной идентификации объектов — радиоэтикетки (RFID).

Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID) – технология беспроводного обмена данными посредством радиосигнала между помещенной на объект электронной меткой и устройством сбора данных, которое считывает с нее информацию.

Преимущества RFID-технологии по сравнению с обычными способами контактной маркировки и идентификации в особых доказательствах не нуждаются. Радиометки можно считывать дистанционно и сразу с многих объектов. Поскольку отсутствует необходимость в прямой видимости RFID-метки (в отличие от штрихкода), не нужно разворачивать особым образом несущий метку объект, а сама метка может быть размещена в глубине упаковки, что повышает её защиту от неблагоприятных внешних воздействий. Один из наиболее популярных сценариев применения RFID рисуется следующим образом: посетитель супермаркета с тележкой, полной купленных продуктов, проходит без остановки через кассовый «гейт» и грузит покупки в машину — они уже учтены системой считывания товарных радиометок, а их стоимость списана системой магазина с бесконтактной банковской смарт-карты.

Большинство недорогих RFID-меток являются пассивными (не требуют источника питания), и срок их службы практически неограничен. Кроме того, в отличие от штрихкода на чипе радиометки можно закодировать гораздо больше информации (в будущем — до нескольких мегабайт).

Еще одно преимущество заключается в том, существует большое разнообразие меток, отличающихся размерами и предназначением. Есть метки для мебели, металлических поверхностей, тканей и множество других.

RFID-метки практически невозможно подделать (по крайней мере, это потребует куда более значительных затрат, чем воспроизведение штрихкода).

В перспективе стоимость радиометок должна упасть до нескольких центов или даже ниже, а их габариты — до размера зерна. Так что стакан сможет сам сигнализировать бармену о том, что он опустел (такие прототипы уже изготовлены инженерами Mitsubishi.

Аналогичные системы RFID применяются и в сфере услуг, например, в автоматизированных прачечных. В этом случае метки прикрепляются к одежде или к вешалкам и содержат информацию о рекомендуемых режимах стирки. На основании этой информации автоматизированный конвейер доставляет вещи к нужной машине, и для нее задается требуемый режим работы.

Помимо этого метка содержит данные о владельце и о комплектности, что значительно ускоряет процесс расчетов, поиска и сортировки вещей при выдаче заказа.

Внедрение информационной системы на базе RFID технологий позволяют правильно организовать процесс инвентаризации в следующих учреждениях:

Применение RFID-технологии актуально именно для гостиничного бизнеса. Гость в своем номере должен чувствовать себя как дома, а это значит, что недопустимо, чтобы он видел инвентарные номера или наклейки со штрихкодом, маркирующие предметы интерьера. Применение RFID-меток позволяет полностью избежать чувства дискомфорта у постояльца, т.к. они могут быть незаметными и находиться в труднодоступных местах, что абсолютно не мешает их уверенному считыванию.

Теперь при выписке гостя из отеля в его номер заходит сотрудник (горничная), оснащенная мобильным терминалом сбора данных (ТСД), с помощью которого собирается информация о наличии имущества. Данный процесс не требует никаких специальных знаний и навыков: достаточно в каждой комнате номера провести устройством из стороны в сторону и несколько раз нажать на кнопку считывания.

  1. Роль Интернета в информационном обеспечении туристского бизнеса. Бронирование гостиничных услуг, туристских маршрутов, заказ транспортных услуг, система электронных расчетов. Разработка индивидуальных туристских маршрутов.

Каждая уважающая себя фирма обзавелась выходом в сеть, почтовым ящиком, у многих есть свои странички в сети. Сайты в России имеют более 1200 туристских компаний. Общая сумма затрат на создание этих страниц в сети колеблется в районе $200-300 тысяч.

Интернет рассматривается как средство привлечения клиентов уже давно.

Активно развиваются корпоративные системы бронирования через Интернет. Ведущие российские туроператоры, лидеры рынка, такие как "Нева", "Натали-тур", "Тез-тур" и другие, уже не первый год используют так называемые Busines-to-busines системы взаимодействия туроператор - турагент.

Наиболее крупные и продвинутые туроператоры стали применять внутрикорпоративные системы бронирования своих туров с использованием сети Интернет. Турагент из базы туров, размещенной в Интернете, выбирает одно из предложений, заносит свои реквизиты, данные на туристов, которые попадают во внутреннюю базу туроператора. Система автоматически в реальном режиме времени пересчитывает изменения в ценах на турпакеты, учитывает нестандартные размещения и выполняет другие функции. При этом агентство в реальном времени может проследить этапы прохождения заказа, оценить загрузку отелей, рейсов и т.п.

Активно продвигаются в Интернет и глобальные системы бронирования туристических услуг. Практически все основные GDS - Amadeus, Galileo, Wordspan и другие предоставляют интернет-интерфейс к своим базам данных.

По уровню представления в сети он-лайновые туристские ресурсы Рунета можно подразделить следующим образом:

Сайты и порталы общего назначения с туристическими разделами.

Туристические порталы можно рассматривать в качестве он-лайновых рекламных площадок, призванных способствовать продажам услуг рекламодателей - туроператоров и турагентств. Источником доходов порталов могут быть как баннерная реклама и платное размещение информации о турфирмах и их предложениях, так и комиссионные, полученные от турфирмы за факт заказа с сервера.

На порталах можно забронировать тур через специально разработанную форму (feedback) или заказать информацию о подходящем предложении по электронной почте. Обычно такие предложения выглядят в виде строчек с указанием фирмы-продавца, курорта, категории отеля, вида транспорта, дополнительных услуг в туре, минимальной или максимальной цены и т.п. Примечательно то, что сотрудник турфирмы сам может в режиме реального времени заносить и изменять свои туры

Можно не только заказать турпоездку, но и подобрать себе компаньона: одноместный номер в отелях обходится дороже, чем место в двухместном.

Не меньшим успехом пользуются и он-лайновые туристические конференции (форумы) на туристических сайтах. В них любой пользователь сети может высказать свое мнение о работе той или иной турфирмы.

Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства.