Применение технологий бесконтактной идентификации в сфере услуг: штриховое кодирование и радиочастотная идентификация (rfid-технологии). Сравнительная характеристика.
На смену штрихкодированию приходит новая технология бесконтактной идентификации объектов — радиоэтикетки (RFID).
Радиочастотная идентификация (Radio Frequency Identification, RFID) – технология беспроводного обмена данными посредством радиосигнала между помещенной на объект электронной меткой и устройством сбора данных, которое считывает с нее информацию.
Преимущества RFID-технологии по сравнению с обычными способами контактной маркировки и идентификации в особых доказательствах не нуждаются. Радиометки можно считывать дистанционно и сразу с многих объектов. Поскольку отсутствует необходимость в прямой видимости RFID-метки (в отличие от штрихкода), не нужно разворачивать особым образом несущий метку объект, а сама метка может быть размещена в глубине упаковки, что повышает её защиту от неблагоприятных внешних воздействий. Один из наиболее популярных сценариев применения RFID рисуется следующим образом: посетитель супермаркета с тележкой, полной купленных продуктов, проходит без остановки через кассовый «гейт» и грузит покупки в машину — они уже учтены системой считывания товарных радиометок, а их стоимость списана системой магазина с бесконтактной банковской смарт-карты.
Большинство недорогих RFID-меток являются пассивными (не требуют источника питания), и срок их службы практически неограничен. Кроме того, в отличие от штрихкода на чипе радиометки можно закодировать гораздо больше информации (в будущем — до нескольких мегабайт).
Еще одно преимущество заключается в том, существует большое разнообразие меток, отличающихся размерами и предназначением. Есть метки для мебели, металлических поверхностей, тканей и множество других.
RFID-метки практически невозможно подделать (по крайней мере, это потребует куда более значительных затрат, чем воспроизведение штрихкода).
В перспективе стоимость радиометок должна упасть до нескольких центов или даже ниже, а их габариты — до размера зерна. Так что стакан сможет сам сигнализировать бармену о том, что он опустел (такие прототипы уже изготовлены инженерами Mitsubishi.
Аналогичные системы RFID применяются и в сфере услуг, например, в автоматизированных прачечных. В этом случае метки прикрепляются к одежде или к вешалкам и содержат информацию о рекомендуемых режимах стирки. На основании этой информации автоматизированный конвейер доставляет вещи к нужной машине, и для нее задается требуемый режим работы.
Помимо этого метка содержит данные о владельце и о комплектности, что значительно ускоряет процесс расчетов, поиска и сортировки вещей при выдаче заказа.
Внедрение информационной системы на базе RFID технологий позволяют правильно организовать процесс инвентаризации в следующих учреждениях:
гостиницы
отели
санатории
пансионаты
дома отдыха
гостевые дома и т.д.
Применение RFID-технологии актуально именно для гостиничного бизнеса. Гость в своем номере должен чувствовать себя как дома, а это значит, что недопустимо, чтобы он видел инвентарные номера или наклейки со штрихкодом, маркирующие предметы интерьера. Применение RFID-меток позволяет полностью избежать чувства дискомфорта у постояльца, т.к. они могут быть незаметными и находиться в труднодоступных местах, что абсолютно не мешает их уверенному считыванию.
Теперь при выписке гостя из отеля в его номер заходит сотрудник (горничная), оснащенная мобильным терминалом сбора данных (ТСД), с помощью которого собирается информация о наличии имущества. Данный процесс не требует никаких специальных знаний и навыков: достаточно в каждой комнате номера провести устройством из стороны в сторону и несколько раз нажать на кнопку считывания.
Роль Интернета в информационном обеспечении туристского бизнеса. Бронирование гостиничных услуг, туристских маршрутов, заказ транспортных услуг, система электронных расчетов. Разработка индивидуальных туристских маршрутов.
Каждая уважающая себя фирма обзавелась выходом в сеть, почтовым ящиком, у многих есть свои странички в сети. Сайты в России имеют более 1200 туристских компаний. Общая сумма затрат на создание этих страниц в сети колеблется в районе $200-300 тысяч.
Интернет рассматривается как средство привлечения клиентов уже давно.
Активно развиваются корпоративные системы бронирования через Интернет. Ведущие российские туроператоры, лидеры рынка, такие как "Нева", "Натали-тур", "Тез-тур" и другие, уже не первый год используют так называемые Busines-to-busines системы взаимодействия туроператор - турагент.
Наиболее крупные и продвинутые туроператоры стали применять внутрикорпоративные системы бронирования своих туров с использованием сети Интернет. Турагент из базы туров, размещенной в Интернете, выбирает одно из предложений, заносит свои реквизиты, данные на туристов, которые попадают во внутреннюю базу туроператора. Система автоматически в реальном режиме времени пересчитывает изменения в ценах на турпакеты, учитывает нестандартные размещения и выполняет другие функции. При этом агентство в реальном времени может проследить этапы прохождения заказа, оценить загрузку отелей, рейсов и т.п.
Активно продвигаются в Интернет и глобальные системы бронирования туристических услуг. Практически все основные GDS - Amadeus, Galileo, Wordspan и другие предоставляют интернет-интерфейс к своим базам данных.
По уровню представления в сети он-лайновые туристские ресурсы Рунета можно подразделить следующим образом:
сайты общего назначения, в которых есть туристические разделы;
специализированные туристические порталы и сайты";
глобальные системы бронирования;
сайты фирм-туроператоров;
сайты туристических агентств;
сайты гостиниц;
личные страницы путешественников.
Сайты и порталы общего назначения с туристическими разделами.
Туристические порталы можно рассматривать в качестве он-лайновых рекламных площадок, призванных способствовать продажам услуг рекламодателей - туроператоров и турагентств. Источником доходов порталов могут быть как баннерная реклама и платное размещение информации о турфирмах и их предложениях, так и комиссионные, полученные от турфирмы за факт заказа с сервера.
На порталах можно забронировать тур через специально разработанную форму (feedback) или заказать информацию о подходящем предложении по электронной почте. Обычно такие предложения выглядят в виде строчек с указанием фирмы-продавца, курорта, категории отеля, вида транспорта, дополнительных услуг в туре, минимальной или максимальной цены и т.п. Примечательно то, что сотрудник турфирмы сам может в режиме реального времени заносить и изменять свои туры
Можно не только заказать турпоездку, но и подобрать себе компаньона: одноместный номер в отелях обходится дороже, чем место в двухместном.
Не меньшим успехом пользуются и он-лайновые туристические конференции (форумы) на туристических сайтах. В них любой пользователь сети может высказать свое мнение о работе той или иной турфирмы.
Платежной системой будем называть совокупность методов и реализующих их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства.
- Классификация предприятий общественного питания. Рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, комбинаты специализированного питания.
- Производственно-технологическое оборудование предприятий общественного питания.
- Состав помещений предприятий общественного питания: Дизайн помещений, оснащение мебелью и инвентарем.
- Обеспечение и применяемые технологии предприятий бытового обслуживания населения: бани, парикмахерские, химчистки, прачечные, швейные и обувные мастерские, комбинаты бытового обслуживания.
- Технологии информационной поддержки процесса эксплуатации сложной бытовой техники (cals-технологии).
- Здания и сооружения, предназначенные для проведения спортивно-массовых мероприятий. Классификация, архитектурные особенности спортивных сооружений, спортивное оборудование.
- Многофункциональные спортивные сооружения. Покрытия спортивных площадок, стадионов.
- Техническая поддержка безопасности проведения спортивно-массовых мероприятий
- Скверы и парки в городах. Их место в сфере социально-культурного сервиса. Организация паркового хозяйства в городах, структура и управление.
- Организация досуга и развлечений в городских парках культуры и отдыха населения. Оборудование аттракционов.
- Использование информационных технологий в сфере социально-культурного сервиса.
- Применение технологий бесконтактной идентификации в сфере услуг: штриховое кодирование и радиочастотная идентификация (rfid-технологии). Сравнительная характеристика.
- Современные тенденции в развитии технического оснащения туризма. Техническое сопровождение новых форм туризма.