Организация
Законы и государственные органы
Профсоюзы Конкуренты
Рисунок 2. Среда прямого воздействия
Примечание. Источник: [7, c. 287]
Первые "среди равных" в непосредственном внешнем окружении туристской фирмы - это, безусловно, потребители. Их изучение позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.
Следующей важнейшей составляющей непосредственной внешней среды являются конкуренты, участвующие в непрекращающемся соперничестве за предпочтения потребителей.
Учитывая чрезвычайную важность первых двух составляющих непосредственного окружения внешней среды маркетинга, изучение потребителей и исследование конкурентов выделяются в самостоятельные направления маркетинговых исследований.
Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие предприятия и организации ("смежники"), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании.
Существенное влияние на деятельность туристского предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями. Они представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней.
Основными контактными аудиториями, окружающими туристскую фирму, являются:
финансовые круги (банки, инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и другие финансово-кредитные институты);
средства массовой информации (пресса, радио, телевидение);
общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы, например, жители курортной зоны);
персонал фирмы, от мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение к работе. Кроме того, хороший имидж фирмы в глазах ее собственных работников благотворно воздействует и на другие контактные аудитории. Следовательно, от руководства туристского предприятия требуются усилия по повышению уровня информированности служащих о деятельности фирмы, проведение мероприятий по стимулированию их труда, повышению социальных гарантий.
Таким образом, туристское предприятие на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми и неконтролируемыми. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них.
Рассмотрим основные факторы среды прямого воздействия на деятельность СОДО «Визит-тур».
1. Государственное регулирование туристкой деятельности в Республике Беларусь.
Основными документами, регулирующими туристскую деятельность, являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 18 ноября 1999 г. «О туризме (в редакции 2007 года); Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 ( в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от12.07.2007г. №899) « Положение о лицензировании туристической деятельности», Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. №18 « О туристическом ваучере» и мн. др., в том числе нормы общего законодательства.
Ст. 2 Закона «О туризме» гласит, что законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» и иных актов законодательства.
Местные программы развития туризма разрабатываются местными исполнительными и распорядительными органами и утверждаются местными Советами депутатов.
2. Конкуренты СОДО «Визит-тур».
Рассмотрим деятельность основных конкурентов СОДО «Визит-тур» в г.Бобруйске в таблице 8.
Таблица 8. Конкуренты СОДО «Визит-тур» в г.Бобруйске
№ п/п | Наименование фирмы | Ф.И.О. руководителя | Адрес,телефон |
1 | СОДО «Визит-Тур» | Генык Жанна Константиновна | 213826, ул. Советская,153 55 38 98(97) |
2 | Филиал «Бобруйское бюро путешествий и экскурсий»БПиЭ | И.о. дир. Дубовик Людмила Евгеньевна | 213826, ул. К.Макса,60 52 12 86 52 13 03 |
3 | ОДО «Люкс-Тур» | Шевчук Константин Николаевич | 213827, ул. Урицкого,125 55 90 08 |
4 | ЧТУП «Людмила-Тур» | Шевчук Людмила Ивановна | 213826, ул. Советская,69 52 79 83 |
5 | ЧУП «ОлАн-Тур» | Яковлева Анна Валерьяновна | 213826, ул .Советская,48 52 53 80 |
6 | Бобруйский район-ный филиал комму- нального предприят. «Могилевоблтурист» | Марков Артем Сергеевич | 213826, ул. Советская,77 52 26 49 |
7 | ОДО «СВ» | Гончарова Светлана Федоровна | 213826,ул.Чонгарская,44 55 28 29 |
8 | ИП «»Слав-Тур | Володькин Вячеслав Олегович | 213826, ул. Московская, д.42, оф.200 55 22 02 |
9 | ИП «8-ое чувство» | Филипеня Юрий Викторович | 213827, ул.Минская,87 58 58 01 |
10 | ИП ЯковлеваА.В. | Яковлева Анна Валерьяновна | 2138, г.Бобруйск-17, д.54,кв.67 52 53 80 |
11 | ИП Тишкевич Т.М. | Тишкевич Татьяна Михайловна | 2138, бул-р Приберезинский, д.26 -1 58 80 10 |
12 | ИП Марков С.В. | Марков Сергей Викторович | 213827, ул.Заводская, 49 49 20 69, 52 26 49 |
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
По отношению к своим конкурентам СОДО «Визит-тур» обладает следующими преимуществами:
СОДО «Визит-тур» имеет центральный офис в г. Бобруйске, а также офисы в г. Минске, Могилеве, Осиповичах;
опыт работы на белорусском рынке более 7 лет;
гибкая система скидок;
профессионализм сотрудников.
Эти преимущества позволяют предприятию занимать лидирующие позиции на Бобруйском рынке туристских услуг.
3. Поставщики
Практически ни одно туристское предприятие не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д.
Для организации тура СОДО «Визит-тур» привлекает предприятия и организации ("смежники"), обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании:
средства размещения;
транспортные фирмы;
экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов;
посреднические туристские предприятия;
торговые предприятия;
предприятия общественного питания и т.д.
4. Покупатели туристических услуг
Как уже говорилось выше, СОДО «Визит-тур» работает на различных сегментах: по географическому признаку: потребители туристских услуг г. Бобруйска; по поведенческому признаку: любители активного отдыха, любители спокойного отдыха; любители пешеходных экскурсий, любители транспортных экскурсий и т.д.; по социально-демографическому признаку: с низким уровнем дохода, со средним уровнем дохода; с высоким уровнем дохода.
В результате проведенного исследования в мае 2007 года был выявлен средний покупатель туристских услуг СОДО «Визит-тур»: житель г. Бобруйска, 35-45 лет, средний уровень дохода.
- 1. Характеристика туристских предприятий
- 2. Внутренняя среда туристского предприятия
- Рассмотрим следующие составляющие внутренней среды содо «Визит-тур»:
- 1. Менеджмент
- 1.1 Уровень управленческой подготовки руководителей организации
- 1.2 Организационная структура
- 1.3 Мотивация и стимулирование труда
- 1.4 Имидж предприятия в глазах общественности и персонала
- 2. Маркетинг
- 2.1 Сегменты, на которые ориентируется предприятие
- 4. Кадры
- 4.1 Возрастной и образовательный уровень работников предприятия
- 4.2 Умение работников работать в команде
- 4.3 Степень допуска исполнителей к принятию решений
- 4.4 Наличие системы аттестации кадров
- 4.5 Наличие системы обучения кадров
- 3. Внешняя среда туристского предприятия
- 3.1 Среда прямого воздействия
- Организация
- 3.2 Среда косвенного воздействия
- 4. Пути снижения отрицательного влияния внешней среды на деятельность туристского предприятия