2.4. Классификация объектов туристской индустрии
Согласно статье 5 Федерального закона «Об основах туристской деятельности» классификация объектов туристской индустрии осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2006 году в России приказами Ростуризма были утверждены системы классификации отдельных объектов туристской индустрии, таких как горнолыжные трассы, пляжи. Система классификации гостиниц и других средств размещения утверждена в 2005 году. Остальные объекты туристской индустрии пока не классифицированы, однако работа в этом направлении ведется. Все эти классификации являются добровольными.
Классификация горнолыжных трасс. Осуществляется эта классификация в целях повышения качества услуг, предоставляемых в сфере туризма, обеспечения соблюдения современных стандартов обслуживания и гармонизации их с международными требованиями. Классификация горнолыжных трасс включает в себя проведение оценки их соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению, сложности, доступу к соответствующему участку и предоставление дополнительных услуг на трассах, предусмотренных Системой классификации горнолыжных трасс (далее – Система). Система рекомендуется к применению на добровольной основе. Система классификации распространяется на горнолыжные трассы (для альпийских лыж, сноуборда и лыжни для бега), расположенные на территории Российской Федерации. Горнолыжные трассы классифицируются по следующим категориям сложности:
– «зеленая» – для начинающих,
– «синяя» – низкой степени сложности,
– «красная» – среднего уровня сложности,
– «черная» – высокого уровня сложности.
Классификация горнолыжных трасс проводится в два этапа:
1) экспертная оценка соответствия горнолыжных трасс установленным в Системе требованиям;
2) присвоение горнолыжным трассам соответствующей категории по результатам экспертной оценки.
Экспертная оценка соответствия горнолыжных трасс включает в себя проверку соответствия горнолыжных трасс требованиям, установленным в Системе (соответствие лыжной трассы требованиям безопасности, сложности и доступу к горнолыжному участку, информационному обеспечению и др.). Экспертная оценка соответствия горнолыжных трасс проводится в следующем порядке:
– получение по инициативе заявителя заявки на проведение классификации горнолыжных трасс;
– проведение оценки горнолыжных трасс установленным в Системе требованиям и составление акта.
К работе экспертов могут привлекаться специалисты в области горнолыжной индустрии, туризма, представители организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма. Трасса, прошедшая процедуру классификации, получает свидетельство о присвоении категории, которое подписывается руководителем Федерального агентства по туризму.
Классификация пляжей. Классификация пляжей осуществляется в целях повышения качества услуг, предоставляемых в сфере туризма, обеспечения соблюдения современных стандартов обслуживания и гармонизации их с международными требованиями. Классификация пляжей включает в себя проведение оценки их соответствия требованиям по безопасности, информационному обеспечению и предоставлению дополнительных услуг на пляжах, присвоение пляжам соответствующих категорий, предусмотренных Системой классификации пляжей (далее – Система). Система рекомендуется к применению на добровольной основе. Пляжи классифицируются по трем категориям «I», «II» и «III». Высшая категория пляжа – «I», низшая – «III».
Классификация пляжей проводится в 2 этапа:
– экспертная оценка соответствия пляжей установленным в Системе требованиям;
– присвоение пляжам соответствующей категории по результатам экспертной оценки.
На пляжах также могут оказываться дополнительные услуги, которые также подлежат классификации:
– пляжные услуги (шезлонги, зонты, столики и матрасы, дорожки и прочие удобства для инвалидов, пункты питания и развлечений, передвижная торговля, телефон, детские зоны, щиты с навешенными спасательными кругами) – в зависимости от типа пляжа установлен обязательный набор услуг;
– спортивные услуги (площадки для пляжного волейбола, бадминтона, кеглей; обособленные зоны для спортивных аттракционов, например, батута) – наличие и перечень услуг носит рекомендательный характер.
Экспертная оценка соответствия пляжей включает в себя проверку соответствия пляжей требованиям, установленным в Системе. После окончания работ по классификации пляжа Федеральным агентством по туризму выдается Свидетельство о присвоении пляжу категории.
Классификация гостиниц и других средств размещения. Для того чтобы средство размещения могло получить определенный класс (от одной до пяти звезд), необходимо набрать определенное количество баллов по определенному набору услуг и суммарное количество баллов не ниже установленных для каждой категории значений. В Системе классификации учтены особенности «малых» гостиниц и других средств размещения небольшой вместимости (до 50 номеров), которые не в состоянии предоставить широкого спектра услуг, а также специфика молодежных гостиниц и средств размещения, расположенных в районах исторической застройки и/или зданиях, являющихся историко-архитектурными памятниками, и специфика санаториев, домов отдыха и пансионатов.
В Системе классификации гостиниц и других средств размещения помимо основного деления на категории от одной по пяти звезд (5 звезд – наивысший уровень) установлены следующие понятия:
1) средства размещения – помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов;
2) номер в средстве размещения – одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимыми для временного проживания туристов;
3) номерной фонд – общее количество номеров (мест) средства размещения;
4) сюит – номер площадью не менее 75 м2, состоящий из трех и более жилых комнат с нестандартной широкой двуспальной кроватью, с полным санузлом и дополнительным гостевым туалетом;
5) апартамент – номер площадью не менее 40 м2, состоящий из двух и более жилых комнат, имеющий полный санузел и кухонное оборудование;
6) люкс – номер площадью не менее 35 м2, состоящий из двух жилых комнат, с полным санузлом, рассчитанный на проживание одного (двух) человек;
7) студия – однокомнатный номер площадью не менее 25 м2, рассчитанный на проживание одного (двух) человек, с полным санузлом и планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной (столовой, кабинета);
8) номер первой категории – номер, состоящий из одной жилой комнаты с одной (двумя) кроватями, с полным санузлом, рассчитанный на проживание одного (двух) человек;
9) номер второй категории – номер, состоящий из одной жилой комнаты с одной (двумя) кроватями, с неполным санузлом, рассчитанный на проживание одного (двух) человек.
Основными целями классификации гостиниц и иных средств размещения являются:
– обеспечение соблюдения современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в гостиницах и других средствах размещения услуг;
– гармонизация критериев классификации гостиниц и других средств размещения в Российской Федерации с рекомендациями Всемирной туристской организации и существующей зарубежной практикой;
– дифференциация гостиниц и других средств размещения в зависимости от ассортимента и качества предоставляемых услуг;
– оказание помощи потребителю в компетентном выборе гостиницы и другого средства размещения;
– обеспечение потребителя достоверной информацией о том, что категория гостиницы и другого средства размещения подтверждена результатами классификации и соответствует критериям, установленным в нормативных документах, принятых в Системе;
– повышение конкурентоспособности гостиниц и других средств размещения;
– содействие увеличению туристского потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки предоставляемых гостиниц и других средств размещения.
Классификация гостиниц и других средств размещения проводится в три этапа:
– Экспертная оценка соответствия гостиницы и другого средства размещения категории, а также номеров средства размещения требованиям системы (требованиям и критериям балльной оценки), необходимым для присвоения номерам одной из следующих категорий: «сюит», «апартамент», «студия», «люкс», а также номер «первой, второй, третьей, четвертой или пятой категории». Оценка производится экспертной комиссией органа по классификации. В ходе экспертной оценки составляются протоколы и акт, которые передаются в Центральный орган Системы для представления их Аттестационной комиссии.
– Аттестация гостиницы и другого средства размещения. В состав Аттестационной комиссии входят представители гостиничных предприятий, турфирм, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма. В заседаниях Аттестационной комиссии могут принимать участие представители руководства регионов, в которых наиболее развита индустрия гостеприимства, и представители органов по классификации. Аттестационная комиссия созывается не реже 1 раза в два месяца. После рассмотрения представленных документов комиссия открытым голосованием присваивает или отказывает в присвоении средству размещения запрашиваемой категории.
– Экспертный контроль классифицированных гостиниц и других средств размещения.
В результате средству размещения присваивается категория, выдается сертификат категории, подписанный председателем Аттестационной комиссии, и «знак соответствия» – табличка, на которой указано количество «звезд» и то, кем эти звезды присвоены, а именно Федеральным органом исполнительной власти в сфере туризма. Надпись делается на русском и английском языках.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие лицензирования.
2. Каков порядок выдачи лицензий?
3. Перечислите основания и правовые последствия приостановления действия лицензий.
4. В чем состоит отличие аннулирования лицензий от потери лицензией юридической силы?
5. Назовите понятие и цели стандартизации.
6. Какие предусмотрены виды стандартов?
7. В чем состоят задачи стандартизации в сфере туризма?
8. Дайте определение подтверждения соответствия, назовите его виды.
9. Перечислите виды сертификации.
10. Охарактеризуйте классификацию горнолыжных трасс.
11. В чем состоит классификация пляжей?
12. Охарактеризуйте классификацию гостиниц и иных средств размещения.
- Тема 1. Понятие и источники правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
- 1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса
- 1.2. Государственное регулирование туризма и скс
- 1.3. Источники правового регулирования туризма и скс
- 1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности
- Тема 2. Лицензирование, Стандартизация, подтверждение соответствия и классификация в туризме и социально-культурном сервисе
- 2.1. Правовые основы лицензирования
- 2.2. Стандартизация в туризме
- 2.3. Подтверждение соответствия
- 2.4. Классификация объектов туристской индустрии
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Субъекты, осуществляющие туристскую деятельность
- 3.2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- 3.3. Основные организационно-правовые формы туристских организаций
- Тема 4. Правовой статус туриста
- 4.1. Права и обязанности туристов
- 4.2. Страхование туристов. Безопасность туристов
- Тема 5. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности
- 5.1. Понятие, заключение, изменение и расторжение договора
- 5.2. Договоры в сфере туристской деятельности
- Тема 6. Туристские формальности
- 6.1. Понятие и виды туристских формальностей
- 6.2. Паспортные формальности
- 6.3. Визовые формальности
- 6.4. Санитарно-эпидемиологические формальности
- 6.5. Валютные и таможенные формальности