logo
Лекция ЭКО ТУР

6.1. Понятие и виды туристских формальностей

Туристские формальности – правила, условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые при организации, оформлении и совершении путешествия1.

Иначе говоря, туристские формальности – установленные законодательством той или иной страны или группой государств одновременно строго обязательные нормы, которые должны выполняться туристом, туристской фирмой и всеми другими организациями, имеющими отношение к подготовке и проведению туристского путешествия.

Любое лицо, отправляющееся в туристское путешествие, должно соблюдать множество формальностей на разных уровнях. Турист сталкивается с необходимостью исполнять паспортно-визовые, санитарные, валютные формальности, соблюдать режим особо охраняемых земель, беречь культурные и природные памятники. Любое туристское предприятие также должно соблюдать ряд формальностей, связанных со стандартизацией туристской деятельности, классификацией объектов туристской индустрии, санитарными нормами и правилами и т.д. Однако стандартизация и классификация в сфере туризма рассматривались в отдельной теме, поэтому данная глава будет посвящена именно формальностям, относящимся к туристу.

Международное сообщество также придает огромное значение установлению и соблюдению туристских формальностей. Это видно из тех международных договоров, в которых затрагивается этот вопрос. Это и Манильская декларация по мировому туризму 1980 г., и Гаагская декларация по туризму 1989 г., и Декларация Всемирной конференции министров по туризму 1994 г. В статье 8 Глобального этического кодекса туризма, принятого комиссией ООН по устойчивому развитию в 1999 году, установлено следующее:

1. Туристы и посетители обладают свободой передвижения по территории своих стран, а также из одного государства в другое; они должны иметь возможность доступа в зоны транзита и пребывания, а также на туристские и культурные объекты, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации.

2. Туристы и посетители должны иметь доступ ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций; они должны иметь оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, юридическому и медицинскому обслуживанию; в соответствии с действующими дипломатическими конвенциями они должны иметь возможность свободно обращаться к консульским властям стран своего происхождения.

3. Туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны, в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом.

4. Административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, как например визовые, санитарные и таможенные формальности, должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; следует поощрять соглашения между группами стран, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; следует постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности.

5. Посетители должны иметь возможность приобретать, в соответствии с экономическим положением страны, из которой они выезжают, суммы в свободно конвертируемой валюте, необходимые для их поездок.

В настоящее время выделяют следующие виды туристских формальностей:

– паспортные;

– визовые;

– санитарно-эпидемиологические;

– валютные;

– таможенные.