6.1. Понятие и виды туристских формальностей
Туристские формальности – правила, условия и действия, необходимые с точки зрения законности и установленного в государстве порядка, обязательно соблюдаемые при организации, оформлении и совершении путешествия1.
Иначе говоря, туристские формальности – установленные законодательством той или иной страны или группой государств одновременно строго обязательные нормы, которые должны выполняться туристом, туристской фирмой и всеми другими организациями, имеющими отношение к подготовке и проведению туристского путешествия.
Любое лицо, отправляющееся в туристское путешествие, должно соблюдать множество формальностей на разных уровнях. Турист сталкивается с необходимостью исполнять паспортно-визовые, санитарные, валютные формальности, соблюдать режим особо охраняемых земель, беречь культурные и природные памятники. Любое туристское предприятие также должно соблюдать ряд формальностей, связанных со стандартизацией туристской деятельности, классификацией объектов туристской индустрии, санитарными нормами и правилами и т.д. Однако стандартизация и классификация в сфере туризма рассматривались в отдельной теме, поэтому данная глава будет посвящена именно формальностям, относящимся к туристу.
Международное сообщество также придает огромное значение установлению и соблюдению туристских формальностей. Это видно из тех международных договоров, в которых затрагивается этот вопрос. Это и Манильская декларация по мировому туризму 1980 г., и Гаагская декларация по туризму 1989 г., и Декларация Всемирной конференции министров по туризму 1994 г. В статье 8 Глобального этического кодекса туризма, принятого комиссией ООН по устойчивому развитию в 1999 году, установлено следующее:
1. Туристы и посетители обладают свободой передвижения по территории своих стран, а также из одного государства в другое; они должны иметь возможность доступа в зоны транзита и пребывания, а также на туристские и культурные объекты, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации.
2. Туристы и посетители должны иметь доступ ко всем имеющимся формам внутренних и внешних коммуникаций; они должны иметь оперативный и беспрепятственный доступ к местному административному, юридическому и медицинскому обслуживанию; в соответствии с действующими дипломатическими конвенциями они должны иметь возможность свободно обращаться к консульским властям стран своего происхождения.
3. Туристы и посетители должны пользоваться теми же правами, что и граждане посещаемой страны, в плане конфиденциальности относящихся к ним личных данных и сведений, особенно, что касается данных, хранящихся электронным способом.
4. Административные формальности пересечения границ, которые введены государствами или вытекают из международных соглашений, как например визовые, санитарные и таможенные формальности, должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к международному туризму; следует поощрять соглашения между группами стран, направленные на гармонизацию и упрощение этих формальностей; следует постепенно отменять или корректировать специальные налоги и сборы, обременяющие туристскую индустрию и наносящие ущерб ее конкурентоспособности.
5. Посетители должны иметь возможность приобретать, в соответствии с экономическим положением страны, из которой они выезжают, суммы в свободно конвертируемой валюте, необходимые для их поездок.
В настоящее время выделяют следующие виды туристских формальностей:
– паспортные;
– визовые;
– санитарно-эпидемиологические;
– валютные;
– таможенные.
- Тема 1. Понятие и источники правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
- 1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса
- 1.2. Государственное регулирование туризма и скс
- 1.3. Источники правового регулирования туризма и скс
- 1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности
- Тема 2. Лицензирование, Стандартизация, подтверждение соответствия и классификация в туризме и социально-культурном сервисе
- 2.1. Правовые основы лицензирования
- 2.2. Стандартизация в туризме
- 2.3. Подтверждение соответствия
- 2.4. Классификация объектов туристской индустрии
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Субъекты, осуществляющие туристскую деятельность
- 3.2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- 3.3. Основные организационно-правовые формы туристских организаций
- Тема 4. Правовой статус туриста
- 4.1. Права и обязанности туристов
- 4.2. Страхование туристов. Безопасность туристов
- Тема 5. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности
- 5.1. Понятие, заключение, изменение и расторжение договора
- 5.2. Договоры в сфере туристской деятельности
- Тема 6. Туристские формальности
- 6.1. Понятие и виды туристских формальностей
- 6.2. Паспортные формальности
- 6.3. Визовые формальности
- 6.4. Санитарно-эпидемиологические формальности
- 6.5. Валютные и таможенные формальности