1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности
В одноименной статье 1 Закона приведены основные понятия, которые используются как в самом Законе, так и в иных нормативных актах, регулирующих туристскую деятельность. Эта статья является вводной, все понятия в целом отвечают рекомендациям Всемирной туристской организации и соответствуют международному их толкованию. Закрепление этих понятий в законе необходимо для единообразного их понимания и использования на территории РФ.
Туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
Туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
Туризм внутренний – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;
Туризм выездной – туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;
Туризм въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;
Туризм международный – туризм выездной или въездной;
Туризм социальный – туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;
Туризм самодеятельный – туризм, организуемый туристами самостоятельно;
Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
Туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
Туристский продукт – комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
Туроператорская деятельность – деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее – туроператор);
Турагентская деятельность – деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – турагент);
Заказчик туристского продукта – турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;
Формирование туристского продукта – деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);
Продвижение туристского продукта – комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
Реализация туристского продукта – деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
Экскурсант – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;
Экскурсовод (гид) – профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
Гид-переводчик – профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;
Инструктор-проводник – профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;
Туристская путевка – документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие и назовите признаки СКС.
2. Дайте понятие правового обеспечения СКС и туризма.
3. Какова система регулирования СКС и туризма?
4. Назовите принципы и способы государственного регулирования туризма.
6. Дайте характеристику Федеральной службы по туризму РФ.
7. Укажите компетенцию Департамента международного сотрудничества и туризма Администрации Приморского края.
8. Перечислите нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность.
9. Охарактеризуйте Закон об основах туристской деятельности.
10. Какова система международных договоров в сфере туризма?
11. Назовите основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности.
- Тема 1. Понятие и источники правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
- 1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса
- 1.2. Государственное регулирование туризма и скс
- 1.3. Источники правового регулирования туризма и скс
- 1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности
- Тема 2. Лицензирование, Стандартизация, подтверждение соответствия и классификация в туризме и социально-культурном сервисе
- 2.1. Правовые основы лицензирования
- 2.2. Стандартизация в туризме
- 2.3. Подтверждение соответствия
- 2.4. Классификация объектов туристской индустрии
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Субъекты, осуществляющие туристскую деятельность
- 3.2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- 3.3. Основные организационно-правовые формы туристских организаций
- Тема 4. Правовой статус туриста
- 4.1. Права и обязанности туристов
- 4.2. Страхование туристов. Безопасность туристов
- Тема 5. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности
- 5.1. Понятие, заключение, изменение и расторжение договора
- 5.2. Договоры в сфере туристской деятельности
- Тема 6. Туристские формальности
- 6.1. Понятие и виды туристских формальностей
- 6.2. Паспортные формальности
- 6.3. Визовые формальности
- 6.4. Санитарно-эпидемиологические формальности
- 6.5. Валютные и таможенные формальности