Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах
Высший Совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры.
В связи с этим возникло много всевозможных направлений в вопросах определения содержания и методов социалистической физической культуры.
Выступавшие под знаком центризма детского физического воспитания видели развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.
Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике, они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей в практике школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.
Гигиеническое направление и его преемники исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую усталость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гимнастической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья.
Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета, действительное физическое воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены буржуазные системы упражнений и вместо них введены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.). Основным содержанием физической культуры должны стать – гимнастика, спорт, подвижные игры.
В 1927 г. была выпущена программа по физической культуре, ставшая исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, также ею предусматривалось проведение в начальной школе уроков физической культуры три раза в неделю. Схема урока состояла из 6 серий (как в уроке у Ж. Демени) для начальной школы и 8 серий для средней: 1) порядковые упражнения; 2) подготовительные упражнения; 3) метание; 4) сопротивления; 5) прыжки; 6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц; 7) ходьба; 8) заключительная часть.
Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала конкретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиенических навыков – с изучением явлений окружающей среды (производство, рынок, пекарня). Это сокращало время на физические упражнения.
В 1927 – 1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях России, а с 1930 г. оно стало обязательным предметом во всех вузах СССР. Для осуществления работы в данном направлении в вузах были созданы кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие специалисты. Студенты занимались лыжным спортом, боксом, стрелковым спортом, гимнастикой, баскетболом и волейболом. Серьезным препятствием для осуществления физического воспитания студентов являлось отсутствие материальной базы, спортивных сооружений и инвентаря.
В конце 30-х гг. физическое воспитание и спорт все прочнее занимали свое место в системе учебно-воспитательной работы средних и высших учебных заведений.
В 1939 г. были внесены изменения в школьные программы физического воспитания. Введена была начальная и допризывная военная подготовка школьников, которой предусматривались строевая подготовка, стрельба, правила противовоздушной обороны и противохимической защиты. В новых программах отводилось место внеклассным и внешкольным формам занятий гимнастикой, спортом и играми.
В стране регулярно проводились соревнования на первенство школ, районов, городов, областей, республик и Советского Союза.
Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплекса БГТО и ГТО, а также Единой Всесоюзной классификации.
- Часть 1. История физической культуры в зарубежных странах
- 1.1. Физическая культура в древнем мире
- Теории возникновения физической культуры
- Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя
- Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития
- Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии
- Развитие физической культуры в Древней Греции.
- Особенности спартанской и афинской систем
- Физического воспитания рабовладельцев
- В классический период
- Содержание греческой гимнастики и агонистики
- Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля
- Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития
- Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх
- Физическая подготовка в гладиаторских школах
- Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания
- 2. Физическая культура в средние века Особенности развития физической культуры в этот период
- Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры
- Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа
- Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества
- Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения
- 3. Физическая культура в новое время
- Развитие теоретических основ физического воспитания
- Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность г. Фита, и. Гутс-Мутса
- Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции
- Немецкая система гимнастики
- Шведская гимнастическая система
- Французская гимнастическая система
- Развитие спортивно-игровой системы в Англии и сша. Деятельность т. Арнольда
- 3.2. Физическая культура во второй период нового времени (1871- 1917 гг.) Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений
- Возникновение новых систем физического воспитания
- Развитие спортивного движения
- 4. Физическая культура в новейшее время
- Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами
- Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны
- Часть II. Физическая культура в россии
- Физические упражнения и игры в народном быту
- Военно-физическое воспитание господствующих классов
- Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма
- 6. Физическая культура в россии с XVIII в.
- И первой половине XIX века
- Влияние реформ начала XVIII века на развитие
- Физической культуры и спорта
- Введение физического воспитания в учебные заведения
- Военно-физическая подготовка в русской армии
- Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны
- Физическое воспитание в быту дворянства
- Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
- 7. Физическая культура в россии со второй половины XIX в. До начала XX в.
- Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания
- Деятельность п.Ф. Лесгафта и его система физического образования
- Физическое воспитание в учебных заведениях
- Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады
- 8. Физкультура и спорт в ссср
- 8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в ссср
- Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах
- Спортивно-массовая работа с населением
- 8.2. Физическая культура в годы великой отечественной войны
- Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны
- Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины
- Физкультурная работа в тылу страны
- Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии
- 8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы
- I и II Спартакиады народов ссср и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы
- Международные спортивные связи в послевоенный период
- 8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в ссср
- Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960 – 1990 гг.
- 9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в россии (1991- 2000 гг.)
- Участие российских спортсменов в международных соревнованиях
- Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе
- Часть 3. История современных
- Олимпийских игр
- Предыстория Олимпийского
- Движения Нового времени
- Период укрепления Олимпийского движения (1894 – 1918)
- Олимпийские символика и атрибутика
- Олимпийский словарик
- Вопросы для подготовки к экзамену по предмету