2.2. Стандартизация в туризме
Одним из важнейших элементов государственного регулирования туристской деятельности является стандартизация. Статья 5 Закона об основах туристской деятельности устанавливает, что стандартизация и классификация объектов туристской индустрии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Новая редакция Закона уточнила, что стандартизации подвергаются только объекты туристской индустрии, а не турагентская и туроператорская деятельность. Туристические услуги относятся к группе объектов технического регулирования, на которые могут устанавливаться требования, применяемые и подтверждаемые только в добровольном порядке.
Согласно Федеральному закону РФ «О техническом регулировании» стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Основными понятиями в сфере стандартизации являются:
1. Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
2. Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.
3. Идентификация продукции – установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
4. Международный стандарт – стандарт, принятый международной организацией.
5. Национальный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации.
Стандартизация осуществляется в целях:
– повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
– повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– обеспечения научно-технического прогресса;
– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
– рационального использования ресурсов;
– технической и информационной совместимости;
– сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
– взаимозаменяемости продукции.
Согласно ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания» также целью стандартизации является нормативное обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг.
Стандартизация в РФ осуществляется в соответствии с принципами добровольного применения стандартов; максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц; применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения; недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации; недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам; обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Органами, осуществляющими стандартизацию, являются Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
Согласно законодательству основные задачи стандартизации в сфере туризма заключаются в следующем:
1. Установление показателей качества туристского обслуживания, установление требований к качеству.
2. Рациональное использование туристских ресурсов.
3. Установление требований к безопасности услуг, направленных на повышение безопасности туризма.
4. Координация деятельности туристских предприятий между собой и с другими предприятиями, косвенно участвующими в процессе туристского обслуживания.
5. Установление основных понятий как в сфере стандартизации, так и в сфере туристского обслуживания.
В соответствии с уровнем, на котором осуществляется стандартизация, можно назвать следующие виды:
1. Международная – осуществляемая международными организациями.
2. Национальная – стандартизация в конкретном государстве. В свою очередь, национальную стандартизацию можно разделить на подвиды в зависимости от уровня. На каждом уровне разрабатываются и утверждаются различные документы:
– государственный стандарт – стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации (ГОСТ Р);
– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
– общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
– стандарты организаций – стандарты, разработанные организацией для внутреннего применения для совершенствования производства, обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок (СТП).
В сфере туристского обслуживания используются следующие виды стандартов:
– межгосударственные (ГОСТ);
– национальные (ГОСТ Р);
– организаций (СТП).
Межгосударственные и национальные стандарты устанавливают общие требования к туристскому обслуживанию и рекомендательные требования к видам услуг.
В настоящее время в сфере туризма применяются следующие стандарты:
1) ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги»,
2) ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание»,
3) ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения»,
4) ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»,
5) ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»,
6) ГОСТ 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»,
7) ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»,
8) ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ «Пожарная безопасность. Общие требования»,
9) ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны».
В сфере стандартизации применяются Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
- Тема 1. Понятие и источники правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
- 1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса
- 1.2. Государственное регулирование туризма и скс
- 1.3. Источники правового регулирования туризма и скс
- 1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности
- Тема 2. Лицензирование, Стандартизация, подтверждение соответствия и классификация в туризме и социально-культурном сервисе
- 2.1. Правовые основы лицензирования
- 2.2. Стандартизация в туризме
- 2.3. Подтверждение соответствия
- 2.4. Классификация объектов туристской индустрии
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Субъекты, осуществляющие туристскую деятельность
- 3.2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- 3.3. Основные организационно-правовые формы туристских организаций
- Тема 4. Правовой статус туриста
- 4.1. Права и обязанности туристов
- 4.2. Страхование туристов. Безопасность туристов
- Тема 5. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности
- 5.1. Понятие, заключение, изменение и расторжение договора
- 5.2. Договоры в сфере туристской деятельности
- Тема 6. Туристские формальности
- 6.1. Понятие и виды туристских формальностей
- 6.2. Паспортные формальности
- 6.3. Визовые формальности
- 6.4. Санитарно-эпидемиологические формальности
- 6.5. Валютные и таможенные формальности