logo search
Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

10.4.2. Дополнительная информация

Процесс обучения навыку ускоряется при разного рода допол­нительной информации об успешности выполнения упражнения—указания тренера, компьютерный анализ движения в трехмерном пространстве, просмотр кинокадров, видеофильмов, за­писей ЭМ Г и др.

Особенно ценной для обучаемого является срочная инфор­мация, поступающая непосредственно в периоде выполнения уп­ражнения или при повторных попытках (Фарфель B.C., 1960). С по­мощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться. Например, можно снижать колебания общего центра масс при выполнении сложных равновесий, визуально наблюдая их на экране монитора; контролировать по звуколидеру точность поддержания темпа и сте­пень повышения скорости движения; по изменению мелодии песни замечать ошибки в порядке сокращения мышц и т. п. Тем самым по­вышается возможность совершенствования спортивной техники.

Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных уп­ражнений используют различные тренажеры. Особенное влияние на сознательное построение моторных программ имеют тренажеры, управляющие суставными углами, так как импульсы от рецепторов суставных сумок поступают непосредственно в кору больших полу­шарий и хорошо осознаются..

Особое значение в процессе моторного научения имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). С помощью речи формируются в коре избирательные взаимосвязи, лежащие в основе моторных программ. В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «команд­ные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия. Самоприказы и вызываемые ими процессы самоор­ганизации и самомобилизации обеспечиваютусиление рабочей доми­нанты и налаживание моторных и вегетативных компонентов навыка. Этому способствуют и проприоцептивные импульсы от собственных органов речи при произнесении вслух словесных команд (например, подсчет:»Раз, два!» — облегчает регуля цию темпа движений).

Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков тактического мышления —специализированной формыумственнойдеятель-ности. Повторяя определенные тактические комбинации спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие ре­шения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).