Теории возникновения физической культуры
Вопрос о возникновении и развитии физической культуры на первом этапе человечества – один из основных в истории физической культуры. Не случайно к нему обращались многие ученые.
Существует несколько позиций при обсуждении проблемы возникновения физической культуры:
1. В конце XIX – начале XX в. немецкий философ Шиллер выдвинул теорию игры. Сторонниками его теории были философы Бюхер и Гросс (Германия), Спенсер (Англия), Летурно (Франция). Согласно этой теории, человек развивался физически и умственно благодаря труду, а трудовой процесс возник из игры. Таким образом, по мнению ученых, в жизни общества “игра старше труда”, а “труд есть дитя игры”.
2. Теория магии впервые изложена английским ученым Рейнаком. Сторонники этой теории – К. Дим и В. Кербе (ФРГ). Б.Жиллет (Франция) выдвигает, более современную теорию происхождения физической культуры – “физические упражнения и игры имеют культовое и животнообразное происхождение”.
3. Теория излишней биологической энергии выдвинута ученым Спенсером (США). Основное положение его теории в том, что физическая культура – это инстинкт, но, по мнению других ученых, если это инстинкт, то общество не несет ответственности за те пороки, которые оно порождает.
4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Согласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъективный.
К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательство) человек постоянно вынужден был развивать свои навыки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические качества (ловкость, выносливость, быстроту, силу).
К субъективному фактору относится собственно сознание человека, который придумывал упражнения для подготовки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал.
Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пытались доказать, что зачатки физического воспитания имеются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением животных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пытавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошибались, так как человек стал применять физические упражнения раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физической культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникновения физических упражнений.
Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности.
Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать физическими упражнениями, так как они применялись с целью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ.
Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь “играть в охоту”. Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой – на повышение его трудоспособности.
- Часть 1. История физической культуры в зарубежных странах
- 1.1. Физическая культура в древнем мире
- Теории возникновения физической культуры
- Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя
- Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития
- Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии
- Развитие физической культуры в Древней Греции.
- Особенности спартанской и афинской систем
- Физического воспитания рабовладельцев
- В классический период
- Содержание греческой гимнастики и агонистики
- Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля
- Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития
- Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх
- Физическая подготовка в гладиаторских школах
- Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания
- 2. Физическая культура в средние века Особенности развития физической культуры в этот период
- Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры
- Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа
- Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества
- Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения
- 3. Физическая культура в новое время
- Развитие теоретических основ физического воспитания
- Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность г. Фита, и. Гутс-Мутса
- Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции
- Немецкая система гимнастики
- Шведская гимнастическая система
- Французская гимнастическая система
- Развитие спортивно-игровой системы в Англии и сша. Деятельность т. Арнольда
- 3.2. Физическая культура во второй период нового времени (1871- 1917 гг.) Возникновение рабочего спортивно-гимнастического движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений
- Возникновение новых систем физического воспитания
- Развитие спортивного движения
- 4. Физическая культура в новейшее время
- Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами
- Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны
- Часть II. Физическая культура в россии
- Физические упражнения и игры в народном быту
- Военно-физическое воспитание господствующих классов
- Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма
- 6. Физическая культура в россии с XVIII в.
- И первой половине XIX века
- Влияние реформ начала XVIII века на развитие
- Физической культуры и спорта
- Введение физического воспитания в учебные заведения
- Военно-физическая подготовка в русской армии
- Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны
- Физическое воспитание в быту дворянства
- Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания
- 7. Физическая культура в россии со второй половины XIX в. До начала XX в.
- Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания
- Деятельность п.Ф. Лесгафта и его система физического образования
- Физическое воспитание в учебных заведениях
- Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады
- 8. Физкультура и спорт в ссср
- 8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в ссср
- Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах
- Спортивно-массовая работа с населением
- 8.2. Физическая культура в годы великой отечественной войны
- Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны
- Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины
- Физкультурная работа в тылу страны
- Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии
- 8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы
- I и II Спартакиады народов ссср и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы
- Международные спортивные связи в послевоенный период
- 8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в ссср
- Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960 – 1990 гг.
- 9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в россии (1991- 2000 гг.)
- Участие российских спортсменов в международных соревнованиях
- Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе
- Часть 3. История современных
- Олимпийских игр
- Предыстория Олимпийского
- Движения Нового времени
- Период укрепления Олимпийского движения (1894 – 1918)
- Олимпийские символика и атрибутика
- Олимпийский словарик
- Вопросы для подготовки к экзамену по предмету