30. Общая характеристика гибкости
ГИБКОСТЬ– это комплекс морфологических свойств опорно-двигательного аппарата, обуславливающих подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга.
Показателем уровня развития гибкости является максимальная амплитуда (размах) движений.
1) Различают активную и пассивную гибкость:
Под активной гибкостью понимают максимально возможную амплитуду движений, которую может проявить человек в определённом суставе без посторонней помощи, используя лишь силу собственных мышц, осуществляющих движения в этом суставе.
Показатели активной гибкости характеризуют не только степень растяжимости мышц-антагонистов, но и силу мышц-синергистов, которые перемещают соответствующие звенья тела.
Под пассивной гибкостью понимают максимально возможную амплитуду движений в определённом суставе, которую человек способен продемонстрировать с помощью внешних сил: какого-либо отягощения, снаряда, усилий партнёра, действий других звеньев собственного тела и т.п.
Показатели пассивной гибкости характеризуют степень растяжимости мышц, связок, сухожилий, которые ограничивают амплитуду движений в соответствующем суставе.
Амплитуда пассивных движений, очевидно, значительно больше, чем амплитуда активных. Резерв гибкости –это разница между пассивной и активной гибкостью. Чем больше показатель резерва гибкости, тем легче поддаётся развитию активная гибкость.
Выделяют также анатомическую подвижность, т.е. предельно возможную. Её ограничителем является строение соответствующих суставов. При выполнении обычных движений человек использует лишь небольшую часть предельно возможной подвижности. Однако при выполнении некоторых спортивных действий подвижность в суставах может достигать более 95% анатомической.
2) Различаютобщую и специальную гибкость:
общая гибкость – это подвижность во всех суставах человеческого тела, позволяющая выполнять движения с максимальной амплитудой;
специальная гибкость – это значительная или даже предельная подвижность лишь в отдельных суставах, соответствующих требованиям конкретного вида деятельности.
Для нормальной жизнедеятельности человека наиболее необходима достаточная подвижность в суставах позвоночника, плечевых и тазобедренных суставах.
Хорошо развитая гибкостьспособствует эффективному овладению рациональной техникой физических упражнений. В свою очередь, упражнения для развития гибкости способствуют укреплению суставов, повышению прочности и эластичности мышц, связок и сухожилий, совершенствованию координации работы нервно-мышечного аппарата, что в значительной степени предотвращает возникновение травм опорно-двигательного аппарата.
Недостаточный уровень развития гибкостиотрицательно влияет на эффективность овладения физическими упражнениями: удлиняется период овладения техникой упражнений, ограничивается уровень развития других физических способностей, увеличивается напряжённость мышц. Последнее приводит к падению силы и быстроты и, как следствие, к возникновению усталости. Так, одной из существенных причин травмирования опорно-двигательного аппарата является низкий уровень развития гибкости.
- 1. Определение понятия «культура»
- 2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
- 3. Виды физической культуры
- 4. Основные понятия теории физической культуры
- 5. Средства физической культуры
- 6. Классификация физических упражнений
- 7. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 8. Влияние физических упражнений на организм человека
- 9. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 10. Этапы развития теории физической культуры
- 11. Функции и принципы физической культуры как социального явления
- 1. Понятие о физических качествах
- 13. Общая характеристика силы
- 14. Режимы работы мышц
- 15. Факторы, обуславливающие проявление силы
- 16. Возрастная динамика естественного развития силы
- 17. Средства развития силы
- 1) К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:
- 2) К упражнениям с преодолением веса собственного тела относятся:
- 5) Изометрические упражнения бывают двух видов:
- 18. Общая характеристика быстроты
- 19. Факторы, обуславливающие проявление быстроты
- 20. Возрастная динамика естественного развития быстроты
- 21. Средства развития быстроты
- 22. Общая характеристика выносливости
- 23. Факторы, обуславливающие выносливость человека
- 24. Возрастная динамика естественного развития выносливости
- 25. Средства развития выносливости
- 26. Общая характеристика координации
- 27. Факторы, обуславливающие проявление координации
- 25. Возрастная динамика естественного развития координации
- 29.Средства развития координации
- 30. Общая характеристика гибкости
- 31. Факторы, обуславливающие проявление гибкости
- 32. Возрастная динамика естественного развития гибкости
- 33. Средства развития гибкости
- 34. Общая характеристика двигательного умения
- 35. Общая характеристика двигательного навыка
- 36.. Понятие об умениях высшего порядка
- 37. Взаимодействие двигательных навыков
- 38. Понятие о физической нагрузке
- 39.Понятие об отдыхе между физическими нагрузками
- 40. Определение оптимальной физической нагрузки
- 41. Структура физической подготовки
- 42. Общая физическая подготовка
- 43. Специальная физическая подготовка
- 44. Спортивная подготовка
- 45. Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 46. Виды диагностики, цель, задачи
- 47. Показатели физического развития
- 48.Оценка функциональной тренированности
- 49. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
- 50. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
- 51. Образ жизни и здоровье
- 52. Методика закаливания????
- 53. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека
- 54. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 55. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 56. Физическая культура в средних специальных и высших учебных заведениях
- 57. Роль физической культуры в жизни взрослого человека