50. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
.
В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
По утверждению профессоров В.П. Петленко и Д.Н. Давиденко (2001), на сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Кроме того, состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:
Соматическое (физическое) здоровье – текущее состояние органов и систем человеческого организма, а также уровень их структурных и функциональных резервов.
Основой соматического здоровья является биологическая программа индивидуального развития человека. Эта программа развития обусловлена базовыми потребностями, доминирующими у человека на различных этапах онтогенеза. Базовые потребности, с одной стороны, служат пусковым механизмом развития человека (формирование его соматического здоровья), а с другой – обеспечивают индивидуализацию этого процесса. Основа физического здоровья проявляется в морфологических и функциональных резервах клеток, тканей, органов и систем, обеспечивающих приспособление организма к воздействию различных факторов.
Психическое здоровье – состояние психической сферы человека.
Основу психического здоровья составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями как биологического, так и социального характера, а также возможностями их удовлетворения. Правильное формирование и удовлетворение базовых потребностей составляет основу нормального психического здоровья человека.
Сексуальное здоровье – комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека, позитивно обогащающих личность, повышающих коммуникабельность человека и его способность к любви.
Основа сексуального здоровья определяется:
- способностью к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;
- свободой от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;
- отсутствием органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека.
Основу нравственного компонента здоровья человека определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент связан с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты, прежде всего, внутренней. Нравственный компонент здоровья определяется соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам (пр., закону приоритета разума над силой: не применять силу там, где можно добиться разумом).
Отдельно могут быть выделены такие компоненты здоровья, как социальное, репродуктивное, профессиональное здоровье и т.д.
Таким образом, можно заключить, что сущность здоровья– это жизнеспособность индивида.
Уровень этой жизнеспособности, по мнению учёных, должен определяться количественно. В этом смысле особый интерес представляет количественная оценка здоровья, на которую впервые обратил внимание известный хирург академик Н.М. Амосов. Он писал: «Здоровье – это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» (Давиденко Д.Н., 2001).
Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:
Здоровье – состояние оптимальной устойчивости организма к действию патогенных факторов; физическая, психическая и социальная адаптивность к меняющимся условиям жизнедеятельности;
Предболезнь – состояние, при котором возможно развитие патологического процесса, но без изменения силы отрицательно действующего фактора вследствие снижения механизмов адаптации;
Болезнь – состояние, при котором в организме активно развиваются патологические процессы.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Определение понятия «культура»
- 2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
- 3. Виды физической культуры
- 4. Основные понятия теории физической культуры
- 5. Средства физической культуры
- 6. Классификация физических упражнений
- 7. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 8. Влияние физических упражнений на организм человека
- 9. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 10. Этапы развития теории физической культуры
- 11. Функции и принципы физической культуры как социального явления
- 1. Понятие о физических качествах
- 13. Общая характеристика силы
- 14. Режимы работы мышц
- 15. Факторы, обуславливающие проявление силы
- 16. Возрастная динамика естественного развития силы
- 17. Средства развития силы
- 1) К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:
- 2) К упражнениям с преодолением веса собственного тела относятся:
- 5) Изометрические упражнения бывают двух видов:
- 18. Общая характеристика быстроты
- 19. Факторы, обуславливающие проявление быстроты
- 20. Возрастная динамика естественного развития быстроты
- 21. Средства развития быстроты
- 22. Общая характеристика выносливости
- 23. Факторы, обуславливающие выносливость человека
- 24. Возрастная динамика естественного развития выносливости
- 25. Средства развития выносливости
- 26. Общая характеристика координации
- 27. Факторы, обуславливающие проявление координации
- 25. Возрастная динамика естественного развития координации
- 29.Средства развития координации
- 30. Общая характеристика гибкости
- 31. Факторы, обуславливающие проявление гибкости
- 32. Возрастная динамика естественного развития гибкости
- 33. Средства развития гибкости
- 34. Общая характеристика двигательного умения
- 35. Общая характеристика двигательного навыка
- 36.. Понятие об умениях высшего порядка
- 37. Взаимодействие двигательных навыков
- 38. Понятие о физической нагрузке
- 39.Понятие об отдыхе между физическими нагрузками
- 40. Определение оптимальной физической нагрузки
- 41. Структура физической подготовки
- 42. Общая физическая подготовка
- 43. Специальная физическая подготовка
- 44. Спортивная подготовка
- 45. Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 46. Виды диагностики, цель, задачи
- 47. Показатели физического развития
- 48.Оценка функциональной тренированности
- 49. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
- 50. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
- 51. Образ жизни и здоровье
- 52. Методика закаливания????
- 53. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека
- 54. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 55. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 56. Физическая культура в средних специальных и высших учебных заведениях
- 57. Роль физической культуры в жизни взрослого человека