51. Образ жизни и здоровье
ОБРАЗ ЖИЗНИ – одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представление об определённом виде (типе) жизнедеятельности человека.
Образ жизни характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения.
Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, «лицо» человека.
При анализе образа жизниобычно рассматривают различные егосоставные части:
- профессиональную;
- общественную;
- социально-культурную;
- бытовую и др.
В качестве основных видоввыделяют:
- социальную активность;
- бытовую активность;
- физическую активность.
Образ жизни человека включает три категории:
Уровень жизни – степень удовлетворённости материальных, культурных, духовных потребностей (в большей степени касается экономической категории);
Качество жизни – характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория);
Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определённый стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).
Оценивая роль каждой из категорий образа жизни в формировании здоровья, следует отметить, что при равных возможностях первых двух (уровня и качества), носящих в большей степени общественный характер, здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями, а также личностными наклонностями.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.
Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно этим положениям, образ жизни человека представляет собой выбор способа жизни, сделанный самим человеком.
Здоровый образ жизни характеризуетсястремлением к:
- физическому совершенству;
- достижению душевной, психической гармонии;
- обеспечению полноценного, рационального питания;
- исключению из жизни саморазрушающего поведения (пр., отказ от вредных привычек);
- поддержанию оптимального двигательного режима;
- соблюдению правил личной гигиены;
- закаливанию и очищению организма.
К основным принципам здорового образа жизниотносятся следующие:
- к социальным: образ жизни должен быть эстетичным, нравственным, волевым;
- к биологическим: образ жизни должен быть возрастным, энергетически обеспеченным, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Определение понятия «культура»
- 2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
- 3. Виды физической культуры
- 4. Основные понятия теории физической культуры
- 5. Средства физической культуры
- 6. Классификация физических упражнений
- 7. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 8. Влияние физических упражнений на организм человека
- 9. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 10. Этапы развития теории физической культуры
- 11. Функции и принципы физической культуры как социального явления
- 1. Понятие о физических качествах
- 13. Общая характеристика силы
- 14. Режимы работы мышц
- 15. Факторы, обуславливающие проявление силы
- 16. Возрастная динамика естественного развития силы
- 17. Средства развития силы
- 1) К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:
- 2) К упражнениям с преодолением веса собственного тела относятся:
- 5) Изометрические упражнения бывают двух видов:
- 18. Общая характеристика быстроты
- 19. Факторы, обуславливающие проявление быстроты
- 20. Возрастная динамика естественного развития быстроты
- 21. Средства развития быстроты
- 22. Общая характеристика выносливости
- 23. Факторы, обуславливающие выносливость человека
- 24. Возрастная динамика естественного развития выносливости
- 25. Средства развития выносливости
- 26. Общая характеристика координации
- 27. Факторы, обуславливающие проявление координации
- 25. Возрастная динамика естественного развития координации
- 29.Средства развития координации
- 30. Общая характеристика гибкости
- 31. Факторы, обуславливающие проявление гибкости
- 32. Возрастная динамика естественного развития гибкости
- 33. Средства развития гибкости
- 34. Общая характеристика двигательного умения
- 35. Общая характеристика двигательного навыка
- 36.. Понятие об умениях высшего порядка
- 37. Взаимодействие двигательных навыков
- 38. Понятие о физической нагрузке
- 39.Понятие об отдыхе между физическими нагрузками
- 40. Определение оптимальной физической нагрузки
- 41. Структура физической подготовки
- 42. Общая физическая подготовка
- 43. Специальная физическая подготовка
- 44. Спортивная подготовка
- 45. Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 46. Виды диагностики, цель, задачи
- 47. Показатели физического развития
- 48.Оценка функциональной тренированности
- 49. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
- 50. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
- 51. Образ жизни и здоровье
- 52. Методика закаливания????
- 53. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека
- 54. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 55. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 56. Физическая культура в средних специальных и высших учебных заведениях
- 57. Роль физической культуры в жизни взрослого человека