53. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека
Согласно возрастной классификации у взрослых людей выделяют четыре периода: зрелый возраст (делится на два периода), пожилой возраст, старший возраст, долгожители.
I– первый период зрелости: 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины;
второй период зрелости: 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины;
II– пожилой возраст: 61-74 лет мужчины, 56-74 лет женщины;
III– старший возраст: 75-90 лет;
IV– долгожители: старше 90 лет.
Каждый возрастной период характеризуется отдельными изменениями в организме.
В 18-20 летв основном заканчивается биологическое формирование организма, окостенение скелета, замедляется (а порой заканчивается) рост тела в длину, увеличивается вес тела за счёт мышечной массы, создаются благоприятные возможности для развития силы и выносливости. В социальном плане этот период характерен тем, что люди вступают в самостоятельную жизнь, приобретают профессии, начинают работать и служить в армии, складывается их семейная жизнь, изменяется быт и т.д.
В последующий период происходит стабилизация функциональных возможностей организма, а после 30-35 летпостепенно проявляются процессы их угасания (инволюция). Так, первому периоду зрелого возраста присущи наивысшие значения физической подготовленности и функциональной тренированности, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости. Однако, уже начиная с 30-ти лет, происходит снижение функциональной тренированности по ряду показателей. В частности, в 30-39 лет функциональная тренированность в среднем составляет 85-90% от уровня 20-29-летних, в 40-49 лет – 75-80%, в 50-59 лет – 65-70%, в 60-69 лет – 55-60%.
В пожилом возрастенаблюдаются значительные изменения в функционированиинервной системы: нарушается баланс процессов торможения и возбуждения, а также их интенсивность, что выражается в затруднении формирования новых двигательных навыков, ухудшении точности движений.
В сердечно-сосудистой системеотмечается ослабление сократительной функции миокарда, снижение эластичности кровеносных сосудов, ухудшение снабжения кровью сердца и других органов, появление признаков возрастной гипертонии.
В дыхательной системепроисходит ухудшение эластичности лёгочной ткани, ослабление дыхательных мышц, ограничение подвижности грудной клетки, уменьшение лёгочной вентиляции.
В опорно-двигательном аппаратеизменения касаются мышц и связок, которые теряют свою эластичность. По этой причине при неправильном использовании упражнений могут происходить разрывы мышечных волокон и связок. Появляется атрофия мышц, они становятся дряблыми, уменьшаются в объёме. В суставном аппарате отмечаются значительные нарушения: суживаются суставные полости, разрыхляется костная ткань. Кости конечностей становятся непрочными, ломкими, появляются деформации позвоночника и конечностей.
По мере старения изменяется обмен веществ, который становится менее интенсивным в связи с замедлением окислительных процессов. Ослабевают функции кишечника, нарушается пищеварение. Снижается сопротивляемость организма, ухудшается адаптация к нагрузкам, увеличиваются периоды врабатывания и
Выносливостьначинает постепенно снижаться в 30-50 лет, после 50-ти лет отмечается её резкий спад.
Быстротаначинает снижаться в период 22-50-ти лет.
Координация– в 30-50 лет.
Гибкостьидёт на спад у мужчин после 20-ти лет, у женщин – после 25-ти лет.
Причины ухудшения физических возможностей обусловлены внешними и внутренними факторами.
Снижение функциональной тренированности обусловлено:
- ограничением двигательной активности функций отдельных систем организма;
- нарушением регуляции функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ;
- снижением аэробной и анаэробной производительности;
- замедлением восстановительных процессов;
- нарушением экономичности работы организма в целом.
Снижение физической подготовленности обусловлено:
- силы: по причине уменьшения мышечной массы, а также содержания воды, кальция, калия в мышечной ткани, что приводит к потере эластичности мышц;
- выносливости: по причине нарушений функций кислородтранспортной системы;
- быстроты: по причине снижения мышечной силы, функций энергообеспечивающих систем, нарушения координации в ЦНС;
- координации: по причине ухудшения подвижности нервных процессов;
- гибкости: по причине негативных изменений в опорно-двигательном аппарате.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Определение понятия «культура»
- 2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
- 3. Виды физической культуры
- 4. Основные понятия теории физической культуры
- 5. Средства физической культуры
- 6. Классификация физических упражнений
- 7. Естественные силы природы и гигиенические факторы
- 8. Влияние физических упражнений на организм человека
- 9. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
- 10. Этапы развития теории физической культуры
- 11. Функции и принципы физической культуры как социального явления
- 1. Понятие о физических качествах
- 13. Общая характеристика силы
- 14. Режимы работы мышц
- 15. Факторы, обуславливающие проявление силы
- 16. Возрастная динамика естественного развития силы
- 17. Средства развития силы
- 1) К упражнениям с внешним сопротивлением относятся:
- 2) К упражнениям с преодолением веса собственного тела относятся:
- 5) Изометрические упражнения бывают двух видов:
- 18. Общая характеристика быстроты
- 19. Факторы, обуславливающие проявление быстроты
- 20. Возрастная динамика естественного развития быстроты
- 21. Средства развития быстроты
- 22. Общая характеристика выносливости
- 23. Факторы, обуславливающие выносливость человека
- 24. Возрастная динамика естественного развития выносливости
- 25. Средства развития выносливости
- 26. Общая характеристика координации
- 27. Факторы, обуславливающие проявление координации
- 25. Возрастная динамика естественного развития координации
- 29.Средства развития координации
- 30. Общая характеристика гибкости
- 31. Факторы, обуславливающие проявление гибкости
- 32. Возрастная динамика естественного развития гибкости
- 33. Средства развития гибкости
- 34. Общая характеристика двигательного умения
- 35. Общая характеристика двигательного навыка
- 36.. Понятие об умениях высшего порядка
- 37. Взаимодействие двигательных навыков
- 38. Понятие о физической нагрузке
- 39.Понятие об отдыхе между физическими нагрузками
- 40. Определение оптимальной физической нагрузки
- 41. Структура физической подготовки
- 42. Общая физическая подготовка
- 43. Специальная физическая подготовка
- 44. Спортивная подготовка
- 45. Профессионально-прикладная физическая подготовка
- 46. Виды диагностики, цель, задачи
- 47. Показатели физического развития
- 48.Оценка функциональной тренированности
- 49. Общая характеристика валеологии как научной и учебной дисциплины
- 50. Здоровье: сущность понятия и его компоненты
- 51. Образ жизни и здоровье
- 52. Методика закаливания????
- 53. Возрастные особенности различных периодов жизни взрослого человека
- 54. Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста
- 55. Физическая культура в системе воспитания детей школьного возраста
- 56. Физическая культура в средних специальных и высших учебных заведениях
- 57. Роль физической культуры в жизни взрослого человека