Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
Искусство Беларуси XVIII века век был непростым периодом в истории Беларуси. Он начался Северной войной (1700-1721гг.), принесшей на белорусские земли новые разрушения и смерть. Лишь в конце 20-х гг. страна постепенно возвращается к экономической и культурной жизни: отстраиваются города, восстанавливаются разрушенные храмы, дворцы, усадьбы. В архитектуре от начала века и вплоть до 80-х гг. безраздельно царит барокко, лучшие образцы которого представляют храмовые здания. Их строительство велось быстрыми темпами и в больших объемах: это объясняется как необходимостью восстановления разрушенного во время войны, так и новыми художественными вкусами. Известно, что во второй трети XVIII в. Каждая вторая парафия получила новый костел, каждый третий из которых был каменным. Белорусская культура XVIII века неровная и неодинаковая в своем развитии. Это особенно прослеживается в художественных стилях. До середины XVIII века главную роль играло барокко. С 1730-1750-ых годов в художественную жизнь активно входит рококо, а с конца XVIII века и классицызм. Художественная жизнь на территории Белоруссии XVIII века концентрировалась в основном в крупных промышленных и политических центрах, таких как Гродно, Вильнюс, Полоцк, Минск. Гершка Ляйбовіч (1700-1770), гравёр. Працаваў у Нясвіжы. Удзельнічаў у стварэнні (не пазней 1757) альбома гравюр на медзі “Выявы сям’і Радзівілаў...”, выдадзенага ў Нясвіжы. Ляйбовіч, які лічыцца аўтарам яшчэ 87 партрэтаў, створаных на аснове іншых жывапісных арыгіналаў, працаваў у нясвіжскай друкарні Радзівілаў, дзе гравіраваў загаловачныя лісты кніг, карты, экслібрысы.
Г. Ляйбовіч. Заснавальнік знакамітага роду - Войцундус I Хрысціян, празваны Радзівілам. Гравюра на медзі, 50-я гады XVIII стагоддзя.
Слуцкий пояс (белор. Слуцкі паяс) — элемент богатого мужского костюма польской и литвинской (белорусской) шляхты. Считался признаком благородного происхождения и его наличие указывало на благосостояние владельца. Наименование происходит от названия города Слуцк в Белоруссии.
Слуцкие пояса ткались из тонких шёлковых, золотых и серебряных нитей. Длина пояса достигала от 2 до 4,5 метра, а ширина от 30 до 50 см. Пояса украшались по краям — узорной каймой, а концы — пышным, главным образом растительным орнаментом, в котором народные узоры сочетались с восточными мотивами. У слуцкого пояса не было изнанки, все стороны являлись лицевыми. Пояса изготавливались односторонними (с обратной стороной), двухсторонние (обе стороны лицевые или одна двусторонняя с одной изнаночной). Наиболее ценимыми считались четырёхсторонние слуцкие пояса — каждая сторона пояса была разделена на две части с разными цветами, пояс складывался вдвое. Середник пояса имел орнамент с поперечными гладкими или узорными полосами, реже узор был сетчатым, в горошек и пр. Концы пояса имели сложный орнамент, чаще с двумя мотивами: чаще всего — овал, окруженный листьями со стеблями и цветами. В углу пояса с обеих сторон ткалась метка на старославянском и латинском языках (Слуцк, В городе Слуцке, Сделано в Слуцке). Концы пояса иногда обшивались бахромой. Слуцкие пояса повязывались сверху кунтуша — мужской верхней одежды, к поясу крепилось оружие.
Слуцкие пояса производились также в Несвиже, Варшаве, Кракове и других городах Великого княжества Литовского и Речи ПосполитойВ Москве существовало около 20 шёлкоткаческих производств.
Слуцкая мануфактура существовала до 1848 года. После третьего раздела Речи Посполитой и восстания 1831 года на территориях вошедших в состав Российской империи было запрещено носить слуцкие пояса, меняются тенденции моды. Под влиянием этих факторов изменяется характер производства — начинается выпуск тканей для церковных нужд.
Во второй половине XIX — начале XX века слуцкие пояса становятся предметом коллекционирования. Их собирают музеи и частные лица. Пояса стали изучаться как изделия художественного ткачества.
Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.
Белорусское искусство (живопись и графика) XIX – начала ХХ вв.: Ф. Смуглевич, Я. Рустем, И. Олешкевич, В. Ванькович, Ю. Пешка, И. Хруцкий, К. Русецкий, А. Ромер, Ю. Пэн, Я. Дамель, Я. Суходольский, К. Архимович, К. Русецкий, Ф. Рущиц, Б. Белыницкий-Бируля, Н. Орда.
Беларусь в рисунках Наполеона Орды.
НАПОЛЕОН ОРДА (1807-1883) – композитор, пианист, педагог, писатель, художник, деятельность которого связана с Беларусью и Польшей. Родился в д. Варацевичи, Пинского уезда, Минской губернии в семье инженера-фортификата. Закончил Свислочскую гимназию и поступил в Виленский университет, из которого исключен за участие в тайном студенческом товариществе «Заряне». Участник восстания 1830-1831 гг.Часто путешествовал по Беларуси и Литве. Как результат этих путешествий известен своими зарисовками архитектурных памятников и мест, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Польши, Литвы. Эти рисунки он делал карандашом, акварелью, сепией. Его пейзажи отличаются поэтичностью и романтической возвышенностью. Архитектурные зарисовки отмечаются строгой документальностью, поэтому имеют большую ценность для истории архитектуры. Только на Беларуси им сделано больше чем 200 таких рисунков. В этой серии рисунки белорусских городов Гродно (более чем 20), Витебска, Полоцка, Минска, Могилева, Новогрудка, Пинска, Несвижа, Каменца, Сенно, Чашников, Гомеля, Свислочи, Друи, Освеи, Пружан и др.
Три года спустя его смерти в 1886 году племянница передала в народный музей в Краков весь сбор архитектурных пейзажей 977 рисунков. Наполеон был щедрым человеком и многие рисунки сам раздавал друзьям и знакомым.В 1977 г Краковскй музей издал фундаментальную работу,около 1000 репродукций каталог рисунков архитектурных «Рисунки Наполеона Орды».Было издано 8 альбомов тиражом 1000 экземпляров.Каждый уважающий себя польский интеллигент имел в своей коллекции такой альбом.Альбомы были малинового и салатового цвета.Основной отличительный символ рисунков-это дорога,на обратной стороне каждого рисунка был комментарий и описание.Историческую ценность имеют зарисовки памятников, которые не сохранились до наших дней или частично разрушены или перестроены: замки в Креве, Гольшанах,Мире и др. Среди его зарисовок памятники культовой архитектуры: Борисоглебская церковь, Софийский собор и Спасо-_Ефросиньевская церковь, монастыри в Жировичах. В 1997 в городе Иваново открыт памятник Наполеону Орде.В 2001 году создан и выпущен альбом литографий (260 графических рисунков в 8 сериях) «Беларусь в рисунках Наполеона Орды». Большое количество рисунков Н. Орды сохраняется в Национальном музее в Кракове. Напалеон Орда на шматлікіх сваіх малюнках адлюстраваў непаўторную жывапісную панараму Беларусі з яе прыгожымі архітэктурна-ландшафтнымі краявідамі, творамі дойлідства — гарадской, местачковай і вясковай забудовай, храмамі і палацамі. Мастацкая спадчына Орды уяўляе сабой абагульнены вобраз Радзімы, ілюстраваную энцыклапедыю матэрыяльнай культуры.
Нарадзіўся Напалеон Орда 11 лютага 1807 г. у радавым маёнтку Варацэвічы Пінскага павета Мінскай губерні . Вучыўся у Віленскім універсітэце.
Вызначыўся Орда і ў галіне літаратурнай дзейнасці: пісаў артыкулы пра выдатных людзей і цікавыя мясціны, у 1856 г. выдаў польска-французскі падручнік.
У Парыжы Орда атрымоўвае мастацкую адукацыю ў студыі вядомага майстра архітэктурнага пейзажа П'ера Жэрара, які і вызначыў яго мастацкі жанр. Сферай яго мастацкай зацікаўленасці становіцца археалогія і архітэктура. свае малюнкі суправаджае гістарычнай анатацыяй, імкнецца зафіксаваць уладальнікаў сядзіб і палацаў, прыналежнасць культавых будынкаў адпаведнай канфесіі, гады будаўніцтва, фундацыі і інш. У яго творах яскрава прасочваецца жаданне данесці свае знаходкі і ўражанні ад вандраванняў да гледача.
Для сваёй творчасці Н. Орда выбраў тэхніку алоўкавага малюнка, падмаляванага акварэллю, гуашшу ці сепіяй, якой дасканала валодаў.
Серыя малюнкаў Н. Орды з'яўляецца абагульненай ілюстрацыяй беларускай вёскі сярэдзіны XIX ст.
Але найбольш шырока ў творчасці мастака прадстаўлена гарадская архітэктура (больш за 30 малюнкаў). Па шэрагу гарадоў створана шырокая панарама шматстылёвай мураванай забудовы XIX ст. У гэтай серыі малюнкі гарадоў Гродна, Віцебска, Мінска, Магілёва, Полацка, Пінска, Навагрудка, Нясвіжа, Турава, Свіслачы і інш. На малюнках Орда амаль ніколі не абагульняў гарадскую забудову — кожны будынак надзелены вызначанай індывідуальнай характарыстыкай, вулічныя панарамы пададзены з вострых ракурсаў з вылучэннем архітэктурных дамінант.
3 асаблівым замілаваннем перад сівой мінуўшчынай Орда замалёўвае старажытныя замкі, многія з якіх ужо ў той час ляжалі ў руінах мастак адлюстроўвае Стары і Новы замкі ў Гродна, замкавую рэзідэнцыю Ільінічаў у Міры. На малюнках Орды мы бачым старажытныя беларускія замкі ў Крэве, Геранёнах, Лідзе, Навагрудку, Караліне пад Пінскам і іншыя.
Большасць малюнкаў Орды (977 планшэтаў) знаходзіцца ў Народным музеі ў Кракаве,.
БЕЛАРУСКІЯ ВАНДРОЎКІ ЮЗАФА ПЕШКІ
Юзаф Пешка ў нас не вядомы не толькі аматарам мастацтва, але і спецыялістам-мастацтвазнаўцам, хоць ён пражыў у Краі каля 20 гадоў. На Беларусі сёння зберагаецца адзіны ягоны твор, а такая малая спадчына, вядома ж, не спрыяе вывучэнню творчасці мастака. Але і ў Польшчы, на радзіме творцы, няма аб ім ані кніг, ані альбомаў,. Для беларусаў творчасць Пешкі — польскага мастака-вандроўніка — асабліва вартая ўвагі: ён стаў адным з першых партрэтыстаў і хранікёрам своеасаблівага ладу жыцця беларускіх мястэчкаў і гарадоў канца ХVІІІ — пачатку ХІХ стагоддзя.
Юзаф Пешка нарадзіўся ў 1767 г. у Кракаве. Жыццё і творчы лёс Юзафа Пешкі ўкладваецца ў тры перыяды: варшаўскі (1786—1793), «вандроўны» (1793—1813) і кракаўскі (1813—1831).
Партрэты дзеячаў польскага асветніцтва пачатку 1790-х — А.Чартарыйскага, С.Малахоўскага, М.Сабалеўскага і іншых — былі напісаны ў «касмапалітычнай» гладкай манеры модных на той час пры двары аматара мастацтваў Станіслава Аўгуста заходніх майстроў — Бачарэлі і Крафта. Падчас напісання гэтых партрэтаў малады мастак часта сустракаўся з апошнім польскім каралём, што, аднак, ніяк не адбілася на ягоным лёсе.
У кабінеце гравюраў «Ossolenium» у Вроцлаве захоўваецца ягоная невялікая акварэль «Выгляд Гародні з боку Каложы» (1809), На пачатку ХІХ ст. мастак зноў жыве і працуе ў Вільні: піша партрэт-алегорыю «Тры музы» (жанчыны з сям’і мастака, партрэт сямейства Борхаў (1806—1807),
Алегарычныя працы не вельмі даваліся партрэтысту Пешку: складаная заблытаная кампазіцыя з пляскатымі постацямі фігур з цяжкасцю перадае сэнс алегорыі і патрабуе расшыфроўкі.
Язэп Нарцызавіч Драздовіч (1888-1954) – выдатны беларускі мастак, педагог, археолаг., ён стварыў малюнкі старадаўніх замкаў і іншых архітэктурных пабудоў Беларусі. Першым у беларускім мастацтве Язэп Драздовіч пачаў касмічную тэму – карціны “Космас”, серыі “Жыццё на Марсе”, “Жыццё на Сатурне”, “Жыццё на Месяцы”. Мастак таксама аднавіў стварэнне насценных маляваных дываноў, якія сталі ўнікальнай з’явай у мастацтве славянскага свету і Еўропы ўвогуле.
Беларускім “Леанарда да Вінчы” назваў Драздовіча яго сябра – вядомы мастак Пётр Сергіевіч. Ён з’яўляецца аўтарам карцін “Усяслаў Полацкі”, “Каліноўскі сярод паўстанцаў” і інш.
Творчасць Язэпа Драздовіча мае адметны характар: яна ўнікальная і традыцыйная, наіўная і мудрая, рэалістычная і сімвалічная. Ён працаваў у многіх відах выяўленчага мастацтва: кніжнайі станкавай графіцы, жывапісу, скульптуры.
У канцы 1920-х гадоў, падчас вандровак па Заходняй Беларусі, мастак стварае ўнікальныя графічныя альбомы — сотні малюнкаў, прысвечаныя помнікам старажытнага дойлідства Наваградка, Вільні, Крэва, Глыбокага і іншых месцаў. Яго замалёўкі гарадзішчаў, курганаў, замкаў і храмаў, гумнаў і хат і на сёння з'яўляюцца гістарычнай крыніцай для даследчыкаў і этнографаў.
Наполеон Орда – известный художник и музыкант, композитор и педагог, публицист и ученый родился в имени Красный Двор возле Вороцевичей. Много, сто изобразил мастер теперь утрачено, и его рисунки стали бесценным историческими документами.
Белорусское искусство (живопись и графика) ХХ – XIX вв.: Я. Кругер, М. Шагал, М. Манасзон, И. Охремчик, Я. Дроздович, М. Севрук, Я. Зайцев, В. Волков, Я. Тихонович, В. Цвирко, Л. Щемелёв, М. Савицкий, Г. Ващенко, М. Данциг, М. Селещук, А. Кошкуревич, Г. Поплавский, В. Шарамбович.
Понятие графитти ,графитти на современном этапе
Древние надписи, процарапанные остриями на стенах зданий, на бытовых предметах – графитти ( надписи на стенах Киевской Софии, Полоцкой Софии, Спасской церкви в Полоцке). К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.
В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи .Появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. граффити наносились уличными группировками, для того чтобы пометить «свою» территорию. К концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые теги, исполненные райтерами ,их часто называют одними из основателей современного граффити.Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей, а центр граффити-движения переместился из Филадельфии, в Нью-Йорк.В это же время граффити стало чаще появляться в метро, чем на городских улицах. железнодорожные депо, где они имели возможность исполнить большие сложные работы с меньшим риском. К 1971 году манера исполнения тегов меняется, они становятся более изощренными и сложными. Это связано с огромным количеством граффити-художников, каждый из которых старался обратить на себя внимание. Соперничество райтеров стимулировало появление новых стилей в граффити. Художники усложняли сам рисунок, стремясь сделать его оригинальным, но кроме этого они стали заметно увеличивать размеры букв, толщину линий и использовать контур для букв. В 1972 году Хуго Мартинес основал организацию «Объединение Граффити Художников», в которой состояло множество лучших граффитчиков того времени. Организация стремилась к тому, чтобы представить широкой публике произведения граффити в рамках арт-галереи.
- Краеведение как вид деятельности и учебная дисциплина. Виды и формы краеведения. Объекты исследования.
- 3 Туристические зоны Беларуси. Их ресурсы, специализация и основные направления развития.
- Приобретение и передача знаний о своих родных местах.
- Собирательская и коллекция деятельность Радзивиллов, Сапегов, Хрептовичей, Огинских, Тызенгаузов и других представителей аристократии вкл.
- Краеведческая работа в советское время. Краеведение и политика белорусизации. Краеведческая работа в Западной Беларуси в 1920-30-е гг.
- Краеведение в суверенной Республике Беларусь. Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческие издания. Туризм и краеведение.
- Природно-географическое краеведение. Его виды, значение и объекты исследования.
- Районирование Беларуси. Рельеф и природные районы.
- Краеведческое изучение геологического строения и полезных ископаемых. Исследование почв края.
- Изучение гидрологических условий края. Реки и озёра Беларуси – важнейшие туристические ресурсы.
- Растительный и животный мир края – важный ресурс для развития экологического туризма.
- Садово-парковое искусство на белорусских землях. История и достижения. Памятники садово-паркового искусства – популярные объекты туристического интереса.
- Экономичное краеведение, его задачи, объекты исследования, сфера применения.
- Население края как объект краеведения. Этническая история белорусских земель. Важность изучения демографической ситуации в регионах и стране.
- Населенные пункты как объекты краеведческого исследования. Исторические типы поселений на белорусских землях. Особенности краеведческого изучения городов и сельских населённых пунктов.
- Промышленные и сельскохозяйственные объекты, отрасли народного хозяйства как предмет краеведческого исследования.
- Современное социально-экономичное развитие Беларуси.
- Историческое краеведение, его сущность, основные направления и значение.
- Изучение, охрана и использование памятников истории и культуры. Наиболее популярные памятники истории и культуры Беларуси.
- Этнографическое наследие Беларуси как предмет краеведческого исследования.
- Белорусская традиционная кухня. Основные продукты. Хлеб и хлебные изделия. Первые и вторые блюда.
- Верования народов Беларуси. Белорусская мифология.(добавить про богов из цубы)
- Фольклор как средство сохранения воспитания национального самосознания белорусов. Белорусские сказки, легенды, загадки и присказки, песни. Белорусская батлейка. Народные обряды.
- Музыкальная культура белорусов. Народные инструменты, песни и танцы.
- Основные концепции происхождения белорусов и названия Беларусь. Этническая история населения белорусских земель. Межэтнические отношения на современном этапе. (посмотри цубу)
- Хозяйство и материальная культура белорусов. Земледелие, орудия труда, промыслы и ремёсла.
- Белорусское народное жилье и его эволюция
- Использование в краеведении вспомогательных и смежных наук: палеографии, топонимики, антропологии, геральдики, сфрагистики, нумизматики.
- Роль картографического изучения в краеведческой сфере. Карты вкл – источник краеведческих знаний. Картограф т. Маковский и его наследие.
- Произведения искусства как объект краеведческих исследований. Иконопись. Живопись и графика. Скульптура. Художественное литьё. Архитектура. Искусство книги. Театральная и музыкальная культура.
- Литературное краеведение. Популярные литературные места Беларуси.
- Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
- Памятники скульптуры – экскурсионные объекты. Их изучение и показ.
- Архитектурные памятники. Их краеведческое изучение и использование.
- Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.
- Архитектура и градостроительство Беларуси в эпоху классицизма, эклектики и модерна
- Архитектура Беларуси в хх столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
- Основные стили и направления европейской архитектуры. Романский, готический стили, ренессанс, барокко, рококо, классицизм (ампир), архитектурная эклектика, модерн, конструктивизм и др.
- Краеведческие музеи и их исследовательская деятельность. Роль музеев в популяризации краеведческих знаний.
- Источники и работа с ними во время краеведческого исследования края. Книга «Память» и другие энциклопедические издания в помощь краеведу.
- Краеведческое изучение Полесья. Источники, достижения, краеведческие маршруты Полесья.