logo
ответы на вопросы

Собирательская и коллекция деятельность Радзивиллов, Сапегов, Хрептовичей, Огинских, Тызенгаузов и других представителей аристократии вкл.

Нясв.Радзів., у Шчорсах Храпт., у Дзярэчыне і Ружанах Сапег., у Слоніме Агінскіх.

У XVI-XVIII ст. амаль у кожным вялікім маёнтку польскіх і літоўскіх феадалаў меліся архівы, музеі, бібліятэкі. У Нясвіжы пры рэзідэнцыі Радзівілаў у XVI ст. быў створаны дзяржаўны архіў, дзе захоўваліся дакументы Вялікага княства Літоўскага і Рэчы Паспалітай. Былі тут таксама бібліятэка старых кніг, галерэя мастацкіх палотнаў і скульптур, унікальны нумезматычны кабінет, калекцыі зброі, слуцкіх паясоў, тканін, габеленаў, гадзінікаў, парцаляну, каштоўных камянёў. У маёнтку Шчорсы ў канцлера Вялікага княства Літоўскага Яўхіма Храптовіча мелася вялікая бібліятэка (6 тысяч тамоў і мноства рукапісаў) і рэдкая ў той час археалагічная калекцыя. У канцы XVIII ст. у Паставах, у рэзідэнцыі Канстанціна Тызенгаўза, ў спецыяльна абсталяваным салоне была адчынена мастацкая галерэя, у якой налічвалася 60 палотнаў італьянскіх, нямецкіх, галандскіх, французскіх і мясцовых мастакоў. Багатыя экспанаты, у тым ліку археалагічная калекцыя, захоўвалася ў музеі Полацкай іезуітскай калегіі, зборнікі кніг і рукапісаў- у бібліятэках Супральскага і Жыровіцкага кляштараў.

Несвижский архив рода Радзивиллов.Во всех владениях Радзивиллов имелись свои архивы, но основным местом хранения документов рода являлся Несвижский архив. Он был со­здан в 1551 г. В Несвижском архиве хранились жалованные грамоты великих князей Великого Княжества Литовского и привилеи королей Польши Радзивиллам на имения, статуты и привилеи частновладельческих городов, имущественно-хозяйственные и финансовые документы , имений и фольварков Несвиж­ской. Клецкой, Мирской и Давид-Городокской ординаций, Койдановского и Слуцкого княжеств. Среди документов архива — переписка князей Радзивиллов по служебным, военным и личным вопросам; биографические документы (родословные книги, генеалогические таблицы, брачные кон­тракты, дарственные, завещания и др.).

Кроме документов, относящихся не­посредственно к роду Радзивиллов, в Несвижском архиве хранились также материалы родственных Радзивиллам родов — Завишей, Флемингов, Вит­генштейнов.

Несвижский архив состоял из двух частей: Витгенштейнов и Радзивил­лов. Витгенштейновская часть состояла. из 334 360 до­кументов. Радзивилловская, заключа­ла в себе пять отделов:

Письма— 217 800 шт;

Семейные (фамильные) акты — 14 800 документов;

Пергаменты — 1 246 шт.;

Историко-политические сборники и сеймовые диариуши (дневники) — 15000шт;

Смесь — 6 600 документов.

Всего: 589 206 документов.

.После октябрьской революции 1917 1. князья Радзивиллы вывезли часть документов Несвижского архива в Варшаву.Осенью 1939 г. после воссоединения Западной Беларуси в едином государстве, Несвижский архив был перевезен в Минск и передан АН Беларуси. Однако не все материалы Несвижского архива хранились в Несвижском замке. Основная часть архива (20 разделов из 30) осталась в Варшаве. В связи с этим Президент АН Беларуси весной 1940 г. с просьбой о принятии мер для возвращения материалов Несвижского ар­хива из Варшавы.Начало Великой Отечественной войны и оккупация Минска не позволили решить вопрос о возвращении архива князей Радзивиллов из Варшавы, а также своевременно эвакуировать привезенные материалы Несвижского архива и они остались в Минске., документы Несвижского архива Радзивиллов находились в здании АН Бе­ларуси без надзора, «документы потерпели ущерб и от разных посторон­них лиц, искавших почтовых марок, бумагу для сигарет и даже бумагу для растопки печей».Отступая, гитлеровцы вывезли документальные материалы Несвиж­ского архива Радзивиллов. После окончания войны часть их была возвра­щена в Минск. Так единый некогда архивный комплекс оказался разде­ленным.В настоящее время материалы Несвижского архива Радзивиллов нахо­дятся, кроме Национального исторического архива Беларуси, в ЦГИА Ук­раины (Киев), Государственном историческом архиве Литвы (Вильнюс), Главном архиве древних актов (Варшава), а также в архивах других стран.

Услед за Радзівіламі i амаль адначасова з iмi вялі зборы рэдкіх прадметаў музейнага значэння роды Сапегаў, Храптовічаў, Тызенгаўзаў, якія таксама стваралі свае калекцыі, найперш карцінныя галерэі.

Род Хрептовичей-родовая усадьба в Щерсах(самое большое имение).Род магнатов Хрептовичей упоминался с 15 в. основоположником был граф Иохим Литавор Хрептович(1729-1812).Он получил отличное образование и был последним канцлером ВКЛ.Граф открыл школу,построил Униацкую церковь ,большое помещение под рукописные архивные материалы и библиотеку(10 000 томов) видный политический деятель своего времени, Иоахим Хрептович много поездил по свету. И отовсюду -- из Франции, Германии, Голландии, Польши, Литвы, Италии -- привозил книги, рукописи, документы, гравюры. Ибо всю свою жизнь посвятил высочайшей цели -- собрать невиданную по тем временам библиотеку.

В собрании библитеки можно выделить 2 направления литературы:

1)Польская(сборники хроник польских летописей, исторические,филисофские произведения польских авторов -18в. первые польские книги светского характера 16-17 в.)

2)Западно- европейская (произведения античных авторов, древнегреческих историков,философов, инкунабулы-книги изданные до 1500 г. почти как рукописные)Почти на всех книгах были фамильные экслибрисы рода Хрептовичей.После смерти Иохима Литавора собрание перешло к его сыну Адаму.

Адам Хрептович (1769-1844) – просветитель, меценат искусства и науки, почетный член Виленского университета, участник восстания Т. Костюшки 1794 г.В войну 1812 указом Наполеона был назначен членом администрации Виленского департамента.В поместье Щорсах , была основана еще при отце библиотека, которую сын продолжил собирать и довел ее книгосбор до 20 тысяч томов.Затем и род прерывается и собрание с имением переходит к сыну сестры Михаилу Хрептовичу-Бутеневу русскому дипомату.Посетил библиотеку А.Мицкевич именно здесь он написал свою поэму «Гражина».Последний владелец Константин Хрептович- Бутенев опасаясь за собрание передал коллекцию в 1913 г. на временное хранение в библиотеку Киевскому университету. Основная часть библиотеки так и осталась в Киеве и теперь находится в Центральной научной библиотеке АН Украины.

Антоний пытался превратить Поставы в культурный центр, центр постав полностью изменился. Рыночная площадь= ремесленники, аптека, заездные дома, гостиница, школа. Константин превратил поставы в научный и культурный центр. Дворец – орнитологический музей, картинная галерея, книги, украшения, его личные рисунки. Яйца из беларуси, украины, хранившиеся в специальных шкатулках под стеклом. Больше всего – голубиных. Библиотека= книги по орнитологии, гравюры из семейного архива(13в). Худ. Галерее – 600 эксп. Оригиналы да Винчи, Дюрера.

У канцы XVIII ст. А. Тызенгаўз (1733-1785) заснаваў у Гродне шэраг прафесійных школ — мастацка-тэатральную, чарчэння i малявання, медыцынскую, акушэрскую, ветэрынарную, фінансавых кантралёраў, каморнікаў i яшчэ некальні. Ён прыклаў шмат намаганняў, каб адчы-ящъ акадэмікі прыродазнаўчых навук, запрашаў для работы у школах добрых педагогаў. Пры А. Тызенгаўзе быу закладзены у Гродне «кабінет натуральнай гісторыі», а фактычна музей «з багатай у дзесяць ты¬сяч экспанатаў, калекцыяй акамянеласцей i мінералаў». Яго пляменнік К. Тызенгаўз у першай палове XIX ст. у Паставах заснаваў вялікі арніталагічны музей, а пазней - мастацкую галерэю, у якой акрамя твораў мясцовых аўтараў экспанаваліся палотны італьянскага, галандскага, французскага, нямецкага жывапісу.

  1. Краеведческие исследования на белорусских землях в эпоху Российской империи XIX – начало XX вв. (З. Даленга-Ходаковский, филоматы, К. Тышкевич, Е. Тышкевич, А. Киркор, П. Шпилевский, В. Сырокомля, Ю. Крашевский, Е. Карский и др.).

У пачатку 19 ст. збіральніцкай дзейнасцю і краязнаўствам захапляліся многія прадстаўнікі сярэдняй шляхты, інтэлігенцыі, духавенства. Гэтаму спрыялі рэформы ў адукацыйнай сістэме, выданне адпаведнай літаратуры, перыёдыкі, календароў. Унікальныя зборы мелі Чапскія, Тызенгаўзы, Плятэры, Гюнтэры, Ельскія, Пшасдзедкія, Ходзькі, Тышкевічы і інш. Збіральніцкая праца суправаджалася навуковымі даследваннямі. У той час навуковыя паездкі па Беларусі ажжыцявілі і рускія вучоныя: мінералог В.М. Севяргін, батанік А.К. Башняк, якія пазней выдалі абагульняючыя краязнаўчыя працы. Збіральніцкая праца суправадж.навук-мі даследваннямі. Вял.група даследчыкаў займ-ся гістар.кр.

Браты К. П. Тышкевіч і Я.П. Тышкевіч, заснавальнікi айчыннай науковай археалогіі, фалькларыстыкі, этнаграфіі, музеязнаўства. Зборы іх музея у Лагойску сталі асновай для стварэння Віленскага музея старажытнасцей, а публікацыі- фундаментам для далейшага развіцця розных кірункаў кр-ва.

Асобныя рэгіёны Б.ў 19 ст. вывучалі З. Я. Даленга-Хадакоўскі(Полаччына, Падзвінне), П. М. Шпілеўскі (Міншчына, Паллесе), А. Кіркор (Віленшчына,Магілёўшчына, Палессе). Своеасабл.краязн-мі даследваннямі з’яўляюцца асобныя творы паэтаў і пісьменнікаў. Пра гіст.і помнікі Палесся, Брэстчыны і Віленшчыны пісаў Ю. Крашэўскі, кр-чыя працы пра Міншчыну і Гродзеншчыну пакінулі У. Сыракомля, Я.Ходзька ( Ян са Свіслачы) і інш. Фальклор і этнаграфію вывучалі Я. Чачот, Я. Баршчэўскі. Паэма А. Міцкевіча “ Пан Тадэвуш”. Мастакi Ю. Пешка, М. Кулеша, Н. Орда.

На працягу 19 ст. на Беларусі арганізоўваліся і дзейнічалі грамадскія, навуковыя , прафес-ныя таварыствы розных кірункаў, што ставілі за мэту даследванне краю (гурткі пры Віленскім універсітэце, Віленскае таварыства дабрачыннасці, Беларускае вольнае эканамічнае таварыства у Віцебску).

У 1860 годзе выданы шматтомныя “Матэрыялы для геагр.і статыстыкі Расіі, сабраныя афіцэрамі Ген.штаба”, дзе прыведзены адносна падрабязныя звесткі па геагр., гіст., эканоміцы, дэмаграфіі, адукацыі, ахове здароўя Б. Матэрыялы па кр-ву змяшчаліся ў губернях і епархіяльных ведамасцях, “Памятных кнігах губерняў”, “Пам.кніжках Віленскай навуковай акругі”, перыядычных ілюстраваных часопісах, што выдаваліся на польскай мове (“ Тыгоднік ілюстраваны”, “Клосы”) і інш. У к.19 ст. выйшла шматтомное энцыклапедычнае выданне на польскай мове “ Слоунік геаграфічны Каралеўства Польскага і іншых славянскіх краін”( звесткі па населеных пунктах Беларусі). На мяжы 19-20 ст. павяліч-ся колькасць навуковых таварыстваў, камісій, гурткоў у т.л. у асобных рэгіёнах. На пачатку 20 ст. дзейнасць асобных аматараў- кра-цаў і вучоных каардынавала газ.“ Наша ніва”. У пач.20 ст. кр-чыя студэнцкія гурткі па вывучэні Б.пры С.-Пецярбургскім універсітэце: у 1907 гурток для навуковага вывучэння Гродзенскай губерніі, у 1912- Беларускі навукова-літаратурны гурток.

Павел Михайлович Шпилевский (1823 - 1861 гг.) – белорусский этнограф, писатель, публицист, театральный критик. Родился в Бобруйском уезде в семье священника. Получил духовное образование в Минской духовной семинарии и Петербургской духовной академии. Изучением родного края заинтересовался еще во время учебы в семинарии.

В 1845 г. Шпилевский составил словарь белорусского языка и отослал его в Российскую академию наук. Затем начал публиковать исследования «Белорусские народные поверья» (1846-1852гг.), которые вошли в его работу «Словарь и корни слов белорусского говора». В течение трех лет изучал Гродненскую, Витебскую и Минскую губернии. В результате чего, в журнале «Современник» опубликовал материалы (13 историко-этнографических очерков под общим названием «Путешествие по Полесью и Белорусскому краю»). В «Путешествии…» привел много сведений о населенных пунктах, которые удалось посетить, о быте и традициях коренного населения, пересказал сказки и предания местного люда. 1853-1856 гг. – работа «Беларусь в характеристических описаниях и фантастических ее сказках».

Труды Шпилевского впервые познакомили в популярной форме широкие слои общественности Российской империи с бытом и устно-поэтическим творчеством белорусского народа. Они были встречены с большим интересом и получили высокую оценку критиков и ученых. В своих произведениях отстаивал идею самобытности и самостоятельности белорусского языка, который считал своим родным. С большой симпатией относился к крестьянам, подчеркивал лучшие черты простого народа трудолюбие, сообразительность, скромность, бескорыстие, стремление белорусов к овладению знаниями.

Краеведческая деятельность П.М. Шпилевского

Шпилевский Павел Михайлович (1823-1861), псевдонимы Древлянский, Знакомый человек, Барон Икс – белорусский этнограф, писатель, публицист и театральный критик.

Родился в деревне Шипиловичи, Бобруйского уезда, Минской губернии в семье православного священника. Шпилевский получил религиозное образование: окончил Минскую семинарию, затем Петербургскую духовную академию. Однако отказался от церковной карьеры. Шпилевский еще в ранней юности увлекся изучением народного быта. Собирал образцы устного народного творчества, изучал историю белорусского края. Он отмеривал версты, чтобы записать обряды, поверья, внимательно прислушивался к оттенкам народной речи. Часто приезжал в родные места – и когда учился в столице, и в годы службы в Варшаве. Павел Шпилевский стал первым русско-белорусским писателем, громко заговорившим на страни­цах русской печати от имени белорусов. Опубликованные в 1846—1860 годах крупные очерки, этнографиче­ские статьи, исторические и филологические работы Шпилевского — результат кропотливого труда, исследований различных аспектов белорусоведения. Особое место в творческом наследии Шпилевского занимает серия очерков «Путешествие по Полесью и белорусскому краю», опублико­ванная в «Современнике» в 1853—1855 годах. Именно эта работа стала визитной карточкой писателя, принесла ему известность в литературных кругах. Его писательское имя обычно связывалось с авторством «Путешествия...».

Стремление Шпилевского ближе познакомить Россию с Белоруссией совпало с потребностями русского общества того времени глубже познать

страну, своеобразие нравов, языков и обычаев народов, ее населявших. Шпилевский расширил также границы представлений об истории Белоруссии. В поисках сведений о прошлом белорусских городов и местечек он обращался к русским и белорусско-литовским летописям, старинным грамотам и актам, сочинениям польских хронистов XVI века. Творчество Шпилевского, отчетливо отразив важные сдвиги в развитии национального самосознания белорусского народа в середине XIX века, само активно влияло на этот процесс. Писатель принял участие в таком важном и необходимом этапе формирования национальной культуры, как осознание, изучение и освоение народных традиций.

Даленг–Хадаковский. Он родился 24 декабря 1784 года под Гайной (сейчас Логойский район Минской области). Его настоящее имя Адам Чарнотский. Семья была небогатой. Адам закончил Слуцкое католическое училище. Чарнотский подрабатывает домашним учителем и самостоятельно изучает юриспруденцию и экономику. А в 1805 году получает потент на земскую регинацию – право управлять собственностью.

Зырыян Даленга- Хадаковский впервые в истории мировой славистики историческим источником делает устное народное творчество и народные обряды, как главные для изучения дохристианского прошлого славянских народов, которым до него не занимался никто.

Даленда-Ходаковский впервые называет по имени язык украинским, а не малоросским наречием. И задолго до Ф, Богушевича признает язык белорусов самостоятельным, а не диалектом польского или русского языка.

Как археолог, он впервые открывает городища. До него они считались курганными погребениями. Он считает их культовыми храмовыми центрами, центрами ремесла и торговли, родоплеменными центрами, городищами-убежищами. Такой взгляд на гороища сохраняется и поныне.

Он считал главной задачей своей жизни – создание большого труда, объединяющего историю всех славянских народов, их происхождение, их особенностей, нравов, обычаев и традиций и т.д. В 1820 году он начинает большую поездку по России с целью начала сборов материалов для этой работы, однако отчёты о проделанной работе встретили неудовлетворительные отзывы у российских официальных историографов, прежде всего у Карамзина. Он внезапно умирает 17 ноября 1825 года на 41 году жизни.

В Беларуси его имя до недавнего времени известно не было, только в 2007 году в Минске были изданы избранные его произведения. Кроме собранных им белорусских песен, загадок, обычаев и избранной переписки сюда вошли его работы: «Славянщина до христианства», «Опыт изъяснения слова князь» и др. Не смотря на то, что первые в истории изучения восточных славян археологические раскопки были проведены на территории Гомельщины, здесь же были проведены первые в истории восточных славян этнографические сборы. Несмотря на то, что Хадаковский во всём мире считается отцом мировой славистики его имя в Гомеле почти никто не знает. Его жизнь в Гомеле никак не отражена в экспозиции городского музея. В городе нет ему памятника или улицы его имени. Надеемся, что имя Зариана Даленги-Хадаковского будет отражено хотя бы в названии улицы и увековечено в виде памятника.

Краеведческое наследие Зориана Даленги- Ходаковского.

Основоположник славянской и белорусской фольклористики Зориан Яковлевич Даленга-Ходаковский (настоящее имя Адам Чарноцкий) родился в 1874г. около деревни Гайна Логойского района. Работал адвокатом в Минске. Работал во многих книгосборах, в том числе и у Чарторыйских, изучал древние белорусские акты и грамоты в минских архивах. За участие в восстании ученый вынужден был всю жизнь скрываться под псевдонимом и жить с выдуманной биографией. Ходаковский много путешествовал, собирал археологический материал, записывал обряды, песни и диалекты, исследовал городища.Наиболее актуальна и в наше время работа ученого «Славянство и христианство» (1818) Большинство собранного ученым фольклорного материала находится в Украине, России и Польше и не опубликовано. Фольклорный материал Ходаковского параллельно со сбором серба Вука Караджича- первый и самый богатый сбор фольклора славянских народов по количеству записей и по объему охваченной территории. Основная идея Ходаковского – славянские народы были детьми одной славянской колыбели. З.Д.Ходаковский был первым из современников, кто относил происхождение славянских народов к индоевропейцам, и предлагал искать корни своего языкового не на западе, а на востоке, в прошлом Индии Это был смелый шаг вперед в научном подходе, который со временем становится значительным в исследованиях ученых санскрита.З.Д.Ходаковский теоретически очертил границы расселения большинства славянских племен.

Научное наследие З.Д.Ходаковского была фундаментом в изучении прошлого народов, что живут рядом с Беларусью. Исследовал в различных направлениях: этнографии, археологии, географии, языкознании, топонимики.

Крашевский Юзеф-Игнатий (1812-1887гг.) - писатель, историк, издатель, иллюстратор, библиофил, общественный деятель. Родился в Варшаве. Детство провел в родовом имении «Долгое» на Пружанщине, учился в Свислочской гимназии и Виленском университете. Автор 223 повестей и романов.

По мнению современных исследователей, его литературное наследие составляет 600 томов. Как весьма плодовитый автор Крашевский занесен в книгу рекордов Гиннеса. Особую роль в культурной жизни Беларуси и Литвы сыграл журнал «Атенеум» (60 томов), редактором которого в течение 10 лет (1841-1851) был Крашевский. Этот журнал был посвящен истории, культуре и искусству. Юзеф Крашевский объединял вокруг себя видных людей своего времени, оставивших след в краеведении братьев Тышкевичей, Т. Нарбута, И.. Даниловича, И. Ярошевича, Э. Котлубая. Крепкая дружба связывала Крашевского с Наполеоном Ордой. Из-за преследований властей Крашевский был вынужден в 1863 г. переселиться в Дрезден, где продолжал литературную и научную деятельность.

С Полесьем связано одно из первых произведений «Пинск и его окрестности». В популярной форме на конкретном историко-краеведческом материале Крашевский изобразил социальный портрет Пинска середины 19в., когда сам мог наблюдать экономическое развитие города, особенности и быт его населения. Позднее, в той же манере, была написана книга «Воспоминания Полесья, Волыни и Литвы». Крашевский оставил небольшой историко-краеведческий очерк о Бресте. Он автор работы «Искусство у славян». Собирая материал, он пользовался библиотекой и музеем братьев Тышкевичей в Логойске, интересовался раскопками Адама Киркора, Теодора Нарбута и др. Впервые на примере белорусских археологических материалов предпринял попытку изучения древнего искусства. Крашевского интересовала проблема происхождения славян, мечтал составить карту славянских древностей и планировал издать археологический словарь. Принимал участие в международном съезде археологов в Стокгольме и Болонии, был почетным членом одесского общества истории и древностей. Его заслуги в год 50-летия были отмечены почетным званием доктора наук.

Карский Ефим Федорович (1861-1931гг). – филолог-славист, основатель белорусского научного языкознания и литературоведения, этнограф, фольклорист, палеограф, академик Петербургской академии наук, полномочный член института белорусской культуры с 1922г., чешской академии наук с 1929г.). В 1898 г. был избран членом археографической комиссии Московского археологического общества, членом-корреспондентом общества любителей древней словесности. Был первым избранным ректором Варшавского университета. Фундаментальный трехтомный труд «Белорусы» (1903-1922гг.) – настоящая энциклопедия белорусоведения. Под его редакцией вышли научные издания ценных памятников письменности и культуры «Полный свод русских летописей». Сотрудничал с П. Шейном, М. Никифаровским, Е. Романовым. В советское время был председателем комиссии по открытию Белорусского государственного университета.

.

Краеведческая деятельность Евстафия Тышкевича. .

Евстахий Тышкевич в 1837 -1847гг. - известный в мире этнограф и краевед родился в Логойске. Занимаясь систематическими раскопками курганов в окрестностях Логойска, Борисова, Минска, Друцка, Лиды, Крева, Мира, Гольшан, заложил основы белорусской научной археологии. В 1850 г. он издал книгу о раскопках с приложением отдельных таблиц и рисунков. Раскопки курганов он вел траншейным способом, но, убедившись в бесперспективности такого метода, стал использовать перекрестный способ исследования. Ранние его публикации были описальными, позже он стал делать анализ и оценку раскопкам.

Одновременно с археологией Тышкевич занимается и фольклором. Итогом его деятельности на Борисовщине стал фундаментальный труд «Апісанне Барысаўскага павета…» Для этой книги Тышкевич несколько лет собирал первоисточники по истории, географии, этнографии, литературе, искусстве, археологии, топонимике, фольклоре, искал помошников-соавторов. Почти 10 лет он создавал эту уникальную краеведческую книгу, где каждый факт, каждая дата выверены, добросовестно проанализированы и аргументированы. Работая в области археологии, этнографии, и краеведения, Тышкевич занимался и фольклором. При описании свадеб, обрядов (Деды, Рождество, Радуница) и всего цикла хозяйственного календаря белорусов, он стремился объяснить связь языческих обрядов, элементы которых закрепились и в христианских верованиях. Тышкевич знал о состоянии науки за рубежом. В Вильно, после закрытия университета, научного центра вообще не было. Это подтолкнуло его на создание там научного товарищества, общедоступного музея, публичной библиотеки. Идея создания музея стала целью его жизни. Первый из них был открыт в 1842 г. В Логойске, в родовом имении, на основе семейных собраний и вещей, найденных во время раскопок курганов. Много сил ушло на создание музея в Вильно, который был торжественно открыт на новый 1856 год в здании Виленского университета. Там же была создана Археологическая комиссия, главой которой единогласно выбрали Евстахия Тышкевича.Музей насчитывал 10 тыс. экземпляров. Помимо коллекции Тышкевича, в него вошли остатки минералогического, нумизматического, зоологического и орнитологического кабинетов бывшего университета, а также обширное собрание картин, эстампов, скульптур, пожертвованных, кроме Тышкевича, другими литовскими меценатами.

Краеведческая деятельность А. Киркора

Адам Карлович Киркор – человек большой учености и энергии, он оставил огромное количество печатных трудов. Ряд архивов обладает его неопубликованными рукописями, письмами к известнейшим ученым и т.д. Он родился в 1819 г. в Могилевской губернии и принадлежал к роду старинной, осевшей здесь татарской шляхты, корни которой уходили в 16 в. Киркор закончил Могилевскую гимназию, затем поступает в Виленский Дворянский институт.С 1849 г. член Губернского статистического комитета. В 1855 г. открыт Виленский музей и при нем Временная археологическая комиссия, где Киркор становится хранителем музея и секретарем комиссии. Родившись в Беларуси, зная хорошо народ, Киркор мечтал о возрождении белорусского языка, культуры и литературы. В виленский период (1858) вышла крупная работа Киркора «Этнографический взгляд на Виленскую губернию», которая давала правильное представление о жизни белорусов Виленской губернии. Много времени Киркор уделял археологии, в частности раскопкам – им было раскопано свыше тысячи курганов, вещи из которых он передал в Виленский музей. Много курганов было раскопано вместе с братьями Тышкевичами на Логойщине. Наиболее крупными произведениями были белорусский том в издании «Живописная Россия»(1882) и две книги по истории современной русской и славянской литературы.

А.Киркор последние годы часто болел и жил в большой бедности. Умер в 1886 г. Свои сборники и рукописи он завещал краковскому Национальному музею. Сейчас его архив хранится в Ягелонской библиотеке в Кракове, часть архива хранится в Национальном государственном архве Литвы в Вильнюсе.

Труд А.Киркора «Живописная Россия» представляет проникновенный рассказ о Беларуси – ее народе, памятниках и истории. Ее полное название: «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Киркор описывает Литовское полесье в которое входили губернии: Виленская, Ковенская и Гродненская и Белорусское полесье в которое входили губернии: Минская, Могилевская, Витебская и Смоленская. Это были земли Западной и Южной России. Литовское Полесье представлено в жанре очерков. Все очерки сопровождаются графическими рисунками художников Дмоховского, Каразина, Крашевского, Гоголинского, Панова, Подбельского, Пржикорского, Голембиевского, Тернера.

Творчество В. Сырокомли.

. Владислав Сырокомля (1823-1862), настоящая фамилия Кондратович Людвиг, белорусский и польский поэт-гуманист, писатель, публицист, этнограф, собиратель белорусского фольклора. Взял себе псевдоним от родового герба.Родился в фольварке Смольгов, Бобруйского уезда Минской губернии в семье белорусской шляхты. Начальное образование получил дома. В 1833 г. начал учебу в Несвижской доминиканской школе, которую через три года закрыли. Он переводится в доминиканскую школу в Новогрудке, которую заканчивает в 1837 г., некоторое время помогал родителям по хозяйству дома и начинает писать стихи.Работал в канцелярии управления радзивилловскими имениями, где получил возможность познакомиться с классической литературой, периодикой, архивами Радзивиллов, с местными эрудитами – выпускниками Виленского университета, пользоваться их книгосборами, посещать литературные вечера. Кроме этого, он заносил в дневники местные легенды, рассказы о прошлом Несвижа и его аристократических хозяев.

Все это помогло Сырокомле сформировать свое мировосприятие и отношение к историческим событиям и настоящему.

В 1844 г.становится арендатором фольварка Залучье в Новогрудском уезде. Здесь полностью раскрывается его поэтический талант, здесь впервые он ощутил радость литературной славы. Его поэтическое стихотворение-разговор «Почтальон», напечатанное в Виленском журнале «Атенеум»(1844), стало популярной русской народной песней «Когда я на почте служил ямщиком». Поэт подчеркивал единство своего творчества с народом, его интересами и надеждами. Он занимался переводами с латыни, публицистикой, писал «Историю литературы в Польше». Сырокомля выступал за историческое просвещение нации, отмечал, что это играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения

Поэт много путешествовал по Беларуси, Польше и Литве. В печати вышли 6 томов его переводов поэтов-латинистов 16-18 вв., несколько сборников поэм-разговоров, «История литературы в Польше».

В Барейковщине создан музей-библиотека В. Сырокомли.