Краеведческие музеи и их исследовательская деятельность. Роль музеев в популяризации краеведческих знаний.
Музееведение.Материалы по истории родного края хранятся в государственных архивах и музеях.
МУЗЕЙ - ( от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.Типы: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев:
Исторические,
технические,
сельскохозяйственные,
естественно-научные
искусствоведческие
литературные,
мемориальные,
комплексные,
краеведческие и др.
возникли в 15-16 вв.Особое место в системе краеведческих исследований занимают народные историко-краеведческие музеи, создаваемые при сельских советах, колхозах, совхозах, дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии.
Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев:
историко-революционные,
боевой и трудовой славы,
мемориальные,
истории учебных заведений,
промышленных предприятий,колхозов, совхозов,
Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:- вещественные памятники, памятники письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере или порче. Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).
Постоянная экспозиция:
древне-белорусское искусство, включая иконопись, деревянную скульптуру, предметы прикладного искусства;
белорусское искусство XVI-XX веков;
русская живопись XVIII - XX веков
Филиалы
Дом Ваньковичей
Дом Ваньковичей
Мирский замок
Музей белорусского народного искусства в Раубичах
Музей В. К. Бялыницкого-Бирули
Архитектурный комплекс XVI—XVIII в. в Гольшанах
Художественная галерея "Беларт", расположенная в центре Минска, на пересечении улиц К.Маркса и Володарского, - одна из первых в нашей стране, где у минчан и гостей столицы появилась возможность не только познакомиться с творчеством современных белорусских художников, но и приобрести их произведения в личную собственность.
Галерея художеств г. Берёза
Брагинский исторический музей с картинной галереей
Гродненский выставочный зал
Государственное учреждение «Музей современного изобразительного искусства»
Художественное краеведение – изучение художественной культуры локального региона.
Объекты: произведения изобр.ис-ва
Методы: собирательный, описательный
Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Типы музеев.
А) Исторические музеи - это все музеи, базирующиеся на системе исторических наук : широкого исторического профиля, археологические, этнографические, нумизматические, историко-революционнные, военно-исторические, историко-экономические, история просвещения и образования, специально-исторические (например: спорт) и другие .
Б) Художественные музеи - это все музеи, характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению. К примеру, музеи изобразительного искусства, картинные галереи, музеи скульптуры, музеи прикладного искусства, художественных ремёсел, гравюрные кабинеты, а также театральные, музыкальные музеи, музеи киноискусства и другие.
В) Естественноисторические музеи - это музеи, опирающиеся в своей деятельности на естественные науки. К этому профилю относятся биологические, ботанические, зоологические, геологические, палеонтологические, минералогические, экологические, антропологические и другие музеи.
Г) Технические музеи - это музеи, связанные с техническими науками, производством: политехнические, технические, авиационные, автотранспортные, связи, судостроения, горного дела, ж\д транспорта, музеи отдельных предприятий, памятники техники и другие.
Д) Литературные музеи - это все музеи, посвящённые развитию литературы, жизнедеятельности писателей (поэтов, критиков и др.)
Е) Комплексные музеи - это музеи, сочетающие в себе два или более основных профиля, (например: технический и литературный) что отражается на составе фондов и содержании деятельности, организационной структуре : историко-художественные, историко-архитектурные ( как самостоятельное соединение исторической и искусствоведческой специализации ), сельскохозяйственные музеи ( соединение естественно-научной и исторической профилировки ) и другие. К примеру, наиболее распространённый комплексный профиль - это краеведческий музей, включающий в себя историческую и естественнонаучную специализацию (нередко в краеведческих музеях имеются и самостоятельные искусствоведческие отделы).
Комплектование фондов музея. Учёт, хранение, научное описание музейных экспонатов.
Цель фондовой работы - это создание оптимальных условий для хранения, исследования и использования музейных предметов, проведение исследований в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики фондовой работы.
Краеведческая экскурсия. Её специфика, разработка, роль и место в региональном турпродукте.
Краеведческие экскурсии и туры – это экскурсии и туры маршрут которых включает в себя объекты, представляющие историко-культурную ценность в т.ч. для развития тур.потенциала, популяризации и дальнейшего изучения в контексте краеведения.
Процесс разработки включает в себя:
сбор инф-ции, анализ специфики каждого объекта, комплектование объектов с учетом особенностей тур. инф-ры региона, изготовление путеводителей и пособий для экскурсоводов.
Ностальгический тур – тур, включающий в себя посещение мест, так или иначе связанных с жизнью предыдущих поколений, значимыми для истории народа событиями.
Тур потенциял беларуси
Бел., размешчаная на скрыжаванні еўр-скіх шляхоў “Зах.-Усх.” і “Поўнач-Поўдзень”, мае выгаднае геаграф.становішча для развіцця турызма.
Рэсп.валодае багатым прыр-ным патэнцыялам: вялікія, лясныя, леса-азёрныя, леса-рачныя прыр.комплексы, улучаюшчы помнікі прыр., разнастайны раслінны і жывёльны свет, прыр.лячэбныя рэсурсы (ляч.-мінер.воды,торфагразі,сапрапелі), паляўніч.і рыбалоўн.ўгоддзі, жывапісныя ландшафты з умовамі для арганізацыі турыст-ных пешах-ых, конных, веласіпедных, водных (лодачных, цеплаходных, байдарачных, парусных) паходаў адпачынку і аздараўлення ў прыр. умовах.
Ёсць усе магч-сці для развіцця паломніцкага т-ма.
Тур. патэнцыял краіны базіруецца на разнастайнасці і прыгажосці прыроды, унікальнасці гісторыка-культурнай спадчыны і ўключае больш за 15 тысяч аб’ектаў, якія маюць гістар., культ., архітэкт. значнасць, а такс.пам.мясцін, звяз.з імёнамі вядомых дзеячаў міравой гіст.і культ.
У такіх гіст. гарадах, як Полацк, Навгр., Тураў, Гродна, Нясвіж, Пінск і інш. захаваліся храмы і манастыры, палацы і замкі, каштоўныя архіт., гістар., культ.помнікі. 4 об’екта, якія знах. на тэрыт. Бел. ўключаны ў спіс Сусв.спадчыны ЮНЭСКА: Замкавы комплекс “Мір” у г.п. Мір; архіт.-культ. комплекс Радзівілаў у г. Нясвіж; нац.парк “Белав.пушча”, пункты Геадэзічнай дугі Струве. У Рэспубліке ёсць 4 нац. парка (Белав.пушча, Нарачанскі, Прыпяцкі, Брасл.азёры), 97 заказнікаў, у т. л-ку міжнар. знычэння, больш за 10 тыс.азёр, каля 20 тыс. рэк. У краіне адноўлены унік. аб’ект воднага тур-ма- Аўгустоўскі канал.
- Краеведение как вид деятельности и учебная дисциплина. Виды и формы краеведения. Объекты исследования.
- 3 Туристические зоны Беларуси. Их ресурсы, специализация и основные направления развития.
- Приобретение и передача знаний о своих родных местах.
- Собирательская и коллекция деятельность Радзивиллов, Сапегов, Хрептовичей, Огинских, Тызенгаузов и других представителей аристократии вкл.
- Краеведческая работа в советское время. Краеведение и политика белорусизации. Краеведческая работа в Западной Беларуси в 1920-30-е гг.
- Краеведение в суверенной Республике Беларусь. Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческие издания. Туризм и краеведение.
- Природно-географическое краеведение. Его виды, значение и объекты исследования.
- Районирование Беларуси. Рельеф и природные районы.
- Краеведческое изучение геологического строения и полезных ископаемых. Исследование почв края.
- Изучение гидрологических условий края. Реки и озёра Беларуси – важнейшие туристические ресурсы.
- Растительный и животный мир края – важный ресурс для развития экологического туризма.
- Садово-парковое искусство на белорусских землях. История и достижения. Памятники садово-паркового искусства – популярные объекты туристического интереса.
- Экономичное краеведение, его задачи, объекты исследования, сфера применения.
- Население края как объект краеведения. Этническая история белорусских земель. Важность изучения демографической ситуации в регионах и стране.
- Населенные пункты как объекты краеведческого исследования. Исторические типы поселений на белорусских землях. Особенности краеведческого изучения городов и сельских населённых пунктов.
- Промышленные и сельскохозяйственные объекты, отрасли народного хозяйства как предмет краеведческого исследования.
- Современное социально-экономичное развитие Беларуси.
- Историческое краеведение, его сущность, основные направления и значение.
- Изучение, охрана и использование памятников истории и культуры. Наиболее популярные памятники истории и культуры Беларуси.
- Этнографическое наследие Беларуси как предмет краеведческого исследования.
- Белорусская традиционная кухня. Основные продукты. Хлеб и хлебные изделия. Первые и вторые блюда.
- Верования народов Беларуси. Белорусская мифология.(добавить про богов из цубы)
- Фольклор как средство сохранения воспитания национального самосознания белорусов. Белорусские сказки, легенды, загадки и присказки, песни. Белорусская батлейка. Народные обряды.
- Музыкальная культура белорусов. Народные инструменты, песни и танцы.
- Основные концепции происхождения белорусов и названия Беларусь. Этническая история населения белорусских земель. Межэтнические отношения на современном этапе. (посмотри цубу)
- Хозяйство и материальная культура белорусов. Земледелие, орудия труда, промыслы и ремёсла.
- Белорусское народное жилье и его эволюция
- Использование в краеведении вспомогательных и смежных наук: палеографии, топонимики, антропологии, геральдики, сфрагистики, нумизматики.
- Роль картографического изучения в краеведческой сфере. Карты вкл – источник краеведческих знаний. Картограф т. Маковский и его наследие.
- Произведения искусства как объект краеведческих исследований. Иконопись. Живопись и графика. Скульптура. Художественное литьё. Архитектура. Искусство книги. Театральная и музыкальная культура.
- Литературное краеведение. Популярные литературные места Беларуси.
- Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
- Памятники скульптуры – экскурсионные объекты. Их изучение и показ.
- Архитектурные памятники. Их краеведческое изучение и использование.
- Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.
- Архитектура и градостроительство Беларуси в эпоху классицизма, эклектики и модерна
- Архитектура Беларуси в хх столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
- Основные стили и направления европейской архитектуры. Романский, готический стили, ренессанс, барокко, рококо, классицизм (ампир), архитектурная эклектика, модерн, конструктивизм и др.
- Краеведческие музеи и их исследовательская деятельность. Роль музеев в популяризации краеведческих знаний.
- Источники и работа с ними во время краеведческого исследования края. Книга «Память» и другие энциклопедические издания в помощь краеведу.
- Краеведческое изучение Полесья. Источники, достижения, краеведческие маршруты Полесья.