logo search
ответы на вопросы

Краеведческие музеи и их исследовательская деятельность. Роль музеев в популяризации краеведческих знаний.

Музееведение.Материалы по истории родного края хранятся в государственных архивах и музеях.

МУЗЕЙ - ( от греч. музеум – храм муз), научно-исследовательские или научно-просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.Типы: научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев:

Исторические,

технические,

сельскохозяйственные,

естественно-научные

искусствоведческие

литературные,

мемориальные,

комплексные,

краеведческие и др.

возникли в 15-16 вв.Особое место в системе краеведческих исследований занимают народные историко-краеведческие музеи, создаваемые при сельских советах, колхозах, совхозах, дворцах и домах культуры, клубах, предприятиях, и других учреждениях по инициативе краеведов и при их непосредственном участии.

Сложились следующие профили историко-краеведческих музеев:

историко-революционные,

боевой и трудовой славы,

мемориальные,

истории учебных заведений,

промышленных предприятий,колхозов, совхозов,

Чаще всего создаются музеи комплексного профиля, отражающие в своей экспозиции историю края, с древнейших времен до наших дней, его хозяйство, культуру, природные условия. В отдельных случаях выбирается более узкий профиль – археологический, этнографический, литературный, художественный.В связи с этим необходимо различать основной и вспомогательный фонды музеев. К основным фондам относят:- вещественные памятники, памятники письменности, изобразительные материалы. Все они невозместимы при утере или порче.  Вспомогательный фонд образуется при создании музея и служит средством пояснения подлинных памятников или используется для их замены (диаграммы, схемы, диорамы, панорамы, муляжи и т. д.).

Постоянная экспозиция:

древне-белорусское искусство, включая иконопись, деревянную скульптуру, предметы прикладного искусства;

белорусское искусство XVI-XX веков;

русская живопись XVIII - XX веков

Филиалы

Дом Ваньковичей

Дом Ваньковичей

Мирский замок

Музей белорусского народного искусства в Раубичах

Музей В. К. Бялыницкого-Бирули

Архитектурный комплекс XVI—XVIII в. в Гольшанах

Художественная галерея "Беларт", расположенная в центре Минска, на пересечении улиц К.Маркса и Володарского, - одна из первых в нашей стране, где у минчан и гостей столицы появилась возможность не только познакомиться с творчеством современных белорусских художников, но и приобрести их произведения в личную собственность.

Галерея художеств г. Берёза

Брагинский исторический музей с картинной галереей

Гродненский выставочный зал

Государственное учреждение «Музей современного изобразительного искусства»

Художественное краеведение – изучение художественной культуры локального региона.

Объекты: произведения изобр.ис-ва

Методы: собирательный, описательный

Музе́й — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Типы музеев.

А) Исторические музеи - это все музеи, базирующиеся на системе исторических наук : широкого исторического профиля, археологические, этнографические, нумизматические, историко-революционнные, военно-исторические, историко-экономические, история просвещения и образования, специально-исторические (например: спорт) и другие .

Б) Художественные музеи - это все музеи, характеризующиеся принадлежностью к истории искусств и искусствоведению. К примеру, музеи изобразительного искусства, картинные галереи, музеи скульптуры, музеи прикладного искусства, художественных ремёсел, гравюрные кабинеты, а также театральные, музыкальные музеи, музеи киноискусства и другие.

В) Естественноисторические музеи - это музеи, опирающиеся в своей деятельности на естественные науки. К этому профилю относятся биологические, ботанические, зоологические, геологические, палеонтологические, минералогические, экологические, антропологические и другие музеи.

Г) Технические музеи - это музеи, связанные с техническими науками, производством: политехнические, технические, авиационные, автотранспортные, связи, судостроения, горного дела, ж\д транспорта, музеи отдельных предприятий, памятники техники и другие.

Д) Литературные музеи - это все музеи, посвящённые развитию литературы, жизнедеятельности писателей (поэтов, критиков и др.)

Е) Комплексные музеи - это музеи, сочетающие в себе два или более основных профиля, (например: технический и литературный) что отражается на составе фондов и содержании деятельности, организационной структуре : историко-художественные, историко-архитектурные ( как самостоятельное соединение исторической и искусствоведческой специализации ), сельскохозяйственные музеи ( соединение естественно-научной и исторической профилировки ) и другие. К примеру, наиболее распространённый комплексный профиль - это краеведческий музей, включающий в себя историческую и естественнонаучную специализацию (нередко в краеведческих музеях имеются и самостоятельные искусствоведческие отделы).

Комплектование фондов музея. Учёт, хранение, научное описание музейных экспонатов.

Цель фондовой работы - это создание оптимальных условий для хранения, исследования и использования музейных предметов, проведение исследований в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики фондовой работы.

  1. Краеведческая экскурсия. Её специфика, разработка, роль и место в региональном турпродукте.

Краеведческие экскурсии и туры – это экскурсии и туры маршрут которых включает в себя объекты, представляющие историко-культурную ценность в т.ч. для развития тур.потенциала, популяризации и дальнейшего изучения в контексте краеведения.

Процесс разработки включает в себя:

сбор инф-ции, анализ специфики каждого объекта, комплектование объектов с учетом особенностей тур. инф-ры региона, изготовление путеводителей и пособий для экскурсоводов.

Ностальгический тур – тур, включающий в себя посещение мест, так или иначе связанных с жизнью предыдущих поколений, значимыми для истории народа событиями.

Тур потенциял беларуси

Бел., размешчаная на скрыжаванні еўр-скіх шляхоў “Зах.-Усх.” і “Поўнач-Поўдзень”, мае выгаднае геаграф.становішча для развіцця турызма.

Рэсп.валодае багатым прыр-ным патэнцыялам: вялікія, лясныя, леса-азёрныя, леса-рачныя прыр.комплексы, улучаюшчы помнікі прыр., разнастайны раслінны і жывёльны свет, прыр.лячэбныя рэсурсы (ляч.-мінер.воды,торфагразі,сапрапелі), паляўніч.і рыбалоўн.ўгоддзі, жывапісныя ландшафты з умовамі для арганізацыі турыст-ных пешах-ых, конных, веласіпедных, водных (лодачных, цеплаходных, байдарачных, парусных) паходаў адпачынку і аздараўлення ў прыр. умовах.

Ёсць усе магч-сці для развіцця паломніцкага т-ма.

Тур. патэнцыял краіны базіруецца на разнастайнасці і прыгажосці прыроды, унікальнасці гісторыка-культурнай спадчыны і ўключае больш за 15 тысяч аб’ектаў, якія маюць гістар., культ., архітэкт. значнасць, а такс.пам.мясцін, звяз.з імёнамі вядомых дзеячаў міравой гіст.і культ.

У такіх гіст. гарадах, як Полацк, Навгр., Тураў, Гродна, Нясвіж, Пінск і інш. захаваліся храмы і манастыры, палацы і замкі, каштоўныя архіт., гістар., культ.помнікі. 4 об’екта, якія знах. на тэрыт. Бел. ўключаны ў спіс Сусв.спадчыны ЮНЭСКА: Замкавы комплекс “Мір” у г.п. Мір; архіт.-культ. комплекс Радзівілаў у г. Нясвіж; нац.парк “Белав.пушча”, пункты Геадэзічнай дугі Струве. У Рэспубліке ёсць 4 нац. парка (Белав.пушча, Нарачанскі, Прыпяцкі, Брасл.азёры), 97 заказнікаў, у т. л-ку міжнар. знычэння, больш за 10 тыс.азёр, каля 20 тыс. рэк. У краіне адноўлены унік. аб’ект воднага тур-ма- Аўгустоўскі канал.