Произведения искусства как объект краеведческих исследований. Иконопись. Живопись и графика. Скульптура. Художественное литьё. Архитектура. Искусство книги. Театральная и музыкальная культура.
Иконопись
писание икон, вид живописи (главным образом средневековой), религиозной по темам и сюжетам,культовой по назначению. В отличие от стенописи (см. Стенные росписи, Фреска) и миниатюры,произведения иконописи - иконы - представляют собой отдельные живописные композиции, выполнявшиеся(на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках и др.) первоначально в техникеэнкаустики (см. Восковая живопись), затем главным образом темперы и в редких случаях мозаики, а позднее(в основном с XVIII в.) масляной живописи. Техника изготовления сближает произведения иконописи состанковой живописью (см. Станковое искусство), однако иконы, обычно входившие в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, включавшиеся в ансамбльиконостаса, нельзя рассматривать как вполне станковые произведения. Термин "Иконопись" употребляетсяпреимущественно для обозначения средневековой христианской (главным образом православной)культовый живописи.
Живопись – вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Само слово «живопись» обозначает живописать, т. е. писать жизнь. Искусство живописи было известно еще в древности. Однако живописцы писали по-разному. Это зависело от избранной живописной манеры, мировоззрения эпохи, способности видения и ощущения красоты окружающего мира. В то же время произведения каждой из эпох уникальны и ценны по своему содержанию. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная.
Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике как правило выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамен. Основной «несущий» материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь.
Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Слово «скульптура» произошло от латинского слова «sсиlро», означающего «высекать». Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX в. возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.) В мифологии сохранилась интересная легенда о скульпторе по имени Пигмалион, жившим когда-то очень давно в Древней Греции. Он сторонился всех и целыми днями работал у себя в мастерской. Долгие годы он создавал статую девушки, которую назвал Галатея. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в нее. Он страстно хотел, чтобы мраморная Галатея ожила. Афродита (богиня любви и красоты) сжалилась над ним и осуществила его мечту, оживила статую.
худо́жественное литьё
способ изготовления памятников, произведений скульптуры, культовых изделий, предметов бытовогоназначения, ювелирных изделий и др.; художественные произведения, созданные методом литья.
Художественное литьё зародилось в бронзовом веке – в эпоху освоения человеком способов добычи иобработки металла. С развитием литейного производства художественное литьё постепенно выделилось вотдельную отрасль со своими специфическими способами формовки модели, методами литья и выборомметалла. Основные технологические приёмы художественного литья вырабатывались при изготовленииизделий из бронзы – с древнейших времён самого употребимого сплава для художественных изделий. С 4 в.для изготовления небольших изделий, гл. обр. бытового назначения, начали обращаться к олову. Об этомсвидетельствуют находки из коптских гробниц (4–7 вв.). И в более поздние времена из олова отливалипредметы, очень похожие на серебряные, но значительно менее дорогие. Сохранились литые изделия16–19 вв., отличающиеся мягкостью форм, проработкой деталей рельефа благодаря искусно выполненнойгравировке. Наиболее распространённые предметы художественного литья – чаши, сосуды, кубки, медали ит. п.
В 17–18 вв. в искусстве художественного литья большое место занимали произведения парковой скульптуры.Фигуры, украшавшие парки Петродворца, Версаля, создавались из свинца, текучесть которогоиспользовалась для достижения эффекта воздушности складок одежды, проработанности черт лица,естественности волос в искусных причёсках. Начиная с 15 в. развивалось чугунное литьё в Германии, затем вдругих странах Европы, а с кон. 17 в. и в России. Из чугуна изготовлялись парковые скульптуры, решётки,ограды, садовая мебель, надгробия и пр. Литые изделия из чугуна (более массивные, но и более дешёвые,чем бронзовые) отличаются индивидуальной выразительностью и широко распространены в городских ипарковых ландшафтах. В России и за рубежом наиболее известны изделия художественного литьяКаслинского завода на Урале, производящего с сер. 18 в. чугунные скульптуры как по моделям известныхпамятников, так и оригинальные художественные изделия. Шедеврами российского художественного литьяпо праву считаются «Медный всадник» – памятник Петру I работы Э.-М. Фальконе (1782) и скульптурныеконные группы на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге П. К. Клодта (1849—50).
Архитектура – искусство проектировать и строить здания и др. сооружения (а также комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизнедеятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества.
Архитектура – это не только отдельные здания. Это города и другие населенные пункты с их улицами, площадями, садами, парками, площадками, водоемами, павильонами, скульптурой.
Органическая часть архитектуры – интерьер
Архитектура начала складываться на ранней стадии развития человеческого общества.
Книга, искусство книги
— вид изобразительного искусства. Книга — это синтез художественного слова и изобразительного искусства, осуществленный средствами полиграфии. Причем этот синтез возникает между такими различными категориями, как литература — искусство «временное» и книжная графика — искусство «пространственное». Книжная графика не просто часть издательского дела или средство для передачи знаний, она является частью культуры. Книга — памятник культуры определенного времени, как и любое произведение искусства.
История книги начинается с папирусных свитков Древнего Египта в 3-м тысячелетии до н. э., позже в античном мире появляются пергаментные и бумажные кодексы, украшенные рисунками, миниатюрами. До нас дошли богато иллюстрированные миниатюрами рукописные книги Древней Руси XI в, которые выполнялись только в одном экземпляре. Появление в конце XIV — начале XV вв. печатной книги создало классический тип книги с органическим сочетанием шрифта и гравюр. Вначале иллюстрации резались на одной доске с текстом, они были лаконичными и печатались черной краской. В последующие века способы печати совершенствовались, появились гравюры на дереве (торцовая и ксилография), резцовая гравюра на металле, офорт, литография. Каждая из этих графических техник по-своему передавала художественный строй произведения и была наиболее характерна для определенного времени.
Исполнение иллюстраций в резцовой гравюре на меди или офорте дало художникам возможность лучше передавать глубину пространства, эффекты светотени, фактуру. Такие иллюстрации печатались на отдельном листе и вклеивались в книгу. Эмоциональные, психологические нюансы полнее можно было передать в литографии. Характерной особенностью литографической манеры является зернистая фактура рисунка, мягкость и плавность линий, возможность передавать полутона, эффекты освещения.
Возросли художественные возможности книги с изобретением в XIX в. фотомеханического способа печати. Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные материалы, любую графическую или живописную технику.
В настоящее время все активнее осуществляется обновление, совершенствование издательской техники, внедряются новые технологические процессы. Это значительно обогащает художественно-выразительные возможности книги. Выбор художественного материала, изобразительного языка, принципы построения книги во многом зависят от характера и стиля литературного произведения. Современные художники книги ищут новые выразительные возможности в комбинировании уже известных материалов и техник, широко привлекают новые средства.
Например, они используют нетканые материалы, прозрачные пленки, гравюру на фольге, лазерную графику, создают стереоиллюстрации с объемным изображением с помощью специальных очков, объединяют изображение, звук и элементы движения в детской книге и др. Существуют книги в виде микрофильмов или на дискетах компьютера.
Благодаря труду и таланту многих поколений замечательных художников появилось искусство книги. Все элементы книжного оформления, расположенные внутри книги и внешние, создают целостное произведение искусства. В XX в. возникает такое понятие, как «дизайн книги» или «художественное конструирование книги». Если до этого иллюстрации соединялись с книжным блоком, который имел традиционную форму кодекса и мыслился неизменным, то дизайнер может предложить новую конструкцию книжного блока, экспериментировать с техникой набора, печати, брошюровки. Готовые типографские знаки и шрифты он использует как средства художественной выразительности. При этом бывают книги, в которых художник от руки не провел ни одной линии, но занимался всеми остальными вопросами ее оформления. Он определял размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карт, планов, схем и т. п.).
Но особенно велика роль творчества художника, когда он выполняет внешние элементы оформления книги (суперобложку, переплет или обложку), форзац и различные элементы оформления внутри книги (авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, иллюстрации).
Белорусское музыкальное и театральное искусство -это особые сферы художественной деятельности, получившие значительное развитие в XX веке, благодаря творческим успехам музыкантов разного масштаба и различной направленности, объединенных идеей создания национального искусства с ориентацией на лучшие традиции мировой культуры. Многие художественные процессы в музыкальном искусстве не получили еще своего завершения, не совсем четко очерчены, однако, тем не менее, уже сегодня очевидно, что белорусская музыка существует как явление. Лучшие достижения белорусских композиторов составляют золотой фонд национальной музыки. Многие произведения вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры, обогатив ее неповторимыми особенностями звучания и гармонии белорусской музыки. Далеко за пределами республики звучат произведения наших композиторов и белорусские народные напевы, интерес к которым с каждым годом возрастает. Фольк-лорно-этнографические коллективы, мастера стародавних народных инструментов, солисты, коллективы, которые работают с аутентичным фольклором, — постоянные участники и победители международных фестивалей и конкурсов. Белорусская народная музыка, созданная многими поколениями, таит в себе силу и мощь народа, демонстрирует красоту и доброту его души. В популяризации белорусской музыки значительную роль сыграл ансамбль «Песняры» под руководством В. Мулявина. Его дело продолжили и умножили ансамбли «Белорусские песняры», «Сябры», национально-хореографический ансамбль «Хорошки» и многие другие. Белорусская профессиональная музыка XX иска, находясь на пересечении музыкальных стилей испытала paзличное влияние, но сохранила свои особенности. В 30-е годы была открыта Белорусская консерватория, где первым наставником будущих белорусских композиторов стал В.Золотарёв — ученик М.Римского-Корсакова. В период с 30-х по 80-е годы XX века наиболее влиятельным в белорусской музыкальной культуре являлся русский, восточноевропейский элемент (оперы Богатырева, Ти-коцкого, Смольского и др.).
Белорусское народное искусство как объект краеведческого исследования: ткачество, вышивка, лозо- и соломоплетение, живопись по стеклу, изготовление керамических изделий, вытинанка, художественная ковка, резьба по дереву и др.
ДЭКАРАТЫЎНА-ПРЫКЛАДНОЕ МАСТАЦТВА служыць пераважна для побыту (посуд, мэбля, дробная пластыка, прылады працы, сродкі перамяшчэння, зброя, мастацкія тканіны, адзенне, ювелірныя вырабы і інш.). Яго класіфікуюць паводле матэрыялу (метал, кераміка, шкло, косць, папера, тэкстыль, дрэва) ці тэхнікі выканання (ліццё, чаканка, коўка, разьба, інкрустацыя, размалёўка, ткацтва, пляценне, вышыўка). У гэтым мастацтве ўлічваюцца як традыцыі, так і навацыі. Найбольш старажытныя ўзоры на землях Беларусі адносяцца да позняга палеаліту (каля 30 тысяч гадоў таму).
Прыняты Закон Рэспублікі Беларусь «Аб народных промыслах і рамёствах». Для падрыхтоўкі спецыялістаў было адкрыта аддзяленнне дэкаратыўна-прыкладнога мастацтва ў тагачасным Беларускім тэатральна-мастацкім інстытуце, што не магло не паспрыяць масавасці развіцця гэтага віду творчасці, павышэнню яго ўзроўню, аднаўленню на новым этапе такіх забытых відаў, як габелен, коўка мастацкая, чаканка, розных фальклорных і этнаграфічных матываў, літаратурных вобразаў, гістарычных сюжэтаў і інш. Хоць, на жаль, і сёння застаюцца калі не занядбаныя, то нявырашаныя пытанні. Скажам, у выпуску розных сувеніраў найперш з беларускімі народнымі характарам і сімволікай і інш.
Дерево. Около двадцати лет назад мастер Владимир Цикунов возродил редкое ремесло, получившее название по аналогии с видом ювелирной техники, – сожская, или гомельская скань, где основой для ажурных узоров служит не проволока из драгоценных металлов, а древесная стружка, снятая тонкой-тонкой ленточкой и поставленная на торец.
Керамика. Способов обработки глины в Беларуси, наверное, насчитывается столько же, сколько видов кувшинов умеют делать белорусские мастера. Чаще других на ремесленных просторах можно встретить предметы из рыжей, черно-дымленой и обварной керамики. Изготовленные по древним технологиям, современные горшочки выдерживают и жар настоящей печки, и излучение микроволновки, что безмерно радует интуристов, предвкушающих наслаждение гастрономическими изысками из экологически чистой посуды ручной работы.
Лен. Поговаривают, одежду изо льна носили египетские фараоны и русские цари. Туристы чуть ли не оптовыми партиями скупают расшитые национальными узорами рушники, предметы традиционного и современного костюма, а также кукол в национальных одеждах и прочие незамысловатые поделки из необработанного льна.
Соломка. Все современные ремесленники единогласны во мнении, что соломка – настоящее «белорусское золото» и даже «бриллиант №1». Поражают и цветочные композиции, будто сотканные из тончайших золотых нитей, и сложные скульптуры, лучшие из которых украшают интерьеры Белого дома в Вашингтоне и Букингемского дворца в Лондоне. Из соломы плетут и совсем крошечные звезды-обереги, и «паучков», и национальных кукол, и свадебные венки, и зубров практически в натуральную величину. А в последнее время к этому многообразию добавилась еще и соломенная аппликация, мельчайшие детали которой выкладываются, например, на крышке шкатулки с ювелирной точностью.
- Краеведение как вид деятельности и учебная дисциплина. Виды и формы краеведения. Объекты исследования.
- 3 Туристические зоны Беларуси. Их ресурсы, специализация и основные направления развития.
- Приобретение и передача знаний о своих родных местах.
- Собирательская и коллекция деятельность Радзивиллов, Сапегов, Хрептовичей, Огинских, Тызенгаузов и других представителей аристократии вкл.
- Краеведческая работа в советское время. Краеведение и политика белорусизации. Краеведческая работа в Западной Беларуси в 1920-30-е гг.
- Краеведение в суверенной Республике Беларусь. Деятельность Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры. Краеведческие издания. Туризм и краеведение.
- Природно-географическое краеведение. Его виды, значение и объекты исследования.
- Районирование Беларуси. Рельеф и природные районы.
- Краеведческое изучение геологического строения и полезных ископаемых. Исследование почв края.
- Изучение гидрологических условий края. Реки и озёра Беларуси – важнейшие туристические ресурсы.
- Растительный и животный мир края – важный ресурс для развития экологического туризма.
- Садово-парковое искусство на белорусских землях. История и достижения. Памятники садово-паркового искусства – популярные объекты туристического интереса.
- Экономичное краеведение, его задачи, объекты исследования, сфера применения.
- Население края как объект краеведения. Этническая история белорусских земель. Важность изучения демографической ситуации в регионах и стране.
- Населенные пункты как объекты краеведческого исследования. Исторические типы поселений на белорусских землях. Особенности краеведческого изучения городов и сельских населённых пунктов.
- Промышленные и сельскохозяйственные объекты, отрасли народного хозяйства как предмет краеведческого исследования.
- Современное социально-экономичное развитие Беларуси.
- Историческое краеведение, его сущность, основные направления и значение.
- Изучение, охрана и использование памятников истории и культуры. Наиболее популярные памятники истории и культуры Беларуси.
- Этнографическое наследие Беларуси как предмет краеведческого исследования.
- Белорусская традиционная кухня. Основные продукты. Хлеб и хлебные изделия. Первые и вторые блюда.
- Верования народов Беларуси. Белорусская мифология.(добавить про богов из цубы)
- Фольклор как средство сохранения воспитания национального самосознания белорусов. Белорусские сказки, легенды, загадки и присказки, песни. Белорусская батлейка. Народные обряды.
- Музыкальная культура белорусов. Народные инструменты, песни и танцы.
- Основные концепции происхождения белорусов и названия Беларусь. Этническая история населения белорусских земель. Межэтнические отношения на современном этапе. (посмотри цубу)
- Хозяйство и материальная культура белорусов. Земледелие, орудия труда, промыслы и ремёсла.
- Белорусское народное жилье и его эволюция
- Использование в краеведении вспомогательных и смежных наук: палеографии, топонимики, антропологии, геральдики, сфрагистики, нумизматики.
- Роль картографического изучения в краеведческой сфере. Карты вкл – источник краеведческих знаний. Картограф т. Маковский и его наследие.
- Произведения искусства как объект краеведческих исследований. Иконопись. Живопись и графика. Скульптура. Художественное литьё. Архитектура. Искусство книги. Театральная и музыкальная культура.
- Литературное краеведение. Популярные литературные места Беларуси.
- Белорусское искусство XVIII века. График Гершка Лейбович, резчик Ян Шмитт, художники Хеские. Слуцкие пояса и другие произведения декоративно-прикладного искусства данной эпохи.
- Памятники скульптуры – экскурсионные объекты. Их изучение и показ.
- Архитектурные памятники. Их краеведческое изучение и использование.
- Архитектурные стили, понятие, признаки, виды. Основные стили белорусской архитектуры.
- Архитектура и градостроительство Беларуси в эпоху классицизма, эклектики и модерна
- Архитектура Беларуси в хх столетии. Эклектика, модерн, конструктивизм, неоклассицизм. Достижения современной белорусской архитектуры и градостроительства Беларуси.
- Основные стили и направления европейской архитектуры. Романский, готический стили, ренессанс, барокко, рококо, классицизм (ампир), архитектурная эклектика, модерн, конструктивизм и др.
- Краеведческие музеи и их исследовательская деятельность. Роль музеев в популяризации краеведческих знаний.
- Источники и работа с ними во время краеведческого исследования края. Книга «Память» и другие энциклопедические издания в помощь краеведу.
- Краеведческое изучение Полесья. Источники, достижения, краеведческие маршруты Полесья.