1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса
Социально-культурный сервис по своему определению непосредственно связан с оказанием услуг населению. Исходя из терминологии, закрепленной в ГОСТе Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения», услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению все услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга – услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, транспорта и т.д.
Социально-культурная услуга – услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.
Исходя из вышесказанного можно сформулировать понятие социально-культурного сервиса – это совокупность предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, непосредственно взаимодействующих с потребителем либо самостоятельно выполняющих определенные функции для удовлетворения духовных, интеллектуальных потребностей потребителя.
Целью социально-культурного сервиса (далее СКС) является обогащение духовной, интеллектуальной жизни людей, создание условий для социально-культурной деятельности, а также полноценного отдыха.
В сфере СКС можно выделить следующие особенности:
1. Осуществляется в форме индивидуализированных услуг.
2. Количество предприятий, организаций, учреждений в сфере СКС и место их размещения напрямую зависят от численности населения региона, его состава и размещения.
3. Услуги могут быть как материальными, так и нематериальными. Материальные услуги направлены на какие-либо материальные объекты, на их обращение, хранение, улучшение, изменение их свойств и т.д. Например, услуги общественного питания, транспорта. Нематериальные же услуги направлены на человека и окружающую его среду. Сюда можно отнести и туристские услуги.
В настоящее время существует множество классификаций СКС по различным основаниям. Например, классификация по виду оказываемых услуг:
1) услуги финансирования, страхования, пенсионного обеспечения;
2) жилищно-коммунальные услуги, услуги по ремонту;
3) транспортные услуги;
4) медицинские услуги и социальное обслуживание;
5) образовательные услуги;
6) оптовая и розничная торговля;
7) природо-хозяйственная деятельность;
8) культура, искусство и средства массовой информации;
9) спортивно-развлекательные услуги;
10) туристские услуги;
11) гостинично-ресторанные услуги;
12) услуги общественного питания;
13) иные услуги.
Этот перечень неисчерпывающий, поскольку сфера услуг практически бесконечна, видов деятельности существует множество и появляются новые виды обслуживания населения.
Еще одну классификацию услуг можно провести в зависимости от результата:
1) услуги, результат которых не заключается в овеществленной форме (развлекательные, консультационные, туристские);
2) услуги, имеющие вещественный результат (медицинские, аудиторские, услуги по ремонту).
Таким образом, туристские услуги – это один из видов услуг, входящих в понятие социально-культурного сервиса.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма – это комплекс правовых явлений, позволяющих решать социально значимые задачи в указанной сфере. Предметом правового обеспечения СКС и туризма являются общественные отношения, возникающие в процессе и результате сервисных отношений. Это и собственно отношения по оказанию услуг, и тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по регулированию в сфере СКС и туризма в целях обеспечения интересов человека, общества и государства.
Регулирование в сфере СКС и туризма представляет собой сложную многоуровневую систему.
1. Глобальный уровень – содействие развитию СКС и туризма в масштабе всего мира – осуществляется Всемирной туристской организацией.
2. Межгосударственный уровень – согласование туристской политики посредством региональных международных, в частности туристских, организаций.
3. Внутригосударственный уровень – обеспечение условий для развития СКС и туризма на территории конкретного государства, осуществляется через специализированные государственные органы и общественные объединения туристов и туристских организаций.
- Тема 1. Понятие и источники правового обеспечения социально-культурного сервиса и туризма
- 1.1. Понятие социально-культурного сервиса, место туризма в системе социально-культурного сервиса
- 1.2. Государственное регулирование туризма и скс
- 1.3. Источники правового регулирования туризма и скс
- 1.4. Основные понятия, закрепленные в Законе об основах туристской деятельности
- Тема 2. Лицензирование, Стандартизация, подтверждение соответствия и классификация в туризме и социально-культурном сервисе
- 2.1. Правовые основы лицензирования
- 2.2. Стандартизация в туризме
- 2.3. Подтверждение соответствия
- 2.4. Классификация объектов туристской индустрии
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 3.1. Субъекты, осуществляющие туристскую деятельность
- 3.2. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей и юридических лиц
- 3.3. Основные организационно-правовые формы туристских организаций
- Тема 4. Правовой статус туриста
- 4.1. Права и обязанности туристов
- 4.2. Страхование туристов. Безопасность туристов
- Тема 5. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности
- 5.1. Понятие, заключение, изменение и расторжение договора
- 5.2. Договоры в сфере туристской деятельности
- Тема 6. Туристские формальности
- 6.1. Понятие и виды туристских формальностей
- 6.2. Паспортные формальности
- 6.3. Визовые формальности
- 6.4. Санитарно-эпидемиологические формальности
- 6.5. Валютные и таможенные формальности