logo search
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА

2.Педагогические способности. Структура пм.

Педагогические способности педагогики и психологии понимают как комплекс свойств личности обеспечивающее успешное владение и осуществление определённого вида деятельности. Способности не сводятся к ЗУН, а является благоприятной предпосылкой достижений высоких результатов той или иной деятельности, причём в ней они появляются, так и формируются.

Когда человек может выполнять общие и специальные возможности в отдельных видах деятельности.

Педагогические способности формируются на базе общей способности, однако в общей способности отражается структура педагогической деятельности.

Выделяются следующие педагогические способности тренера, учителя ФКиС, выделяют организаторские формы (принципы):

Перцептивные – определяется адекватное восприятие и оценки специалистом. Для учителя важно адекватно оценивать порядок действий спортсмена, величину предлагаемых усилий, специфику различных двигательных действий. Умение видеть и исправлять ошибки учеников базируется именно на этой способности.

Когнитивные - обеспечивать глубокое понимание педагогом целей и задачей в своей деятельности, возможность разбираться в сложных ситуациях профессиональной жизни, досконально знать преподносимые материалы, постоянно пополнять и развивать знания, быть открытым к чужому опыту.

Проектировочные - заключается в умение строить долгосрочные планы, развитие личности своего подопечного, организации процессов, его физическое воспитание.

Конструктивные – тесно связан с проектировочным, когнитивным способами, и определяет успешное воплощение замысла педагога в реальной жизни и практике. Они позволяют педагогу ориентироваться на конкретные жизненные ситуации, выбирать наилучшие варианты, средства и методы тренировки.

Организаторские – ориентиром для осуществления учёбы, труда и отдыха воспитанников, позволяют реально оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Они зависят от целого ряда личностных качеств.

Креативные – способность определять творческий потенциал педагога и его чувствительности проблем, способность движения гипотез, создание методов и средств воспитания на тренировках.

Коммуникативные - способность тренера устанавливать наиболее благоприятные взаимоотношения с воспитанниками, спортсменами, коммуникативность тренера является его педагогическим умением избегать конфликтов с учениками, а при их возникновении конструктивно их решать.

Экспрессивные – способность проявления в организме преподавателя и тренера, выразительность её речи и движений, в чувстве юмора, и др. Двигательные способности являются специальным способом, имеющие важное значение в деятельности тренера и учителя физической культуры. Хорошее здоровье и выносливость в нервно-психической сфере.

Опыт показывает, что у разных тренеров, не одинаково развиты указанные способности на пути формирования и сфере мастерства. Заключение в дальнейшем развитие сильных сторон и качеств.