logo search
Lektsii_po_ifk

8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в ссср

Следующий период в истории физической культуры начинается с 1957 года. В стране в это время намечаются коренная перестройка структуры общества, осуществление культурной революции, изменения в образе жизни населения. Вследствие этих перемен перед физкультурным движением также были поставлены новые задачи. Этот период изобилует многочисленными постановлениями партии и правительства, которые были призваны осуществлять руководящую роль во всех областях жизни советских людей, в том числе и в развитии физической культуры и спорта.

В действительности, после очередного постановления наблюдался некоторый подъем и оживление в физкультурном движении. Но в связи с нарастающими застойными явлениями в жизни нашего общества это не могло не сказаться и на развитии физической культуры и спорта.

В январе 1959 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР проанализировали 40-летний путь развития физической культуры. Рассмотрев достигнутые результаты и спортивные успехи на международной арене, они пришли к заключению, что в последующие десятилетия занятия физической культурой и спортом необходимо превратить в массовое движение. Был сделан вывод, что руководящее физкультурное звено в рамках массовой организации сможет легче справиться с возросшими задачами, находясь под об­щественным (государственным) управлением. На этой основе в марте 1959 г. был создан Союз спортивных обществ и организаций СССР, т.е. руководство физкультурным дви­жением осуществлялось выборной общественной организацией. Главная задача Союза состояла в дальнейшем развитии массового физкультурного и спортивного движения в стране, а также в создании условий для строительства новых спортивных сооружений, более действенном участии в охране здоровья трудящихся.

На учредительной сессии Союза спортивных обществ и организаций СССР был избран Центральный совет Союза и принят семилетний план развития советской физической культуры, которым предусматривалось увеличение числа спортсменов до 50 миллионов.

В связи с принятым курсом с 1959 – 1965 гг. в стране осуществлялись следующие мероприятия:

1. Разработаны перспективные планы создания комплексных спортивных сооружений. В число первоочередных планов капитального строительства было включено сооружение спортивных комплексов в деревнях и в отсталых совхозах и колхозах.

2. С привлечением Академии педагогических наук РСФСР переработаны учебные планы школьного и внешкольного физического воспитания. Приняты меры к усилению контроля за физическим воспитанием в дошкольных учреждениях. Акцент в физическом воспитании дошкольников делался на спортивные игры. Было введено физическое воспитание в домах пионеров, пионерских лагерях, детско-юношеских спортивных школах.

3. В интересах усиления физического воспитания и активизации занятий среди взрослых началось повсеместное распространение производственной гимнастики, особое значение придавалось многосторонним занятиям спортом, носящим характер досуга. Наряду с пешими походами появились новые виды туризма на велосипедах, лодках и лыжах.

Широкое распространение получили занятия в группах ОФП (группах здоровья) для лиц среднего и пожилого возраста.

На предприятиях стали создаваться цехи здоровья. Они представляли собой объединение таких служб, как лечебно-профилактическая и физкультурно-спортивная. В цехи здоровья входили стадионы и Дома культуры, поликлиники и санатории, столовые, спортивные сооружения и др.

На промышленных предприятиях одной из форм приобщения людей к массовой физической культуре стали смотры-конкурсы цехов на звание “Самый лыжный цех”, “Цех друзей ГТО” и др.

4. Приняты меры в целях более квалифицированной подготовки преподавателей и общественного актива. Увеличилось число курсов по подготовке кадров.

В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по дальнейшему развитию физкультуры и спорта”, принятом в августе 1966 г., была поставлена задача –придать физической культуре всенародный характер. Достижение этого уровня было более высокой ступенью развития по сравнению с массовостью. В этом постановлении были определены цели, направленные на улучшение руководства физической культурой и спортом, на создание научно обоснованной системы физического воспитания, которая должна охватывать все группы населения, начиная с детского возраста, увеличение ассигнований на спортивно-массовую работу, приобретение спортивного оборудования и инвентаря, создание специализированных ДЮСШ и школ высшего спортивного мастерства. В нем также были определены меры по повышению квалификации учителей, преподавателей, тренеров, укреплению материально-технической базы, усилению внимания научных учреждений на изучение социологических, педагогических, психологических и медико-биологических проблем, повышению массового физкультурного движения и спортивного мастерства.

Однако Союз спортивных обществ и организаций СССР как общественная организация не имел достаточных прав для того, чтобы успешно решать поставленные задачи в области физической культуры и спорта. В связи с этим решением правительства от 17 октября 1968 г. был создан союзно-республиканский Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

Всенародным смотром достижений советского физкультурного движения по-прежнему служили летние и зимние Спартакиады народы СССР. Они активизировали физкультурную работу во всех звеньях физкультурного движения, играли важную роль в подготовке наших спортсменов к Олимпийским играм.

В массовых стартах Спартакиад, которые продолжались 2 – 3 года, принимали участие миллионы людей разных возрастов и профессий. Так, в 1967 г. в IV Спартакиаде народов СССР участвовало 85 млн. человек, в 1979 г. в VII Спартакиаде – 100 млн. человек.

Финальная часть Спартакиад народов СССР собирала лучших представителей советского спорта, а в VII Спартакиаде (1979) принимали участие свыше 2 тыс. зарубежных спортсменов из 84 стран. В программу Спартакиады включались соревнования более чем по 20 видам спорта (летние) и все олимпийские виды, кроме бобслея (зимние спартакиады).

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. В Конституцию вошла новая глава “Социальное развитие и культура”, где всестороннему духовному и физическому развитию молодого поколения и трудящихся уделялось особое внимание.

С 1 марта 1972 г. был введен новый комплекс ГТО, так как комплекс 1959 г. не соответствовал новым задачам и не мог служить основой дальнейшего совершенствования системы физического воспитания.

Этот комплекс должен быть создавать широкие возможности для решения задачи превращения массового физкультурного движения во всенародное. Комплекс состоял из шести ступеней. охватывая возраста диапазон от 7 до 60 лет:

I ступень – “К стартам готов” (для детей от 7 до 9 лет).

II ступень – “Смелые и ловкие” (для мальчиков и девочек 10 – 13 лет).

III ступень – “Спортивная смена” (для подростков 14 – 15 лет).

IV ступень – “Сила и мужество” (для юношей и девушек 16 – 18 лет).

V ступень – “Физическое совершенство” (для мужчин 19 – 39 лет и женщин 19 – 34 лет).

VI ступень – “Бодрость и здоровье” (для мужчин 40 – 60 лет и женщин 35 – 55 лет).

Каждая ступень комплекса ГТО состояла из разделов требований и упражнений и норм.

В стране развернулось движение по сдаче норм ГТО, создавались специальные комиссии, которые принимали нормы ГТО, оформляли протоколы и присваивали в соответствии с полученным результатом золотой, серебряный и бронзовый значки. Широкое распространение получили “Открытые старты”, “Дни спорта”, “Стать чемпионом ГТО”, “Через комплекс ГТО – к высшей производительности труда”, “От значка ГТО к олимпийской медали” и многие др.

В конце 1978 г. стали проводиться соревнования по зимнему многоборью ГТО, в программу которых входили лыжный спорт, стрельба, подтягивание на перекладине, отжимание.

На реализацию идей о том, что физкультура должна входить в повседневную жизнь населения было направлено Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта” (сентябрь 1981). Оно представляло собой развернутую программу физкультурного движения в новых условиях и охватывало важнейшие его проблемы. Комитету по физической культуре предлагалось, расширить сеть спортивных клубов по месту жительства, пересмотреть учебные программы в учебных учреждениях, улучшить работы ДЮСШ, спортивно-оздоровительных лагерей, развивать олимпийские виды спорта, улучшить научно-исследова­тельскую работу.

Однако решение этих и других задач сдерживалось застойными явлениями в экономической и социально-куль­турной сферах нашего общества в 70-х и первой половине 80-х гг. Сказывался остаточный принцип финансирования. Практическая деятельность физкультурных организаций в те годы часто оценивалась не по развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы, а по числу завоеванных кубков, грамот и медалей, по подготовке лишь отдельных спортсменов, “железных” зачетников.

В физкультурном движении наметилось углубление перекоса между массовостью и мастерством в явный ущерб первому. Развитию физической культуры и спорта мешали многие ведомственные барьеры в использовании спортивных сооружений, административно-бюрократические методы управления физкультурным движением.

Постановление 1981 г. подтолкнуло к развитию новые формы массовой спортивной работы, придало новый импульс многим уже испытанным средствам: стали образовываться физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК); проводиться массовые соревнования “Недели пловца”, “Недели лыжника” и т.д.; широко внедрялись в практику массовые состязания “Всей бригадой на стадион”, “Папа, мама и я – спортивная семья”; постоянно совершенствовались формы спортивно-массовой работы с детьми: особую популярность среди детей приобрели соревнования на призы клубов “Кожаный мяч”, “Золотая шайба”, “Олимпий­ская снежинка”, “Лед надежды нашей” и т.п.

Для развития физкультуры и спорта в стране намечалось усиление организационной стороны физического воспитания, лучшее использование имеющихся спортивных сооружений, развивать общественную инициативу, самодеятельность населения в развитии физкультурной работы по месту жительства, строительство простейших спортивных площадок и залов.

Все это нашло отражение в “Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 – 1990 гг. и на период до 2000 г.”.

Перестройка физкультурного движения должна была поднять на высокие рубежи все отрасли спортивной науки, систему подготовки кадров, спортсменов высшей квалификации, отбора спортивных резервов, деятельность спортивных учреждений, организацию спортивных соревнований.

На самом деле на фоне произошедших политических событий, распада СССР, образования СНГ и т.д. в физической культуре и спорте произошел значительный спад. Потеряли актуальность такие формы занятий, как производственная гимнастика, группы здоровья и др. В условиях рыночной экономики большинство спортивных сооружений перешло на хозрасчет. Это повлекло за собой возрастание арендной платы за занятия, малоимущая часть населения потеряла возможность заниматься физической культурой и спортом. В таком же бедственном состоянии находятся спортивные школы, дети не имеют возможности выезжать на соревнования в другие города. Ведущие спортсмены вы­нуждены подписывать более выгодные контракты за пре­делами России.