logo search
Istoria_puteshestvy_i_turizma

Становление рекреационных районов и объектов индустрии туризма на территории бсср.

В начале 1980-х гг. силами специалистов предприятия был разработан комплекс градостроительных документов по совершенствованию территориальной организации БССР, в том числе схема размещения и развития городских и сельских поселений Белорусской ССР до 2000 года, которая затем была развита в фундаментальную теоретическую работу — Генеральную схему комплексной территориальной организации БССР, где поселения и окружающие их территории рассматривались как единый объект планирования и управления в виде территориальных комплексов и местных систем.

В 1981 году силами проектного подразделения организации была завершена и утверждена Генеральная схема развития и размещения зон отдыха и курортов Белорусской ССР (постановление СМ БССР от 11 марта 1981 г. № 75), в развитие которой разработаны проекты схем развития и размещения курортов и зон отдыха местного значения для каждой области. Это позволило местным властям с учетом охраняемых зон зарезервировать территории под будущее рекреационное строительство.

В плане реализации основных положений Генеральной схемы было принято решение Правительства БССР о разработке проектов планировки 14 зон отдыха республиканского значения: "Столбцы" и "Вилейка" Минской и "Озеры" Гродненской областей, генеральных планов курортов "Нарочь" и "Ждановичи". По инициативе республиканского профсоюза была разработана также схема размещения республиканских туристических баз, которых тогда насчитывалось восемь. На сегодняшний день большинство объектов отреконструировано и продолжает функционировать, оказывая различные услуги, вплоть до санаторно-курортного лечения.

Напомним, что во времена Советского Союза на территории БССР было 214 курортов и зон отдыха. Их значительное количество объясняется тем фактом, что на тот момент Беларусь была, можно сказать, рекреационным районом большой страны: сюда направлялись на отдых и лечение жители практически со всего СССР. Особенной популярностью, к примеру, у москвичей и ленинградцев пользовались наши Браславские и Нарочанские места. Сегодня, к слову, наши санатории также востребованы россиянами благодаря оптимальному соотношению "цена — качество".

  1. Туризм в Республике Беларусь. Причины, повлиявшие на развитие туризма. Основные направления и виды туристской деятельности.

    СОВРЕМЕНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    Состояние туристической инфраструктуры

В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

Туристский потенциал Беларуси базируется, главным образом, на многообразии, красоте и первозданности природы страны, уникальности историко-культурного наследия и состоит из более чем 15 тысяч объектов, имеющих историческую, культурную, архитектурную значимость, памятных мест, связанных с именами выдающихся деятелей мировой истории и культуры.

Кроме того, Беларусь имеет выгодное географическое положение.

Беларусь имеет исключительно богатый природный и историко-культурный потенциал, благоприятный для международного туризма. Здесь относительно мягкий климат, в благоприятной пропорции соотносятся в ландшафтах пойменные низменности и моренные гряды, открытые и залесенные пространства, обилие рек и озер, отсутствуют обширные горнорудные и промышленные районы. Республика имеет компактную территорию, густую сеть сельских и городских (особенно малых и средних) населенных пунктов, развитую инфраструктуру дорожных коммуникаций различного уровня.

Беларусь обладает богатым природным потенциалом для развития туризма. Это обширные, хорошо сохранившиеся лесные, лесо-озерные, лесо-речные природные комплексы, включающие памятники природы, разнообразный растительный и животный мир, природные лечебные ресурсы (лечебные минеральные воды, торфогрязи, сапропели), охотничьи и рыболовные угодья, живописные ландшафты с условиями для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных (лодочных, теплоходных, байдарочных, парусных) туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.

Одним из приоритетных направлений развития современного туризма Республики Беларусь является экологический туризм, который, как показывает опыт зарубежных стран, может стать одним из перспективных направлений для нашей страны. Он актуален, как правило, в регионах с сельскохозяйственной ориентацией. Приставка эко- означает, что обеспечивается необходимое равновесие между прибылью фирм и устойчивым развитием территории.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Экологический туризм. Беларусь обладает уникальными ресурсами для организации экологического туризма. В первую очередь это национальные парки «Беловежская пуща», «Нарочанский», «Браславские озера», «Припятский», Березинский биосферный заповедник, заказники «Налибокская пуща», «Голубые озера» и многие другие. Здесь созданы хорошие условия для организации пешеходных, конных, велосипедных, водных туристских походов, отдыха и оздоровления в природной среде.

Агроэкотуризм. Относительно новый для Беларуси вид отдыха. В настоящее время гостей принимают более чем в 180 усадьбах. Во многих агроусадьбах можно отметить древние праздники -- Купалье и Масленицу.

Лечебно-оздоровительный туризм. Уровень развития медицины и санаторная база в Беларуси привлекают в республику иностранных клиентов. Поправлять здоровье к нам едут поляки, немцы, израильтяне, граждане других стран ближнего и дальнего зарубежья, поэтому данное туристическое направление в республике активно развивается.

Белорусские санатории обладают разнообразными ресурсами для лечения и оздоровления. В их числе уникальный микроклимат каждой здравницы, источники минеральных вод, лечебные грязи.

Религиозный туризм. На территории страны столетиями рядом проживают представители различных религий -- христиане, иудеи, мусульмане и др. Культовые сооружения представителей разных вероисповеданий соседствуют во всех городах и местечках республики. Религиозный туризм в Беларуси в основном имеет просветительский характер. Однако наряду с познавательными путешествиями все больше людей ежегодно совершают паломничества. Верующие стремятся к чудотворным иконам и нетленным мощам белорусских святых: Евфросинии Полоцкой, праведной княгини Слуцкой Софии, святого праведного Иоанна Кормянского.

Богата белорусская земля чудесными явлениями и знамениями. Мироточащие иконы, удивительные образы Христа и Богоматери, проступающие на деревьях и камнях, уникальные кресты-валуны, растущие прямо из земли в древнем Турове, -- все это привлекает людей, увлеченных непознанным.

Военно-исторический туризм. В последние годы в моду входит форт-туризм -- поездки в страны и города, где проходили знаменитые сражения разных времен и народов. В этом плане территория Беларуси может считаться тематическим военно-историческим парком. В стране нет места, которое не затронули бы войны. О них напоминают замки и храмы оборонительного типа, памятники и стелы, установленные в честь знаменитых битв, военные и краеведческие музеи.

Событийный туризм. В Беларуси проходит ряд интересных культурных и спортивных мероприятий международного уровня. Это знаменитый Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», театральный фестиваль «Белая вежа» в Бресте и др. Ярким событием стал прошедший в Минске детский песенный конкурс «Евровидение-2010». Насыщенным является и спортивный календарь республики. В настоящее время Беларусь активно готовится к Чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Минске в 2014 году. Способствует развитию событийного туризма рыцарское движение. В республике существует несколько десятков военно-исторических клубов. Ежегодные рыцарские турниры и фестивали стали традиционными.

Деловой туризм. Сегодня каждый четвертый путешествующий в мире совершает поездку в связи со служебной необходимостью. Именно деловой туризм дает возможность познакомиться с новыми технологиями, встретиться с инвесторами, партнерами, поставщиками и потребителями товаров или услуг.