Эволюция транспорта в процессе истории, его роль в развитии туризма.
Транспортные компании и организации - одна из пяти главных движущих сил современного международного туристского рынка.
Основными видами транспорта в туризме в настоящее время являются: авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, железнодорожные поезда.
Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки.
Автобусный транспорт. Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г. Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в латинский язык, где оно означало "транспорт для всех".
В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы изготавливались большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3 млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания "Greyhound" (США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных пассажирских и туристских автобусов.
Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана судовладельческая компания "Р&О".
Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г. Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом континенте "Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии по Миссисипи.
Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус", "Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час; в 1912 г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд", по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала совершать регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение которой равнялось 80 тыс. тонн, а скорость составляла 30 узлов в час.
История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное акционерное общество "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960 г. был организован первый круиз с советскими туристами на "Адмирале Нахимове" вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий Орджоникидзе" вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.
Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с "железным конем" в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был моментальным и распространялся повсюду.
Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями Пульман в 1872 г. в США.
В 1884 г. была основана компания "International Company of Wagon Lit and Grand Express of Europe" для сообщения между столицами европейских стран. С конца XIX и в начале XX в. эта компания построила и ввела в эксплуатацию практически все классные именные маршруты, значительная часть которых существует и в наше время: "Orient Express" (1883 г.), "Trans-siberien" (1898 г.), "Train Bleu" (1922 г.), "Golden Arrow" (1926 г.). Это был "золотой век" для "Вагон-Лит". Маршруты поездов соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г. Россией было национализировано более 160 классных вагонов, принадлежавших компании.
После второй мировой войны компания реорганизовалась и стала называться "International Company of Wagon Lit & Tourism". Она вновь восстановила свои маршруты и стала создавать свою туристскую индустрию, связанную с туристскими железнодорожными маршрутами, - занялась строительством отелей, ресторанов, созданием туристских агентств.
Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург - Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская магистраль (от Челябинска до Владивостока).
Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.
Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою известную модель "Т". Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок. Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы), которые впоследствии превратились в мотели.
Авиационный транспорт. О полете человек мечтал еще с глубокой древности. Одно из свидетельств тому - легенда о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся в небо на крыльях из перьев, скрепленных воском.
Неудачность попыток оторваться от земли с помощью искусственных крыльев не останавливала человека. Он пытался осуществить полет, прыгнув с высоты. Но каждый эксперимент кончался увечьем или гибелью испытателя.
Неизвестный изобретатель предпринял полет на крыльях из слюды и кожи
(документальное свидетельство об этом относится к 1695 г.), но подняться в воздух он, конечно, не смог.
Научный подход к решению проблем полета стал возможен со становлением в XVIII в. фабричного производства, с интенсивным развитием науки и техники. Разработки великого русского ученого М. В. Ломоносова в области воздушной среды впоследствии легли в основу аэродинамики.
Создание летательного аппарата легче воздуха известило об открытии эры воздухоплавания. Простота конструкции воздушных шаров способствовала началу практических работ в этой области. Первый полет на воздушном шаре выполнен в Москве в 1805 г.
В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном французом А. Жиффаром.
В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и испытал модель планера, который до начала XX в. оставался единственным типом летательного аппарата тяжелее воздуха.
В России возможность полета на планере впервые обосновал Н. А. Арендт в 70-80-е годы XIX века.
Разработка идеи летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, развитие техники, вызванное становлением капитализма в России, способствовали появлению проектов самолетов. Артиллерийский офицер Н. А. Телешов первый в России и один из первых в мире предложил применить на самолете реактивный двигатель (1867 г.). Практически проект был невыполним, но представлял интерес как прообраз современных многоместных пассажирских самолетов.
Модели первых самолетов с неподвижным крылом сконструировал русский изобретатель Д. Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух.
В 1910 г. совершил полет самолет конструкции инженера А. С. Кудашева. Вскоре поднялись в воздух самолеты конструкции Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского и др.
Несмотря на значительный успех русских ученых, авиаторов, царское правительство не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские летчики летали на самолетах, купленных за границей.
Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут "Берлин - Лейпциг - Веймар", а перевозчик позднее стал известен как "Lufthansa".
Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921 г. был подписан декрет "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые транспортные перелеты, международные авиационные связи.
Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.
- «История путешествий и туризма» как научная дисциплина.
- Понятие о путешествиях и туризме.
- Подходы к периодизации развития путешествий и туризма. Краткая характеристика этапов.
- Первые путешествия древности (Египет, Месопотамия, Финикия, Китай).
- Путешествия Античного мира (Карфаген, Древняя Греция, Македония).
- Особенности внутригосударственных путешествий в Римской империи. Виды «туристской» деятельности, зародившиеся в Римской империи.
- Древние дороги и торговые пути: география, причины возникновения и значение.
- Особенности путешествий в Средние века. Паломничество и миссионерство как форма религиозных путешествий.
- 1. Основные факторы путешествий в св.
- 2. Паломничество как форма путешествий.
- Цели и география путешествий арабских купцов и мореплавателей (VII-XV вв.).
- География и социально-культурный аспект Крестовых походов.
- Путешествие а.Никитина как пример путешествия из Восточной Европы в Переднюю и Южную Азию.
- География и социокультурные последствия путешествий Марко Поло.
- Направления и значение путешествий норманнов.
- Причины и особенности путешествий в Новое время. Предпосылки вго.
- Открытия и завоевания Португалии в эпоху вго. Причины и следствия.
- Открытия и завоевания Испании в эпоху вго. Причины и следствия.
- Роль экспедиции ф. Магеллана в исследовании Земли.
- Морские открытия «голландского» этапа вго. Причины и следствия.
- Значение и направления путешествий английских исследователей (XVI-XVII вв.).
- Великие путешественники и первооткрыватели XVIII в.: география путешествий и результаты.
- Экспедиции Абела Тасмана
- Генри Гудзон
- Джеймс Кук
- Открытия и исследования в Сибири и на Дальнем Востоке (XVI-XVIII вв.).
- Причины и сущность путешествий с научными целями XIX в. Кругосветные морские путешествия XIX века.
- Исследования внутренних районов Азии.
- Исследования внутренних районов Африки.
- Исследования внутренних районов Америки.
- Исследование Арктики и Антарктики. Достижение полюсов.
- Условия и факторы развития и распространения туризма в кон. XVIII – нач. XX вв. «Элитарный туризм».
- Развитие гостеприимства в Западной Европе и Америке: возникновение сети отелей и ресторанов (XVIII-XIX вв.)
- Роль транспорта в развитии туризма в XIX – начале хх вв.
- Туристская деятельность Томаса Кука.
- Первые туристские объединения и организации.
- Зарождение и сущность социального туризма.
- Предпосылки зарождения туризма в Российской империи.
- Цели и значение организации курортного дела в Российской империи.
- Организации экскурсионной деятельности в Российской империи.
- Организации и учреждения, занимающиеся развитием туризма ссср в 1920-1930-х гг.
- Особенности модели развития туризма в ссср в послевоенные годы.
- Развитие въездного и выездного туризма в послевоенный период на территории ссср.
- География курортов в ссср. Причины и особенности их возникновения.
- Плановый и самодеятельный туризм в ссср. Развитие сети туристских маршрутов.
- Характер и виды путешествий по территории Беларуси и выходцев из края в IX-XIX вв.
- Направления развития туризма и виды туристской деятельности в бсср в 1920-1980-х гг.
- Становление рекреационных районов и объектов индустрии туризма на территории бсср.
- Особенности развития туризма на территории Брестской области в хх в.
- Ресурсы и материальная база туризма в Брестской области на современном этапе.
- Перспективные направления развития туризма в Республике Беларусь.
- Позиционирование Республики Беларусь на международном туристическом рынке. Участье в международных туристских организациях.
- Факторы становления «массового» туризма. Сущность «конвейерного» и «дифференцированного» туризма.
- Значение и влияние туристской индустрии на развитие мирового хозяйства.
- История становления туристских регионов в мире.
- Роль туризма в развитии межкультурных коммуникаций.
- История становления международных и региональных организаций в сфере туризма.
- История развития материально-технической базы туризма (объекты гостеприимства).
- История становления познавательного и образовательного туризма в мире.
- История становления оздоровительного и лечебного туризма в мире.
- Эволюция транспорта в процессе истории, его роль в развитии туризма.
- Роль информационных технологии в развитии туризма на настоящем этапе.