Плановый и самодеятельный туризм в ссср. Развитие сети туристских маршрутов.
ПЛАНОВЫЙ ТУРИЗМ
В 1988 в стране насчитывалось св. 27,8 тыс. плановых маршрутов, среди которых было ок. 400 всесоюзных. Всес. маршруты обычно прокладывают по наиболее интересным р-нам страны, как правило, по терр. неск. республик или областей. Часть путевок предназначена для семейного отдыха, для родителей с детьми.
Местные плановые маршруты организуются респ., краевыми, областными СТЭ (ТЭПО) и рассчитаны в основном на обслуживание населения определ. региона. Наибольшее число плановых маршрутов приходится на Сев. Кавказ и Закавказье, Украину, Центральный и Сев.-Западный р-ны. В связи с этим особую актуальность приобрела проблема ускоренного развития сети тур. маршрутов в тех р-нах, где также имеются благоприятные условия для занятий Т.: в Сибири, Казахстане, Нечернозёмной зоне Рос. Федерации, на Д. Востоке (см. "География туризма").
Всё более популярным видом активного Т. становится горнолыжный туризм, которым можно заниматься не только зимой. Наряду с традиционными р-нами этого вида Т. (Приэльбрусье, Домбай, Бакуриани, Закарпатье и др.) активно осваивается туристами Заполярье (Кольский п-ов), перспективны горные р-ны Казахстана, Узбекистана, Красноярского края, а также Армения.
Алтайский и Башкирский СТЭ стали пионерами новой формы тур. обслуживания - организации конных тур. маршрутов. В дальнейшем конный Т. стал активно развиваться в Курганской обл.. Краснодарском и Ставропольском краях, Грузии, др. регионах.
Интенсивно разрабатываются плановые маршруты для любителей автомоб. Т. При этом тур. орг-ции обеспечивают туристов питанием, экскурс, обслуживанием, организуют места стоянок. Конечные пункты этих маршрутов располагаются, как правило, в популярных местах отдыха - на побережье Черного, Каспийского, Балтийского морей.
Особую категорию составляют т. н. семейные туристы, число которых возрастает из года в год. Согласно социологич. опросам, ок. 40% населения избирает для себя семейный отдых и ок. 20% желает отдыхать вместе с детьми. Семейный Т. имеет большое социальное и воспитат. значение, в связи с чем его развитию уделяется особое внимание. Постоянно растёт число тур. баз, обслуживающих семейных туристов. Если в 1976 они приняли 410 тыс. чел., то в 1988 - 2,8 млн. родителей с детьми. Туристско-экскурс. орг-ции постепенно расширяют диапазон возрастного ценза для детей: на речных теплоходных маршрутах - старше 10 лет, на морских - старше 12 лет; с 1981 в ряде тур. гостиниц и тур. баз принимают родителей с детьми в возрасте от 5 лет.
Большое внимание уделяется организации туристско-экскурс. обслуживания учащихся общеобразоват. школ и профтехучилищ. Экскурс, тематика всё чаще включается в планы воспитат. работы этих уч.заведений.
По данным ЦСТЭ, в плановом Т. каждый второй турист предпочитает путешествовать на том или ином виде транспорта; при этом наибольший объём перевозок падает на автобусные путешествия - 49,7% и на ж.-д. транспорт - 27,5%; на теплоходы - 12%, на самолёты - 9,3% и на комбинир. поездки -o 1,5% туристов.
Становление массового трансп. Т. связано с появлением в стране первых туристско-экскурс. поездов. Одним из новых видов тур. обслуживания стали кольцевые ж.-д. маршруты, которые обычно проходят по неск. регионам. Очень популярны среди населения поездки выходного дня ("поезда здоровья", грибные, лыжные и т. п.). При организации путешествий в тур. поездах большое значение имеют создание и благоустройство пунктов стоянок тур. поездов; такие пункты действуют на 99 ж.-д. станциях.
Первые тур. маршруты для путешествий речными теплоходами были проложены в 1959, их обслуживали 10 судов. В навигации 1989 участвовало уже 117 судов, обслужившие св. 750 тыс. туристов примерно на 300 маршрутах. Быстрое развитие теплоходного речного Т. объясняется высоким уровнем комфортности этих путешествий, насыщенностью интересными экскурс., познават. мероприятиями. Речные круизы организуются по Волге, рекам Волжского басе., Волго-Балту, Дону, Днепру, Оби, Енисею, Лене, Амуру и др.
Св. 25% туристов, участвующих в трансп. путешествиях, совершают их на автобусах, которые используются при организации не только экскурсионных, но и многодневных тур. поездок. Так, в 1989 туристов обслуживало св. 16 тыс. автобусов, а число автобусных маршрутов достигало почти 18 тыс. Автобусные путешествия организуют все СТЭ и ТЭПО. Это в основном кратковременные (3-5 дней) поездки на относительно небольшие расстояния. Особенностью автобусных маршрутов являются сезонные колебания тур. потоков с максимумом летом и минимумом зимой.
Осн. р-ны авиац. тур. маршрутов: Центр Европ. части и С.-З. Рос. Федерации, Поволжье, Ю.-З. Украины, Крым, Прибалтика, Сев. Кавказ, Закавказье. Авиац. маршруты разрабатываются с таким расчётом, чтобы туристы совершали как длит. путешествия (15-20 дней) во время своего отпуска, так и кратковременные (2-5). Во время продолжит, авиапутешествий можно посетить Д. Восток, Крым, Ср. Азию, сев. р-ны страны. В 1988 на авиац. тур. маршрутах побывали св. 2,1 млн.чел.
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Путешествия по маршрутам, разработанным самими туристами или рекомендованным тур. клубами, объединяются понятием самодеятельный туризм. Организация и проведение таких путешествий основаны на принципах самообеспечения и самообслуживания. Однако строгое разграничение между плановым и самодеят. Т. провести нельзя.
Самодеят. Т. привлекает миллионы людей, прежде всего молодежь. Хорошо организованный самодеят. Т. воспитывает самостоятельность, смелость, собранность, умение преодолевать трудности. В стране функционирует ок. 900 тур. клубов СТЭ и ТЭПО, св. 26 тыс. тур. секций коллективов физкультуры. Для самодеят. туристов разработано ок. 20 тыс. маршрутов. В целях организац. укрепления самодеят. Т. создана федерация Т., в состав которой вошли наиб. опытные и квалифицир. специалисты.
Самой массовой и популярной формой активного отдыха стал поход выходного дня, который является первой ступенью на пути приобщения к Т. лиц самых разных возрастов. Впервые они стали проводиться в 1940-х гг. в Москве, а затем приобрели популярность у жителей Ленинграда, Свердловска, Риги и др. городов. По содержанию и целям они могут быть познавательными, оздоровительными, тренировочными (отработка тур. техники) и др. Тур. клубы стали активно использовать хозрасчетные формы организации таких походов, развивать разл. формы общественно полезной работы: устанавливать тесные связи с лесничествами, участвовать в оборудовании стоянок, биваков, привалов.
Для совр. самодеят. спорт. Т. характерно освоение новых р-нов, усложнение маршрутов тур. походов, что требует более качеств, подготовки тур. кадров, улучшения тренировочного процесса, совершенствования тур. снаряжения и инвентаря, освоения элементов альл. техники и др. Решение этих вопросов возложено на федерации Т., их обществ, комиссии по видам Т. и разделам работы, в первую очередь маршрутно-квалификац. комиссии, обществ, и штатную кон-трольно-спасат. службу.
Эффективным средством повышения культурного и общеобраэоват. уровня населения является экскурсия, которая стала неотъемлемой частью планового тур. путешествия. Тематика экскурсий постоянно расширяется, общее число экскурс, тем к кон. 1980-х гг. превысило 27 тыс. В 1989 число методистов и экскурсоводов составило ок. 60 тыс. чел. Значительно возросло кол-во экскурс, учреждений (72 в 1965), которые обслужили 8 млн., а в 1989 - 218 млн. экскурсантов. Экскурсии всё более активно используются и в работе со школьниками, учащимися профтехучилищ, являясь фактически составной частью уч. процесса.
Вопросам Т. посвящены жури. "Мир путешествий", газ. "Туристские новости", бюллетень "Туристский вестник", многочисл. издания, выпускаемые издательствами "Профиздат", "Физкультура и спорт", "Молодая гвардия" и др., рекламно-информац. бюро "Турист", а также сборники официальных материалов ЦСТЭ.
- «История путешествий и туризма» как научная дисциплина.
- Понятие о путешествиях и туризме.
- Подходы к периодизации развития путешествий и туризма. Краткая характеристика этапов.
- Первые путешествия древности (Египет, Месопотамия, Финикия, Китай).
- Путешествия Античного мира (Карфаген, Древняя Греция, Македония).
- Особенности внутригосударственных путешествий в Римской империи. Виды «туристской» деятельности, зародившиеся в Римской империи.
- Древние дороги и торговые пути: география, причины возникновения и значение.
- Особенности путешествий в Средние века. Паломничество и миссионерство как форма религиозных путешествий.
- 1. Основные факторы путешествий в св.
- 2. Паломничество как форма путешествий.
- Цели и география путешествий арабских купцов и мореплавателей (VII-XV вв.).
- География и социально-культурный аспект Крестовых походов.
- Путешествие а.Никитина как пример путешествия из Восточной Европы в Переднюю и Южную Азию.
- География и социокультурные последствия путешествий Марко Поло.
- Направления и значение путешествий норманнов.
- Причины и особенности путешествий в Новое время. Предпосылки вго.
- Открытия и завоевания Португалии в эпоху вго. Причины и следствия.
- Открытия и завоевания Испании в эпоху вго. Причины и следствия.
- Роль экспедиции ф. Магеллана в исследовании Земли.
- Морские открытия «голландского» этапа вго. Причины и следствия.
- Значение и направления путешествий английских исследователей (XVI-XVII вв.).
- Великие путешественники и первооткрыватели XVIII в.: география путешествий и результаты.
- Экспедиции Абела Тасмана
- Генри Гудзон
- Джеймс Кук
- Открытия и исследования в Сибири и на Дальнем Востоке (XVI-XVIII вв.).
- Причины и сущность путешествий с научными целями XIX в. Кругосветные морские путешествия XIX века.
- Исследования внутренних районов Азии.
- Исследования внутренних районов Африки.
- Исследования внутренних районов Америки.
- Исследование Арктики и Антарктики. Достижение полюсов.
- Условия и факторы развития и распространения туризма в кон. XVIII – нач. XX вв. «Элитарный туризм».
- Развитие гостеприимства в Западной Европе и Америке: возникновение сети отелей и ресторанов (XVIII-XIX вв.)
- Роль транспорта в развитии туризма в XIX – начале хх вв.
- Туристская деятельность Томаса Кука.
- Первые туристские объединения и организации.
- Зарождение и сущность социального туризма.
- Предпосылки зарождения туризма в Российской империи.
- Цели и значение организации курортного дела в Российской империи.
- Организации экскурсионной деятельности в Российской империи.
- Организации и учреждения, занимающиеся развитием туризма ссср в 1920-1930-х гг.
- Особенности модели развития туризма в ссср в послевоенные годы.
- Развитие въездного и выездного туризма в послевоенный период на территории ссср.
- География курортов в ссср. Причины и особенности их возникновения.
- Плановый и самодеятельный туризм в ссср. Развитие сети туристских маршрутов.
- Характер и виды путешествий по территории Беларуси и выходцев из края в IX-XIX вв.
- Направления развития туризма и виды туристской деятельности в бсср в 1920-1980-х гг.
- Становление рекреационных районов и объектов индустрии туризма на территории бсср.
- Особенности развития туризма на территории Брестской области в хх в.
- Ресурсы и материальная база туризма в Брестской области на современном этапе.
- Перспективные направления развития туризма в Республике Беларусь.
- Позиционирование Республики Беларусь на международном туристическом рынке. Участье в международных туристских организациях.
- Факторы становления «массового» туризма. Сущность «конвейерного» и «дифференцированного» туризма.
- Значение и влияние туристской индустрии на развитие мирового хозяйства.
- История становления туристских регионов в мире.
- Роль туризма в развитии межкультурных коммуникаций.
- История становления международных и региональных организаций в сфере туризма.
- История развития материально-технической базы туризма (объекты гостеприимства).
- История становления познавательного и образовательного туризма в мире.
- История становления оздоровительного и лечебного туризма в мире.
- Эволюция транспорта в процессе истории, его роль в развитии туризма.
- Роль информационных технологии в развитии туризма на настоящем этапе.