logo search
Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи

Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эф­фективности.

Спортивная физиология по своему месту в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя груп­пами учебных и научных дисциплин. Первую группу составляют фундаментальные науки, на которых базируется спортивная физио­логия, она и использует их теоретические достижения, методики ис­следования и сведения о факторах среды, с которыми взаимодей­ствует организм спортсмена в процессе тренировочной и соревнова­тельной деятельности. К числу таких дисциплин следует отнести биологию, физиологию человека и животных, химию и физику.

Во вторую группу входят учебные и научные дисциплины, взаи­модействующие со спортивной физиологией таким образом, что они взаимно обогащают или дополняют друг друга. В этом плане спортивная физиология тесно связана с анатомией, биохимией, био­механикой, гигиеной и психологией.

И, наконец, третью группу дисциплин, с которыми связана спортивная физиология, составляют те из них, которые используют ее научные достижения и методики исследования в своих целях. К ним относятся теория и методика физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисциплины, спортивная медицина, ле­чебная физкультура.

Одной из важных задач спортивной физиологии является науч­ное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечи­вающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — на­ука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосно­вывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, пе­ренапряжения и патологических сдвигов функций организма, а так­же профилактику возникновения различных заболеваний.

Отличительной методической особенностью спортивной физио­логии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточ­няющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функци­онального состояния организма человека, т. е. исследование прово­дится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специаль­ные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую ак­тивность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой це­лью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), сту­пеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мы­шечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.

Спортивная физиология занимает важное место в теории физи­ческой культуры, составляя фундамент знаний, необходимых трене­ру и преподавателю для достижения высоких спортивных результа­тов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершен­ствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и ре­комендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причи­нить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилита­ционном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.

Таким образом, из изложенного, следует, что спортивная физио­логия как учебная и научная дисциплина, решает две основные пробле­мы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерно­стей укрепления здоровья человека с помощью физических упражне­ний и повышения устойчивости его организма к действию различ­ных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.), а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.

Вторая проблема спортивной физиологии заключается в физиоло­гическом обосновании мероприятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, особенно в большом спорте. Эти две проблемы полностью не совпадают, так как для достижения наи­высших результатов в процессе тренировок в ряде случаев применяются такие нагрузки, которые могут приводить к снижению устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней сре­ды, ухудшению состояния здоровья и даже к возникновению заболе­ваний.

Исходя из всего сказанного, становится очевидным, что физио­логические особенности функций организма следует изучать и оце­нивать раздельно как в отношении массовой физической культуры и физической подготовки специальных контингентов (военнослужа­щие, пожарные, геологи, студенты, школьники и некоторые другие категории), так и в отношении различных видов спорта, особенно спорта высших достижений.