ВВЕДЕНИЕ
Прыжок в высоту является обязательным в изучении программы по физической культуре в общеобразовательных школах. Существуют несколько способов выполнения прыжка в высоту: «перешагивание», «перекидной», «волна», «перекат» и «Фосбери-флоп». Однако в настоящие время в школах изучается только прыжок способом «перешагивание». При его изучении учителя физической культуры пользуются методическими рекомендациями, в которых описывается методика выполнения этого прыжка с махом выпрямляющейся ногой (методика была характерна для периода 50 - 60-х годов прошлого века для изучения прыжка способом «перекидной»). Такая методика не позволяет учителям физической культуры и тренерам обучить прыжку способом «Фосбери-флоп», для которого характерен мах согнутой ногой.
Прыжок способом «Фосбери-флоп» является самым эффективным. Его доминирование в современной легкой атлетике ставит новые задачи в использовании новых адекватных методик обучения перед учителями и тренерами ДЮСШ. Бурное освоение этого прыжка началось после победы Дика Фосбери на Олимпийских играх в Мехико в 1968 г. В одном из своих интервью Дик Фосбери сказал, что его стиль «характеризует эволюционный подход от «ножниц» («перешагивание») к «Флопу». В зарубежной методической литературе не существует проблема в обучении прыжку способом «перешагивание» с махом согнутой ногой, поэтому возникает необходимость разработки программы для прыжка в высоту этим способом для дальнейшего освоения техники прыжка «Фосбери-флоп». Это показывает актуальность исследуемой нами проблемы.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс спортсменов 12-13 лет, занимающихся легкой атлетикой.
Предмет исследования - альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту.
Цель исследования - выявить эффективность экспериментальной методики обучения технике прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп» с использованием положительного переноса двигательных умений и навыков прыжка способом «перешагивание».
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что при использовании положительного переноса навыков и соблюдении определенных условий, характеризующих методику, будет сокращен срок обучения прыжку способом «Фосбери-флоп».
В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. изучить научно-методическую литературу;
2. разработать экспериментальную методику обучения прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп» с использованием положительного переноса двигательных умений и навыков прыжка способом «перешагивание»;
3. определить эффективность разработанной методики.
Методы исследования:
1. анализ научно-методической литературы;
2. педагогические наблюдения;
3. Педагогический эксперимент;
4. метод экспертного оценивания
5. контрольные испытания;
6. математико-статистические методы.
Научная новизна - разработаны задачи и подобраны упражнения для обучения прыжку в высоту способом «Фосбери-флоп»; определена эффективность методики, направленной на сокращение сроков обучения.
Практическая значимость - разработанная нами экспериментальная методика может применяться тренерами-преподавателями ДЮСШ и учителями физической культуры в процессе обучения технике прыжка в высоту, а также при разработке новых программ по физической культуре.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1.1 История возникновения и развития прыжков в высоту
- 1.2 Методика обучения способа «Фосбери Флоп» по В.М. Дьячкову и А.П. Стрижаку
- 1.3 Этапы процесса обучения
- 1.4 Техника физических упражнений
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1 Организация исследования
- 2.2 Методы исследования
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3.1 Антропометрические показатели и результаты тестов у девушек 12-13 лет, участвующих в эксперименте, на I этапе