2.1 Организация исследования
В нашем исследовании поставлена следующая цель - обучение техники прыжка в высоту способом «Фосбери-флоп», с использованием положительного переноса двигательных умений прыжка способом «перешагивание».
Цели и задачи реализовывались поэтапно в период с 2014 по 2015 год.
На первом этапе исследования (сентябрь-ноябрь 2014) изучались литературные источники, освещающие состояние проблемы исследования, определялось направление работы, формировались и уточнялись, задачи, цель, методы, гипотеза исследования. Разрабатывалась экспериментальная методика.
Методика обучения прыжку способом «Фосбери-флоп» разрабатывалась с учетом перехода от способа «перешагивания» к «Флопу» с дальнейшим использованием положительного переноса образовавшегося навыка. Задачи обучения, упражнения для их освоения, критерии и указания представлены в таблице 1.
Таблица 1
Методика альтернативного подхода в обучении современной техники прыжка в высоту
№ занятия |
Задача обучения |
Упражнения |
Критерии |
Указания |
|
1 |
учить разметке для разбега на 3 шага, и прыжку перешагиванием с 3 шагов |
Ходьба с перекатом с пятки на носок; Ходьба перекатом с пятки на носок, но с подпрыгиванием на каждый шаг; Подпрыгивание через шаг (определение толчковой ноги) |
Туловище держать вертикально, на работу рук не обращать внимание. Следить за правильностью подбора разбега. |
Место отталкивания 60 см. от планки: Последний шаг (1) - 4 стопы 2 - 5 стоп 3 - 4,5 стопы. |
|
2 |
научить прыжку перешагиванием с 5 шагов разбега |
Повторить 1 - 3 упражнения предыдущего занятия. Научить отталкиванию после 3 шагов разбега поточно. Повторить прыжок с 3 шагов разбега. Учить прыжку с 5 шагов разбега со следующей разметкой: 5 стоп; 6 стоп; 5,5 стоп, 5 стоп; 4,5 стопы |
Прямое положение туловища, приземление на толчковую ногу, один шаг пропускается счет на 3. Разгонять таз за счет протягивания опоры под себя и сохранения вертикального положения туловища с вертикальным вылетом вверх, при правильном выполнении появляется ощущение подбрасывания, за счет мышц толчковой ноги. |
В разбеге изменять положение наклона туловища до вертикального, с переходом от проталкивания на бег накатом (с подтягиванием опоры на себя). Обращать внимание на ритм, мах и вылет вверх. При переходе через планку использовать простейший вариант. |
|
3 |
научить прыгать способом «перешагивание» с дугообразного разбега |
Повторить прыжки через планку на доступной высоте с разбега 5 шагов Повторить переход от разбега с проталкиванием на бег накатом (за счет протягивания опоры под себя) Акцентировать внимание на ритм разбега. |
Следить за рабочей позой и ее изменение при входе в дугу, работа рук, увеличение темпа движений и ритм, сохранение максимальной амплитуды движений, снижение траектории движения таза |
Изменение разбега с прямого на дугообразный происходит с сохранением соотношения между шагами, которые выполняются: первые два с начала разбега по прямой; три следующих по дуге. Угол последнего шага разбега по отношению к планке сохраняется как в прямом разбеге. |
|
4 |
учить переходу планки с выполнением маха с закручиванием |
Прыжки с дугообразного разбега постепенно изменяя направление маха в начале вдоль планки, а затем с закручиванием маховой ногой в сторону от планки (отталкивание, переход через планку) В переходе через планку, в процессе полета нужно ложиться вдоль планки - горизонтально. |
Следить за исходным положением для начала толчка, накат туловища на стопу толчковой ноги, начало маха и подброс туловища бедром маховой ноги, подхват руками и подброс плеч, положение частей туловища в момент окончания толчка, достижение оптимальной высоты взлета, опрокидывание назад, расположение звеньев тела для достижения максимального вращения нал планкой |
При выполнении прыжков с дугообразного разбега мах вначале выполняется вдоль планки, затем с закручиванием от планки при сохранении вертикального положения туловища в момент окончания отталкивания. |
|
5 |
продолжить учить переходу через планку, с приземлением на плечи. |
Мостик с приземлением на плечи (подъем обратно) Прыжки через планку в целом, можно использовать отталкивание от мостика |
Следить за расположением звеньев тела для достижения максимального вращения над планкой, завершение перехода, выпрямление ног коленных суставах, принятие обычного положения для безопасного приземления. |
Сохранять наклон в сторону центра дуги, вылет вертикально, быстро опускать плечи за планку, брать ноги на себя. |
На втором этапе исследования (декабрь-февраль 2015 года) проверялась эффективность разработанной нами методики.
Проводился педагогический эксперимент. Для этого были созданы экспериментальная и контрольная группы (в каждой группе был лидер и аутсайдер). Были сняты антропометрические показатели для выявления однородности групп. Экспериментальная группа тренировалась в СДЮСШОР по спортивной гимнастике, в городе Ижевск в понедельник, среда, пятница с 15.30 до 17.00. тренер-преподаватель Лучинкин Роман Андреевич. Контрольная группа тренировалась в легкоатлетическом манеже г. Ижевска, вторник, четверг, суббота с 18. 00 до 19. 30. тренер-преподаватель Лучинкин Роман Андреевич.
Общее количество испытуемых 10 человек. Возраст 12 - 13 лет (девочки). Продолжительность тренировки 2 академических часа. Количество тренировок 3 раза в неделю.
Экспериментальная группа тренировалась по разработанной нами методике, контрольная - по традиционной методике В.М. Дьячкова и А.П. Стрижака, и по программе по легкоатлетическим прыжкам для детских юношеских спортивных школ (программы показаны в главе I, раздел 1.2, 1.3). Разница между экспериментальной и традиционной методикой заключалось в сокращении срока обучения данному прыжку, в связи с подобранными нами упражнениями. В методике В.М. Дьячкова и А.П. Стрижака, по которой занималась контрольная группа, обучение проходит за 7-9 занятий, а по разработанной нами методике для экспериментальной группы обучение проходит в течение 5 занятий.
Условия экспериментальной и контрольной групп по уровню материально-технического обеспечения, квалификация педагогического состава, уровню физической подготовленности не имели принципиальных отличий. В конце исследования нами было проведено повторное тестирование.
На третьем этапе исследования (март-май 2015) проводилась математико-статистическая обработка полученных данных и оформлялась выпускная квалификационная работа в соответствии со стандартными требованиями.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- 1.1 История возникновения и развития прыжков в высоту
- 1.2 Методика обучения способа «Фосбери Флоп» по В.М. Дьячкову и А.П. Стрижаку
- 1.3 Этапы процесса обучения
- 1.4 Техника физических упражнений
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1 Организация исследования
- 2.2 Методы исследования
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3.1 Антропометрические показатели и результаты тестов у девушек 12-13 лет, участвующих в эксперименте, на I этапе
- 3.7. Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»
- 5. Обучение технике прыжков в высоту
- 4. Техника прыжков в высоту
- 24.Обучение технике прыжка в высоту способом «фосбюри-флоп».
- Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
- Техника прыжков в высоту
- Тема 8. Техника прыжка в высоту способом “перекидкой”.
- Тема 9. Техника прыжка в высоту способом “перешагивание”,
- Тема 6. Обучение технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание».