2.1 Анализ состояния рынка гостиничных услуг на территории рф.
Гостиничный бизнес - один из самых быстро и успешно развивающихся в России и во всем мире. В последние годы огромных масштабов достигло строительство гостиниц Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, значительно возросло число гостиниц и в других крупных городах нашей страны. Не менее активно идет строительство гостиниц Новосибирска и Нижнего Новгорода. [6]
В мире сложилось более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 7 млн номеров из почти 13 млн (более 50% гостиничных номеров в мире). Такой ажиотаж в сфере гостиничного бизнеса, в первую очередь вызван огромным спросом на гостиничные номера. [11]
По данным Госкомстата, за последние десять лет российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%, а на конец 2013 года число гостиниц на рынке увеличилось на 9%. [21] По данным DISCOVERY Research Group, быстрый рост операционных доходов гостиничных предприятий (на 31% за 2012-2014 гг.) привел к росту числа открываемых гостиниц. На конец 2012 в России работало 4 369 гостиниц (включая санатории и пансионаты) на 186,7 тыс. номеров и 368,3 тыс. мест. Из них, по оценкам экспертов Jones Lang LaSalle и Colliers International, только около 14 тыс. номеров соответствуют современным гостиничным стандартам.
Среди ключевых тенденций развития гостиничного бизнеса в России можно выделить: [10]
- приток инвесторов в гостиничный бизнес, постепенное насыщение сегментов жилой, офисной и складской недвижимости.
- ускоренное развитие сегмента гостиничной недвижимости в регионах.
- выход на гостиничный рынок инвесторов, не связанных с гостиничным бизнесом.
- увеличение привлекательности многофункциональных объектов для инвесторов.
- создание производств полного цикла российскими туроператорами.
- консолидация гостиничного бизнеса.
- покупка зарубежных гостиниц российскими компаниями и предпринимателями.
Важным фактором российского рынка гостиничных услуг является проникновение международных сетевых компаний. Это в первую очередь связанно с недостатком опыта российских компаний в гостиничном бизнесе. Их проникновение на российский рынок происходит различным путем: присоединением уже построенных гостиниц, поглощение конкурирующих гостиничных цепей, строительством новых объектов по своим технологиям и на свои средства. [36]
С этим напрямую связана тенденция к росту числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц. Здесь необходимо отметить некую противоречивость рынка гостиничных услуг. Несмотря на то, что в основном рост инвестиций характерен для гостиниц высокого сегмента – «4 звезды» и «5 звезд», существует тенденция к сокращению числа подобных гостиниц. Это объясняется тем, что сроки окупаемости дорогих отелей гораздо меньше, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов.
Инвесторы, управляющие компании и администрация города как структуры, формирующие спрос на рынке строительства гостиниц, в настоящее время достаточно активны и на развитии отелей среднего ценового сегмента (сегмента малых гостиниц). Сюда включены придорожные мини-гостиницы, аппарт-отели и частный сектор гостиничного бизнеса. [8]
В настоящий момент серьезной альтернативой гостиницам в таких условиях становятся съемные квартиры с посуточной оплатой – апартаменты. Можно сказать, что именно из таких апартаментов «вырос» петербургский рынок мини-отелей, которые по большей части представляют собой выкупленные подъезды в многоквартирных домах. К настоящему времени предложение гостиничных услуг этого сектора в Санкт-Петербурге находится на том уровне, когда уже можно говорить о конкуренции. Подтверждением этому служит возникновение ассоциации мини-гостиниц. Такая кооперация, скорее всего, поспособствует еще и тому, что теперь услуги большинства мини-гостиниц, до сих пор разрозненные, обретут некоторый регламент и выйдут на более цивилизованный уровень. Московский рынок мини-гостиниц пока развивается медленно, несмотря на то, что инвестиционная деятельность в этом секторе имеет хорошую перспективу.
Гостиничный фонд региона Золотого кольца насчитывает около 130 гостиниц (суммарный фонд - около 7000 номеров). Из низ около 40% гостиниц расположено в Ярославской области, 30% - во Владимирской, еще 30% приходятся на Ивановскую и Костромскую области. В 2014 году в Сочи открылись гостиницы на 20 тыс. номеров, только в Параолимпийской деревне 800 номеров, из них – 200 номеров для инвалидов. [33] По мнению экспертов, рынок гостиничных услуг на сегодняшний момент не удовлетворяет потребностям современного клиента, но учитывая возникновение новых потребностей и видоизменение существующих, отсутствие механизмов коррекции и оперативного межведомственного планирования, то возникает справедливый вопрос: а сможет ли отечественный гостиничный бизнес обеспечить удовлетворенность потребностей клиентов сегодня и отдаленной перспективе? Анализ состояния гостиничной отрасли Российской Федерации свидетельствует о существенном отставании темпов ее развития, а учитывая крупномасштабные мероприятия, такие как Олимпийские игры, Всемирный Саммит, Универсиада, и Чемпионат мира по футболу и др., заставляет обратить особое внимание на материально-техническое состояние гостиниц и на уровень квалификации персонала в гостиницах. Основными проблемами гостиничной индустрии сегодня в России являются: [16]
- устаревший номерной фонд, 60 % от общего номерного фонда было построено более 30 лет назад;
- нехватка средств размещения категории «3 звезд», для развития не только бизнес - туризма, но и для развития экскурсионного, познавательного туризма и др.;
- высокие цены на гостиничные услуги;
- недостаточный уровень подготовки специалистов, работающих в сфере туризма, дефицит специалистов среднего и младшего звена, нежелание выпускников высших учебных заведений работать на начальных позициях в гостиницах (горничные, официанты и так далее), привлечение на эти должности граждан иностранных государств;
- отсутствие полноценной государственной статистической информации о состоянии туристской индустрии в Российской Федерации;
- невысокие показатели загруженности гостиниц в регионах, чему способствует состояние региональной туристской инфраструктуры, и в первую очередь транспортной;
- политическая и экономическая нестабильность страны;
- проблемой на сегодняшний день остается вопрос классификации гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.
В результате, развитие гостиничного рынка, которое не отличалось высокой динамикой в благоприятных экономических условиях, в нынешней ситуации после введения санкций в 2014 году осложнился еще больше. Результаты проведенных исследований, позволили выявить ряд принципов повышения эффективности функционирования гостиничных систем: [2]
ориентация на развитие перспективных направлений гостиничной деятельности (происходит трансформация самого понятия гостеприимства; гостиницы более низкого уровня стремятся внедрить организационно- технические методы, технологии и услуги, которые ранее были присущи отелям высокой категории: создание комплексов собственных бизнес услуг, SPA-салонов, прачечных, химчисток и др.);
повышение качества и расширение спектра гостиничных услуг (теперь и гостиницы трех звезд начинают внедрение интерактивного телевидения, автоматизированных систем управления, основанных на принципах «умного дома», широкополосного доступа в Интернет и IP-телефонии);
сокращение операционных издержек и комплексное сопровождение жизненного цикла гостиничного продукта;
гибкий подход к схеме работы с поставщиками и подрядчиками с ориентацией на потребителя;
непрерывное повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров, мотивация и удержание персонала (осуществляется инвестирование в непрерывное обучение персонала, создание системы стимулов и преференций для освоения смежных профессий и углубления знаний в области социальной психологии и педагогики, индивидуализации подхода и предвосхищении желаний потребителя, создание командных принципов работы).
На качественное обслуживание в гостиничном предприятии оказывает воздействие четыре основных фактора: [36]
1. состояние материально-технической базы, а именно, удобная планировка и качественная отделка помещений гостиницы, оснащение ее общественных помещений и жилых номеров комфортабельной мебелью и оборудованием, полные комплекты высококачественного белья, современное высокопроизводительное кухонное оборудование, удобное лифтовое хозяйство и другое.
2. прогрессивная технология обслуживания подразумевает порядок и способы уборки общественных помещений и жилых номеров, регистрацию и расчет с клиентами, рецептуры приготовления блюд и напитков в ресторанах и барах, формы обслуживания в торговых залах и многое другое.
3. высокий профессионализм и компетентность обслуживающего персонала, его умение и готовность четко, быстро и культурно обслужить гостя.
4. непрерывное повышение качества обслуживания, включающее разработку и внедрение стандартов качества, обучение персонала, контроль, корректировку, совершенствование обслуживания на всех участках деятельности гостиницы и всех этапах формирования и предоставления гостиничных услуг.
Гостиничные рынки Москвы и Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние на состояние гостиничной отрасли страны в целом. Однако в последние годы и здесь наметились некоторые сдвиги, проявляющиеся, в первую очередь, в сокращении доли столиц в общем отраслевом балансе. Процесс деконцентрации происходит на фоне оживления гостиничных рынков других регионов. К числу таких стремительно развивающихся районов относится, в первую очередь, город-курорт Сочи, инвестиционная привлекательность которого не уступает столичным городам, Краснодарский край, а также ряд городов-миллионеров, например, Екатеринбург. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. В значительной степени там активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня. [26]
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические аспекты сегментации рынка в туристической отрасли.
- 1.1 Основные понятия и виды сегментации в туризме.
- 1.2 Законодательные акты, регламентирующие гостиничную деятельность на территории рф.
- 1.3 Способы и методы определения качества гостиничных услуг.
- 2. Анализ состояния гостиничных услуг.
- 2.1 Анализ состояния рынка гостиничных услуг на территории рф.
- 2.2 Анализ состояния гостиничных услуг по Санкт-Петербургу.
- 2.3 Анализ деятельности хостела «ВестаHostel».
- 3. Разработка программы по повышению эффективности реализации гостиничных услуг хостела «ВестаHostel».
- 3.1 Расчет экономической деятельности хостела «Веста».
- 3.2 Экономическое обоснование, программы повышения эффективности реализации услуг, с учетом выбранного сегмента.
- Заключение.
- Список литературы