logo
Елисеева 123 - копия

2.3 Виды туризма

Воеводство предоставляет благоприятные условия для активного вида отдыха (велопрогулки, конный спорт, морская ловля и охота). Поморское воеводство это и центр проведения ежегодной ярмарки Св.Доминика, а так же различных регат, фестивалей, концертов.

Поморское воеводство располагает хорошо развитой сетью парусных пристаней, (Устка, Леба, Владыславов, Пуцк, Ястарн, Юрат, Хель, Гдыня, Гданьск, Крыница Морска). Важнейшее значение для морского сообщения имеют порты в Гданьске, Гдыне и Устке. Они связаны пассажирскими линиями с Карльскруной, Нюнесхамном, Балтийском, Борнхольмом и Калининградом.

В регионы созданы условия для развития активного туризма. Парусные центры и прокаты, находятся в основном при парусных пристанях Устки, Лебы, Хельского полуострова, Пуцка, Гдыни, Гданьска и Крыницы Морскей, а также на берегах большинства крупных озер, доступны так же туристические, учебные и квалификационные рейсы по Гданьскому заливу.

Поморское воеводство - единственное в Польше, обладающее двумя 18- лунковыми полями. На территории функционирует гольф-комплекс - Sierra Golf Club, находящиеся в окружении Тригородского Парка Природы. Второй клуб Постолово Golf Club находится в 28 км от Гданьска. При нем работают 2 академии. Тренировочная территория представлена в виде driving range, practice bunker, chipping & putting greek. Площадь территории, на которой простирается поле, составляет 100 га, а длина всей трассы игры - 6450 м.

Подводный туризм развит на озерах. Большой популярностью пользуются воды Пуцкого залива и открытой Балтики. Там скрываются около 24 остовов кораблей, затопленных на глубине от 5 до 70 м, посещение которых требует не только соответствующего умения, но также и разрешения. На территории воеводства ряд школ предлагают курсы по подводному спорту.

В Поморском воеводстве созданы условия для катания на лыжах. Шесть профессионально подготовленных спусков с бугелями ждут любителей зимних видов спорта. Горнолыжные центра расположены в Кашубии, 300 - метровые трассы ожидают лыжников, которые хотят попробовать свои силы на прибрежных склонах. Пшивидз, Вежица, Кошалково - это места, которые в дополнение к хорошо подготовленным спускам предлагают также  прокат инвентаря, а для уставших от  катания на лыжах вкусные блюда региональной кухни.

Лечебно-оздоровительный туризм в Поморском воеводстве базируется на использовании в санаторно-курортных комплексах природные лечебные ресурсов: минеральных вод (бромных (3,34%), йодных, борных), лечебных грязей Основные профили лечения: болезни дыхательных путей, опорно-двигательного аппарата, ревматические, обмена веществ, нервной системы и щитовидной железы. Санаторно-курортные комплексы функционирует в Гдыне, Крынице Морской, Сопоте, Шимборке, Ястарне, Лебе, Стегне, Устке.

Деловой и конгресс туризм в Поморском воеводстве частично связан с городским туризмом. Это еще не полностью освоенный сегмент туристического рынка в этом регионе. Данный вид туризма находиться в стадии постоянного постепенного развития ввиду большой конкуренции, как в Восточной Европе, так и в Балтийском регионе. Центрами делового туризма в Поморском воеводстве являются Гданьск, Гдыня и Сопот. Конгресс туризм развивается на базе исследовательских институтов международного уровня.

Сельский туризм развит в Кашубах, здесь можно познакомиться с различными ремеслами местного населения: гончарным делом, вышивкой на костюмах, салфетках, скатертях. С культурой кашубов можно ознакомиться и в Кашубском этнографическом парке в местности Вдзыдзе-Кишевске. Здесь организуются фольклорные мероприятия, ярмарки и показы народного искусства [5].

В регионе проводятся различные мероприятия: ярмарки (Ярмарка св. Доминика, Ярмарка Грифитов) фестевали (Международный фестиваль органной музыки в Кафедральном соборе в Гданьске, Джаз Янтар фестиваль ) рыцарские турниры, театральные спектакли и выступления музыкальных коллективов, и даже чемпионат мира по ловле янтаря.

Байдарочный туризм в регионе – популярный способ совмещения активного отдыха в непосредственном контакте с природой. На выбор предлагается много рек с разной степенью трудности: Брда, Вда, Лива, Слупя, Радуня (горный характер имеют Лупава, Леба, Вепша), самый живописный путь проходит по так называемому Радуньскому Кольцу - рядом из 14 озер.

Большим интересом иностранных туристов пользуется также охота, курирует эту деятельность Польское Общество Охотников. Поморский регион покрыт густыми лесами, которые изобилуют промысловыми животными,  что особо привлекает охотников. Здесь работают охотничьи клубы, которые в дополнение к различного рода охоте (на кабанов, косуль, оленей, лисов и птицу) предоставляют также жилье в хороших условиях и отличную еду.

Конные заводы и кавалерийские школы предоставляют возможности для конного спорта, они организуют так же поездки на санях и бричках. Маршруты проходят по разным местностям от поездок по лугам, лесным дорогам до берегов приморских пляжей.

Поморское предлагает два подземных туристических маршрута. Среди лесов Даржлюбской пущи, на краю деревни Мехово, находятся гроты (пещеры), обнаруженные в 1818 г., которые до сих пор впечатляют своей тонкой красотой.  Вход в пещеру находится ниже уровня окружающей территории. Потолок пещеры выполнен из слоев песчаника, в сочетании с вяжущим известняком, стены создает сыпучий песок, а дно песчаное. Здесь можно увидеть сталактитовые образования. Самые красивые находятся в низком коридоре, который достигает почти 38м в глубину скалы, однако, эта часть пещеры доступна только для спелеологов.

Исторический водопровод XVIII века возник. Коридоры сетей водоснабжения протянулись под Старым городом в Прабутах. Сети водоснабжения пробегают в сводчатых коридорах под рынком, состоят из сети деревянных и чугунных труб, которые снабжали водой колодец на рынке. Расположены на глубине 3,5 м. Были выполнены при помощи открытого метода. Вход в каналы находится в фундаменте старой городской стены с восточной стороны. Они имеют форму большой, перевернутой влево буквы "F". Стены каналов выполнены из красного кирпича, имеют толщину от 70 до 80 см и сводчатые потолки. Высота каналов колеблется от 170 до 230 см, а ширина от 120 до 130 см. В каналах можно увидеть старые крюки и ниши для ламп и факелов. Это один из немногих памятников  инженерного искусства Пруссии в этом районе. После выхода из каналов открывается вид на постройки бывшего сахарного завода  1883 года. Водопроводные сети были созданы при существенной финансовой поддержке прусского короля Фридриха Вильгельма I, который внес для этой цели 10 000 талеров.

Скандинавская ходьба - это активная форма времяпрепровождения, которая возникла в Финляндии в 20-х годах прошлого века, и заключается в прогулке/ ходьбе со специально сделанными для этой цели палками. Сегодня это один из наиболее популярных видов активного времяпрепровождения. Во время ходьбы работает почти 90 процентов мышц человеческого тела. Одним из основных преимуществ Скандинавской ходьбы является большее сжигание калорий, чем при обычной ходьбе, и, следовательно, рекомендуется для тех, кто борется с лишним весом. Кроме того, занятия ходьбой укрепляют силу плеч, и, что важно снимает нагрузку с позвоночника и коленных и тазобедренных суставов. На волне популярности этого вида спорта, объекты для отдыха всё чаще в своём предложении имеют Скандинавскую ходьбу. Появляется также растущее число размеченных трасс для любителей этого вида прогулок.

Поморским центром Скандинавской ходьбы является Повят Картузы, в котором более 190 км размеченных троп. Разнообразный ландшафт, базы проживания и питания, а также многочисленные достопримечательности делают Скандинавскую ходьбу новым туристическим продуктом с потенциалом стать марковым продуктом Кашубии. Преимуществом этой ходьбы является факт, что это круглогодичный продукт, поскольку ей можно заниматься осенью и зимой. В общей сложности насчитывается 21 назначенных маршрутов различной сложности и протяженности. На маршрутах имеются информационные стенды с гипсометрическими графиками. Базами для обозначенных маршрутов являются: Жуково, Полево, Остшице, Помечино, Сераковице, Картузы и Косцежина. Кроме того, несколько маршрутов размечено и обозначено также на территории города и гмины Вейхерово [8].

3. РАЗРАБОТКА ТУРА В РАМКАХ МПП

3.1 МПП и его роль в развитии туризма

Одним из инструментов развития туризма в Поморском воеводства ориентированным на туристов из Калининградской области является вступление 27 июля 2012 года в силу "Соглашения о местном приграничном передвижении".Согласно этому нормативному акту, местное приграничное передвижение (далее по тексту МПП) - многократное пересечение российско-польской государственной границы жителями приграничной территориигосударства одной Стороны для пребывания на приграничной территориигосударства другой Стороны с целью поддержания родственных, социальных, культурных связей, а также обоснованных экономических и иныхконтактов, которые в соответствии с законодательством государства этой другой Стороны не относятся к предпринимательской либо трудовой деятельности, в течение срока, не превышающего срок, установленный настоящим Соглашением [10].

Приграничные территории - территории административных образований Российской Федерации и Республики Польша. Административные образования Российской Федераци и Республики Польша, составляющих приграничную территорию (на территории Российской Федерации: Калининградская область; на территории Республики Польша: Поморское воеводство: Пуцкий район; город Гдыня; город Сопот; город Гданьск; Гданьский район; Новодвурский район; Мальбурский район; Варминско-Мазурское воеводство: город Эльблонг; Эльблонгский район; Браневский район; Лидзбаркский район; Бартошицкий район; город Ольштын; Олыптынский район; Кентшинский район; Мронговский район; Венгожевский район; Гижицкий район; Голдапский район; Олецкий район).

Действительный проездной документ - действительные документы, удостоверяющие личность, дающие право на пересечение государственной границы и признаваемые Сторонами в этом качестве, за исключением дипломатического паспорта, служебного паспорта, паспорта (удостоверения личности) моряка. Разрешение на местное приграничное передвижение" (далее - разрешение) - документ, выдаваемый жителям приграничной территории государства одной Стороны, предоставляющий им право на многократный въезд, выезд и пребывание на приграничной территории государства другой Стороны на условиях, установленных настоящим Соглашением. Жители приграничных территорий - граждане Российской Федерации, граждане Республики Польша, граждане третьих государств и лица без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях, на приграничных территориях не менее 3 (трех) лет .

Разрешение действует в течение двух лет. Оно позволяет пребывать на приграничной территории до 90 дней за полугодие, при этом безвыездно находиться в Польше можно не более 30 дней. Отметим, что документ не может быть выдан на срок, превышающий период действия загранпаспорта. После истечения срока действия первого разрешения на посещение приграничных территорий тем, кто не нарушал правила МПД, второе может быть выдано на пятилетний срок.

Введение для жителей Калининградской области и части повятов Поморского и Варминско-Мазурского воеводств возможности пересечения границы на основании специальных разрешений позволило им на более частые связи, из чего извлекла пользу туристическая и торговая индустрии. Благодаря МПП развилось также научное сотрудничество, молодежный обмен или взаимные связи неправительственных организаций.

С согласия Европейской комиссии государства-члены Европейского союза могут подписывать соглашения о местном приграничном передвижении со своими соседями, не являющимися членами ЕС.

На основании такого соглашения жители приграничной зоны договорившихся сторон (30 км, а в некоторых случаях до 50 км в глубь территории каждого из государств) вправе регулярно пересекать общую границу для пребывания в приграничной зоне другой страны по социальным, культурным или обоснованным экономическим причинам или семейным обстоятельствам.К настоящему моменту Польша подписала два соглашения о местном приграничном передвижении – с Украиной (вступило в силу 1 июля 2009 года), Российской Федерацией (вступило в силу 27 июля 2012 года).

Включение всей Калининградской области в соглашение о местном приграничном передвижении и адекватной территории Польши было общей инициативой обоих государств. Стороны признали, что особенный статус анклава требует применения по отношению к нему юридического решения,

выходящего за рамки положений, определенных в «Регламенте (ЕС) № 1931/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС от 20 декабря 2006 г. о правилах местного приграничного передвижения на внешних сухопутных границах государств-членов и об изменении положений Шенгенской конвенции»2.Соглашение о местном приграничном передвижении с Калининградской областью является тем самым исключением из правил, принятых до сих пор в Европейском союзе. С российской стороны оно распространилось на всю Калининградскую область. А с польской стороны в его территориальную зону входит часть повятов из двух воеводств: Варминско-Мазурского воеводства (города Эльблонг и Ольштын, а также повяты Эльблонгский, Браневский, Лидзбаркский, Бартошицкий, Ольштынский, Кентшинский, Мронговский, Венгожевский, Гижицкий, Голдапский, Олецкий) и Поморского воеводства (города Гданьск, Гдыня, Сопот и повяты Гданьский, Новодворский, Мальборский). Тем не менее «на территории Калининградской области находятся зоны, въезд иностранцев в которые законодательно ограничен и для их посещения требуются специальные разрешения. Подобный порядок действует на территориях вблизи военных подразделений, охраняемых объектов, организаций и военных формирований.

Следует принять во внимание то, что не все зоны специально обозначены3». Разрешение МПП дает также право посещать приграничные зоны Российской Федерации в Калининградской области, без получения дополнительных разрешений, за исключением зоны между государственной границей и линией инженерно-технических сооружений, а также стометровой зоны вдоль берега реки Немен4. Этим соглашением может воспользоваться максимально 2,8 млн. человек (из которых около 941 500 с российской стороны и 1 900 000 с польской стороны). «Разрешение на местное приграничное передвижение дает право многократного въезда, выезда и пребывания исключительно на территории Калининградской области однократно до 30 дней от даты въезда.

Суммарное время пребывания не может превышать 90 дней в течение каждого периода в 6 месяцев, начиная от даты первого въезда. Разрешение на местное приграничное передвижение не является визой и не разрешает въезд на территорию других субъектов Российской Федерации, кроме Калининградской области». Карта МПП не дает права на «коммерческую», а также трудовую или предпринимательскую деятельность [9]. Генеральное консульство РП в Калининграде в период с 27 июля 2012 по 31 августа 2013г. приняло 131856 заявлений на выдачу разрешений в рамках МПП, из которых на настоящий момент выдано 117096 разрешений. Однако с начала действия соглашения о МПП россияне выдали 30 тыс. разрешений, из которых 16 тыс. в 2013 году. С 2011г. на границе с Калининградской областью наблюдается динамический рост приграничного передвижения. В 2010г. пограничная служба РП зарегистрировала 1451492 пересечения границы с Россией, в 2011г. 2373517 пересечений, в 2012г. 4073142 пересечения (из которых 107809 в рамках МПП), а в I половине 2013г. 2745053 пересечения (310860 в рамках МПП). Итак, местное приграничное передвижение не было непосредственной причиной роста передвижения на границе. Это происходит потому, что растет количество пользующихся разрешениями МПП и визовое разрешение на передвижение заменяется передвижением на основании разрешений МПП. Среди четырех автомобильных пограничных переходов с Калининградской областью самыми популярными являются: Гжехотки-Мамоново II и Гроново-Мамоново (переход привлекателен для Трехгородского региона), однако меньшее движение наблюдается через переходы Безледы- Багратионовск и Голдап-Гусев. Можно заключить, что переход в Гронове работает на 90% от проектной пропускной способности, переход в Гжехотках на 60%, переход в Безледах на 60% от проектной пропускной способности, а переход в Голдапи на 40%. Тем не менее случается, что эти переходы (особенно Гроново и Гжехотки) работают с более чем 100% нагрузкой, особенно в период усиленного движения в рамках МПП по субботам и воскресеньям, когда количество автомашин, оформляемых на переходах, значительно превышает проектную пропускную способность. Например, пограничный переход в Безледы-Багратионовск осуществляет оформление 3500 машин, несмотря на то, что он запроектирован на оформление 900 транспортных средств в сутки.

Соглашение о местном приграничном передвижении имеет существенное значение для развития взаимных отношений между людьми, местного сотрудничества, торговли и туризма. Непосредственным результатом введения МПП был рост торговых оборотов в приграничной зоне, на которую распространяется соглашение. В период с 1 января по 15 августа 2013г. на границе с Калининградской областью Таможенная служба в рамках системы такс-фри приняла 56722 фискальных чека на сумму около 65 млн. польских злотых (в 2010г. таких чеков было 4484, а в 2012г. 40126). Здесь необходимо подчеркнуть, что чеки в рамках системы выдаются на товары стоимостью более, чем 200 польских злотых, не все магазины их выдают, и кроме того, не возвращается сумма налога на добавленную стоимость (НДС) за гостиницы и рестораны. Это означает, что реальная сумма, потраченная россиянами, приезжающими в Польшу, в несколько раз больше. Главное статистическое управление оценивает, что за I квартал 2013 года россияне, приезжающие в Польшу в рамках МПП, потратили 113,2 млн. польских злотых (рост на 89,6%, по сравнению с аналогичным периодом 2012г., когда не действовало соглашение о МПП). Сумма денежных средств, оставленная поляками, выезжающими в рамках МПП в Калининградскую область, оценивается в 96 млн. польских злотых (рост на 95,5%)[13] . Во II квартале 2013г. российские граждане потратили 124,8 млн. польских злотых (рост на 54,8%, по сравнению с аналогичным периодом 2012г., когда не действовало соглашение о МПП), Поляки на территории этой области потратили 87,6 млн. польских злотых (рост на 47,2%)10. Это означает, что за первое полугодие 2013г. россияне оставили в Польше, по крайней мере, 238 млн. польских злотых, а поляки в России 143,2 млн. польских злотых. Существенным является то, что расходы, понесенные россиянами за I полугодие с.г., составляли 6,1% от общих расходов иностранцев в Польше, а расходы поляков, приезжающих в Калининградскую область составляли даже 49% от общей суммы расходов поляков, пересекающих польскую сухопутную границу. Итак, это противоречит утверждениям российской стороны, что из соглашения о МПП материальную выгоду имеет только польская сторона. Это указывает на экономический потенциал Калининградской области и его привлекательность для поляков. В общественном значении МПП привнесло рост заинтересованности к Польше среди жителей Калининградской области. Заметно воспользовался соглашением прежде всего г. Гданьск (и шире Трёхградье/Труймясто), тем более, что россияне начали замечать исторические сходства между этим городом и Калининградом. Также и жители Гданьска, хотя в меньшей степени, начали интересоваться областью и его столицей. Из данных Польской турситической палаты вытекает, что число россиян, приезжающих в Польшу с июля 2012 г., увеличилось в 3,5 раза (без сезонного роста во время каникул) и удержалось на высшем уровне также зимой и в праздничные дни. Кроме того, по исследованиям, переведенным в Гданьске, более чем 70% российских туристов это жители Калининграда, а около 25% исследуемых россиян было в Гданьске в первый раз. Почти 33% исследуемых граждан приезжает в Гданьск регулярно. Преобладают короткие пребывания, а более чем половина приезжает в Гданьск на один день. Главной целью приезда исследуемых являются покупки. Из приезжих россиян более чем половина воспользовалась разрешениями в рамках МПП12. Кроме того, заметно достаточно четкое и быстрое переориентирование предложений по торговли и услугам в Гданьске к нуждам русскоязычных клиентов. Поэтому рост числа межчеловеческих связей вызвал также увеличенный спрос на курсы русского языка в Польше и курсы польского языка в Калининградской области. Местное приграничное передвижение облегчает также научное и культурное сотрудничество. Это касается как молодежных обменов в рамках сотрудничества начальных и средних школ, расположенных на территории МПП, межуниверситетского сотрудничества, неправительственных организаций, так и сферы, связанной с восстановлением и оживлением связей городской общественности. Введение МПП показало также очень большую эластичность сферы услуг (гостиницы, торговые сети), которые быстро приспособились к клиенту из Калининградской области. В гостиницах, ресторанах или магазинах введены надписи и обслуживание на русском языке. На дорогах Варминско-Мазурского и Поморского воеводств появились также обозначения на русском языке. Косвенным результатом увеличения числа приездов россиян (визовое движение) являются также планы введения информационной системы на русском языке в Гданьском аэропорту им. Леха Валенсы. Положительным результатом МПП является также увеличение отраслевых отношений (напр. визиты представителей гостиничного и ресторанного бизнеса) и развитие курортной инфраструктуры, главным образом на территории Варминско-Мазурского воеводства. Косвенным результатом МПП является также увеличение сотрудничества между местными органами самоуправления (особенно в Варминско-Мазурском воеводстве), прежде всего в сфере расширения транспортной и туристической инфраструктуры. Примером может послужить создание Мазурского туристического кластера, одной из главных целей которого является обмен информации на тему российского рынка. Местное приграничное передвижение имеет также влияние на общественное сознание россиян, проживающих в этой области. Благодаря более частым связям с Польшей, жители Калининграда принуждают местные власти предпринимать действия, связанные с улучшением качества жизни в области. Примером могут послужить ремонты дорожной инфраструктуры, например, т.наз. модернизация „Берлинки”14, расходы на которую на территории области почти полностью будут покрыты из денежных средств Европейского союза. Кажется, что усиленные межчеловеческие связи имеют также влияние на самоидентификацию жителей области, которые чаще всего называют себя калининградцами или жителями области, но реже россиянами. Вступление в силу соглашения о местном приграничном передвижении вызвало также расширение сотрудничества между польскими и российскими пограничными службами. Увеличение движения вызвало также введение облегченного режима пересечения границы. С российской стороны это автоматическое печатание миграционных карт для въезжающих на территорию области (кроме польско-российской границы такая система функционирует исключительно в части терминалов московских аэропортов Шереметьево и Внуково) и упрощение для тех, кто въезжает на собственных автомашинах на основании карт МПП. Польские службы также ввели облегчения, так называемую е-booking, то есть электронное извещение о прибытии организованных туристических групп на дорожные пограничные переходы Республики Польша; э-таможенную пошлину (e-cło) – которую составляют несколько систем, предоставляющих, в частности, возможность уведомлять об отправлении товаров на пограничную таможню и обратное информирование таможни о выведении товаров из таможенной территории ЕС; а так же электронную регистрацию счетов в рамках системы Такс-фри (TAX FREE). Эти мероприятия значительно сократили время пограничного оформления – контроль документов тех, кто выезжает в рамках МПП сократился до 40 секунд, а остальных документов до 3 минут. На пограничных переходах введен также мониторинг, а каждый путешественник может проверить текущую ситуацию на Веб-страницах, например, http://www.granica.gov.pl. [7].